1. Разные способы содержания собак

Людмила Чебыкина
1. РАЗНЫЕ СПОСОБЫ СОДЕРЖАНИЯ СОБАК

   «Счастливая середина между слишком зависимой и слишком независимой собакой – это и есть идеал истинно преданной собаки». К.Лоренц «Человек находит друга», М., Мир, 1981.

               Картинки с натуры

    Закавказье, весна. На летние пастбища, одна за другой, поднимаются отары. Они текут, как ручейки (только не вниз, а вверх), сливаются в узких местах в целые потоки, преграждая путь машинам. В воздухе стоит пыль и сплошное блеяние. А вместе с отарами идут и сопровождающие их овчарки. Они трусят сбоку или сзади отары, в результате чего овцам труднее отбиться от своих и пристать к чужим. Встречаясь, собаки расходятся без драк. Территория, по которой они идут, не принадлежит ни одной из них. Чабаны подгоняют овец, на собак они не обращают особого внимания, но собаки и без слов знают, что им надо делать. Это знание они получают со щенкового возраста, подражая взрослым. Те, кто не понимают, не выживают.

    Деревня в Рязанской (или любой другой) области, на шоссе останавливается автобус. Из него вываливает куча пассажиров – с сумками, мешками, набитыми вещами и продуктами. Одни – живут здесь круглый год, другие – приезжают только на лето. Их встречают собаки – несколько разномастных дворняг. Вообще-то у них есть хозяева (одни – более или менее заботятся о своих четвероногих спутниках, другие – о них частенько забывают). Собаки живут по разным дворам, а к автобусу – ходят побираться. Это и способ добывания пищи, и доступный для собак вид развлечения.

   В той же деревне на цепи сидит пес – лает на проходящих мимо людей или пробегающих собак. Иногда его отводят в лес или на речку – и отпускают погулять. Он носится вокруг бешеными кругами и возвращается только потому, что боится остаться в малознакомом месте один. А лает в своем дворе, высматривая любую мало-мальски подвижную цель, потому что заняться ему, бедному, сидя на цепи, больше нечем.

   Берег Азовского моря, из машины выходит парочка, а с ними – крупный пес. Все дружно подходят к морю. Собаку ведут на поводке – она с подозрением нюхает воду, шарахается, когда вода с шипением лижет песок. В море пес заходит только вместе с хозяевами. И то – лишь по брюхо. А по берегу деловито бродят местные беспризорные дворняги, выпрашивают еду у отдыхающих. Часть из них – родилась и выросла на улице, часть – так же, как деревенские собаки, имеет формальных хозяев и двор (для проживания и охраны). Однако все они ходят «на заработки» - побираться у приезжих. А пес из машины – конечно же, из Москвы, Питера или другого крупного города.

   Примерно так выглядит содержание собак в современной России. Так что требование властей «водить собак на поводке и в наморднике» исполнимо только в больших городах. На остальной части России оно не соблюдается и соблюдаться не будет.
   И ведь что интересно! Если мы совершим путешествия по разным континентам и разным историческим эпохам, то сможет выделить все те же три основных способа  проживания собак – у человека или рядом с ним.
 
   1. Свободное, при котором собаки имеют слабую связь с хозяином и почти не управляются им, хотя и приносят несомненную пользу во время охоты или охраны территории.

  «Утром меня разбудил собачий концерт; поглядев сквозь щель в стене, я увидел старого вождя – он отправлялся на охоту в окружении своих собак. Вооруженный внушительным железным копьем, он выступал с большим достоинством в сопровождении двух юношей, также несших копья, а собаки прыгали и визжали от возбуждения
   Во второй половине этого первого дня прибежали две собаки, запыхавшиеся, с высунутыми языками. Тотчас одна из женщин бросилась щупать им животы, после чего с улыбкой обратилась ко мне:
- Мулам куман каан (сегодня вечером будем есть кабана).
Разгадка этого кажущегося дара ясновидения была очень простой: убивая кабана, охотники потрошили его и отдавали внутренности собакам. Наевшись, собаки бежали прямо в лагерь, где их раздувшиеся животы служили предвестником веселого пиршества». Пьер Пфеффер «Бивуаки на Борнео», М., Мысль, 1964.

