Кратко, длинно, жидко, густо, гуруподобно?

Юрий Николаевич Горбачев 2
1.Между сушняком и оживляжем

Эля! Вы когда-нибудь слышали слова "сушняк", "газетчина", "оживляж"? Сдаётся мне -нет. Без вашего дозволения(извините уж -они в открытом эфире) я просмотрел два -три десятка ваших "рец" авторам-прозорянам. Эти вполне искренние отклики опять-  таки невольно дорисовывают ваш словесный автопортрет убеждённой сторонницы простоты и лёгкости стиля необыкновенных.Ваша фирменная похвала -"легко читается".Что за ней? Какие подводные течения и камнепады тотальной разрухи в пропаганде и литературе? Вот что интересно. Просмотрев отмеченные вашим вниманием тексты, нельзя не заметить , что все они написаны по сути дела одним и тем же "сушняком". То есть бесцветно, плоско, безметафорично, способом "прямого говорения". И даже там где вы отмечаете как бы изыски стиля, ваши комплименты адресованы заведомому упрощению, облегчению, и даже примитивизации лексики, образного ряда, синтаксиса.(Синтаксически все эти тексты, будь то мемуарные зарисовки, исторические экскурсы или попытки написать рассказ или даже роман, выглядят особенно уныло. Подлежащее, сказуемое в лучшем случае односложно сочинённое или односложноподчинённое предложение - и тут же спотыкаешься о точку. НИКАКИХ ПОТОКОВ СОЗНИНИЯ, МЕТАФОР, образных контрапунктов, мифологем! Здесь красная черта.)И разве что один текст, стилизованный под античность  немного выламывается из общего унылого ряда древнегреческой раскраской. Но основа под этим псевдо-Вермейером та же -"сушнячок". Ваша выборка- зеркало ваших представлений о благе под прессом острой фазы блогерита.На сайте ведь есть и вполне "оживляжные" авторы. Не так много, но есть.

Вы произвели примечательную выборку, ярко иллюстрирующую произошедшую в нашем языке селекцию.Она начиналась ещё во времена, когда газеты писались на тарабарском языке отчётных докладов, а литература начала делиться на лексический дистиллят фантастики и "городских писателей" - с одной стороны и густопсовый замес "писателей деревенщиков" - с другой. Спрос на "оживляж" в газетах появился в годы перестройки, когда начали вырываться наружу протуберанцы раскрепощения и правды. Тогда журналисты начали опять писать , как их предтечи -газетчики Ильф и Петров, Кольцов, Булгаков и Платонов...Густо, образно, длинно...И не вина потребителей тогдашней пропаганды, что "сушняк" уже засел в головах.Потом начал наступать "деловой стиль", попёрла деловая и научно-популяризаторская литература, где опять произошла реанимация "сушняка".

 Потом из чисто коммерческих соображений книжный рынок обрушил на головы обывателя китчи массовой культуры  ("легко читается"), переводные книжки, переводчики которых , бывало, и руки на себя налагали, а вовлеченные в издательский процесс редакторы испытывали лёгкое чувство тошноты...Какие там художества! Главное , чтобы пипл хавал. Мат. Эзотерический ёрш.Криминал...

И вот потребившее всё это население(ну пусть не всё, а какая-то немалая его часть) взялось сочинять.Шлеп-шлеп по клавишам. И наружу выперло то, что потреблялось...Ну хотя бы вот это."Счастье – это восприятие твоей гармонии с Вселенной, которая всегда несет радость и умиротворение."
"Бесценный дар Высших Сил человеку: желание быть и чувствовать себя счастливым…" И он чувствует себя счастливым. Он испытывает радость и умиротворение. Ему теперь не мешают -ни перегруженные словами предложения Толстого, Лескова, Пруста, Платонова,Пастернака ни "замифологизированные" Гоголь, Достоевский, Амираджиби, Маркес, Кобэ Абэ...Творя новый фольклор из "сушняка" на его костерке он готов сжечь не только всю "художку"(слово из издательского сленга), но и остатки боле или -менее разноцветного восприятия окружающего мира...

2.Так что же такое художественная проза?

Дорогая N.N!Всё таки надо расти. Для начала одолейте хоть пару страниц "Осени патриарха" Маркеса.Это неоспоримый литературный гений -наш современник. И вы почувствуете, что такое художественная проза.Именно художественная, а не лысый, как ободранная кошка, недочерновик чего-то недописанного, недоделанного, уныло похожего на все, что пишется кем-то, кого клюнуло -самовыразиться. Попробуйте почитать Переса де Риверте, Умберто Эко, Дэна Брауна(в помощь голливудские фильмы, снятые по их произведениях -"Девятые врата", "Имя розы", "Код Давинчи"), лучше взять в библиотеке книжный вариант.Из русской классики-Набоков,Гоголь, Толстой, Лесков, Шмелёв. А там полегчает. Литературные шедевры как правило пишутся отнюдь не односложными предложениями. И блуждающая в соцсетях догма по поводу "краткости -сестры таланта" - тяжёлое наследие прошлого. Высказывавшиеся одобрительно по поводу "краткости -сестры", цитируемые напропалую училками и жертвами их пед. деятельности сайтовиками Чехов и Пушкин, произносили свои летучие фразы применительно к собственному творчеству да и то в пылу полемик со своими литературными оппонентами. Чехову надо было переплюнуть  Толстого с Достоевским, Пушкину - Лажечникова с Загоскиным и Булгариным, не говоря уж о Бестужеве-Марлинском или не стеснявшегося объёмов Метьюрине.Симтоматично, что ни дуэлянт , ни чахоточник так и не написали ни одного романа,хотя нередко не стеснялись на длинноты ("Степь", "Евгений Онегин"-роман, но в стихах.) Художественность текста убывает почти что пропорционально уменьшению его объёма, укорочению предложений и натыкиванию точек-что ни шаг. Тут уж ничего не попишешь. Даже гуру "телеграфного стиля" Хемингуэй отступил от своего генерального принципа, написав "Старика и море", где тебе -и длинноты, и библейские реминисценции.Тем и прославился в веках...А по поводу училок, так , скажем, мои однокашницы-филологини , всю жизнь проработавшие в школе, воспитаны на Фолкнере и Джойсе, как ни странно, а не на разноцветно-обложечных бестселлерочках.