   Полагаю, что те джунгли, где охотился старый вождь племени пунан, нынче вырублены. Не исключено, что сейчас это место посещается туристами. Что касается разномастных дворняжек, то они по-прежнему встречаются в Юго-Восточной Азии в изобилии, причем, безнадзорные. Они живут при рынках, где торговцы ставят им мисочки с кормом, ибо верят, что собаки отгоняют злых духов.
    Понятно, что такие собаки мешают туристам. В Таиланде, лет десять назад, было объявлено, что тот, кто возьмет такую собаку домой, будет обслуживать ее в ветеринарных клиниках бесплатно. Не знаю, сколько людей отозвалось на призыв.

    2.На цепи - постоянно или временно. Постоянно сидят на цепи – это, конечно, же собаки, охраняющие деревенское подворье, иногда – коттеджи или городские автостоянки, временно – собаки пастухов, охотников, ездовые собаки.

  «В ограде из колючего боярышника, сторожа мертвую козу и искусно сложенные кипы тюков, находились две овчарки гуртовщика, привязанные к крепким кольям короткими тяжелыми цепями. Это большие черные и могучие собаки, которых держат гуртовщики-коробейники в наших горах, а вовсе не те общепризнанные и известные овчарки, какие разводятся в Великобритании и Европе. Во время переходов эти собаки не отходят от ноги хозяина, а их обязанности, которые они весьма умело исполняют с большой пользой для дела, начинаются только после разбивки лагеря. Ночью они стерегут  его, охраняя от диких животных, - я знал двух таких собак, убивших леопарда, - а в течение дня, пока гуртовщик пасет стадо, они стерегут лагерь от незваных гостей. В происшествии, попавшем в официальный отчет, сообщается об одной из таких собак, которая убила человека, попытавшегося унести тюк из охраняемого ею лагеря». Джим Корбетт «Леопард из Рудрапраяга», М., 1991.

   Хотя речь идет о первой трети ХХ века, в Индии до сих пор много собак – как полностью безнадзорных, ведущих синантропный образ жизни, так и вполне «цивилизованных» – охотничьих, служебных, декоративных. В общем, в этом Индия более или менее сопоставима с Россией. Но в Индии до сих пор множество собак (и коров – священные животные! Не говоря уже об обезьянах) бродят по улицам. На них никто не обращает внимание. Индия – единственная страна (не верьте нашим «зоозащитникам», что такая практика, мол, мировая!), где пытались применить систему стерилизации и выпуска собак обратно на улицы. Ничего не поменялось за десятки лет. Но в индийские города, между прочим, до сих иногда заходят даже пантеры –есть кому сокращать численность безнадзорных животных. И чаще все же леопарды убивают собак, а не наоборот. А по части гибели людей от безнадзорных (подчеркиваю – безнадзорных, а не охраняющих хозяйское добро) - мы дадим фору кому хочешь…

   3.Непосредственно внутри дома, а на улицу – выходят на поводке или, по крайней мере, под присмотром хозяина.

  «Мы с Волком идем по проулку, огибаем водоразборную колонку и, выйдя на главную улицу деревни, видим, что метрах в двухстах впереди стоит Рольф, старый враг и соперник Волка. Нам нужно пройти мимо него, и, следовательно, встреча неизбежна. Эти две собаки, самые сильные в деревне и внушающие наибольший страх остальным, т.е. занимающие верхнюю ступень иерархической лестницы, терпеть друг друга не могут, но в то же время исполнены такого взаимного уважения, что еще ни разу не подрались». К.Лоренц «Человек находит друга», М., Мир, 1981.

  Общая тенденция понятна: чем выше давлении антропогенной среды, тем больше ограничений налагается на наших четвероногих друзей. «Отец» этологии, австрийский зоолог К.Лоренц, в начале прошлого века мог гулять со своими собаками по берегам Дуная, используя лишь голосовые команды. Попробовал бы он пройтись с собакой без поводка по этим же местам сейчас! Во многих местах Европы собака без поводка – это нонсенс. Во многих, но не во всех. Если, скажем, безнадзорных собак нет ни в Англии, ни в Германии, то в Италии они по-прежнему гуляют по древним развалинам и даже дерутся между собой на потеху туристам (за чей счет и кормятся). Дерутся, разумеется, по собственному почину.
   В первой половине прошлого века в Москве вполне порядочные люди просто выпускали своих собак погулять в городской дворик. Разумеется, не всех, а наиболее «благонадежных» - неагрессивных, знающих дорогу домой. Т.е. содержали так, как содержат этих животных в мелких городах и деревнях сейчас. Хотя и тогда они уже рисковали: собак могли украсть, убить или они попадали, скажем, под трамвай.