 Относительно моих вытворяшек в жанре "магического реализма": пишите -конкретно-что не усваивается.Ругайтесь, если не совпадаем. Это только на пользу пойдёт и вам и мне...Что касается тавтологичности и сползания в "простое как мычание" хвалящих друг друга носителей сетевого фольклора, то это общая беда, но расстраиваться не стоит. Для мемуарного стиля особого оживляжа и не требуется. Чисто формалистическая природа скопищ словесных паразитов том, что в тексте не задействуются усложнённые синтаксические конструкции(вредит краткость). Если бы они БЫЛИ(длинноты)...От одного "был" или "стал" расстояние БЫЛО бы или СТАЛО бы куда больше -и  уже не чувствовалось бы тавтологии. Другая причина, с которой справиться сложнее, -это отсутствие навыка играть словами , начиная с фонетико-морфологического уровня. Третья , четвёртая, пятая и т.д - пересказ, а не ПОКАЗ сцен, "лекторское", а не репортажное изложение событий(эти приёмы лучше перемежать), неумение перехода на символический, метафорический язык, использования аллегорий и их контрапунктов. Всё это создаёт движение, хотя и повышает "вязкость " текста и увеличивает его объем...Не обязательно сильно загущать и становиться ортодоксом "густой прозы". Диалоги тоже хороши, если они работают на сюжет и контрапункт.  Тогда и у ПЕРВОЙ СКРИПКИ(название вашего сюжета про неверного мужа) появятся бёдра, и у блудливого муженька смычок оформится.Кстати , у Иннокентия Анненского есть великолепное стихотворение про смычок и скрипку. Любовня лирика. Без слова "любовь". Плюсом ваших черновиков к недописанным рассказам можно уверенно считать многие бытовые детали(но не показанные, а пересказанные -и поэтому нет картинки) и лексический отрыв от канцелярита, что , увы, удаётся не многим прозарянам. Творческих вам читательских и авторских успехов.

3. Велосипед махатмы Эльги

Эльга, хочу вас поблагодарить за реплику по поводу вашей неудачной попытки чтения моего романа...Особенно ценно то, что в нескольких предложениях вы создали хоть и весьма скупой и схематичный, но все же автопортрет своего (обращусь к ходульно-эзотерической терминологии) "ментального тела", а точнее его головной части. Впрочем, ваш капитально-программный трактат "Многоликое Я" в некоторой степени может служить раскраской ваших крайне скупых, даже скряжнически -скупых тезисов, вырвавшихся из плотно сомкнутых уст сетевой Пророчицы-гуру. Словес , порождённых трением  ясновидящих глаз по первым абзацам моей ИНКУНАБУЛЫ.

Процитирую ваше послание к прозарушным Коринфянам:"Homo sapiens – много ли дано тебе Высшими силами?! Труды Бога не видны и не доступны миру людей. Человек ничего не знает о своем пути. Он не может распознать испытания, которые предназначены для него, не может повлиять на количество горестей и радостей в своей жизни.
Но Высшими силами людям дана уникальная возможность: работать самостоятельно с внутренним «Я» без стороннего вмешательства. Именно от этого действия зависит внутренний мир и душевный покой личности. Внутреннее состояние, порождаемое регулируемым внутренним диалогом, является инструментом для возникновения связи между человеком и Богом."

На роль всевышних сил мне было бы претендовать излишне. Не Виссарион я, находящийся сегодня в Новосибирском СИЗО, не бог Кузя, создавший гарем из адепток, с которых собирал деньги на содержание домашнего зоопарка:птички, рыбки и даже крокодил.Но вы случайно не подзаряжаете энергией через комп или смартфон, а то что-то в боку постреливает...

Смотрите, Эльга! В "Многоликом Я" вы начали с проповеднически-лекторского, сухо-дистиллированного текста. Нулевого в смысле стилистической "шероховатости". Вы как бы спародировали тем самым речи бывшего , объявившего себя Христом,гаишника и даже писания основателя попавшей под прицел правоохранительных органов "Школы Шамбалы". Одна из его книг называлась "Путь дурака". Итак. В "Многоликом Я" вы изобретаете философско- эзотерический велосипед с шестерёнками- Элвин Тоффлер, Жак Липовицки, Фёдор Гиренок(все они писали про распад Я современного человека), приводя колёса неуклюжего транспортного средства зажёвывающей штанину цепью - Вивекананда,Блаватская, Гурджиев, Махариши, Рон Хаббард, Кастанеда...

В другом, более окастанеденном трактате "Храм Души" вы выводите героиню на берег моря(моря -то здесь и нет-ни запахов его, ни шумов, ни фауны, ни флоры-скуп,пресен язык Пророчицы, Вещательницы, Гуру)чтобы посудачить...О "волоконной структуре обители Души"...То есть опять об этих множащихся Я? Волоконная оптика(у вас добротное техническое образование) Я, так сказать. Текст, как и предыдущие-прямолинеен, изобилует штампами из эзотерических китчей, герои -химеры астрала-говорят на тарабарском языке кухонной эзотерики...Но куда везёт вас этот велосипед? Как вы сами думаете?