Пошаговая реформа школьной системы

Олег Литвишко
Эта работа появилась как результат споров с автором, известным на портале proza.ru, как Алеф Нун. Он попросил меня тезисно изложить мою позицию по развитию системы среднего образования.

Причина задуматься о модернизации школьной системы, конечно же глубже, чем простой спор с одним из авторов. О печальном состоянии школы не говорит только ленивый, а научно-экспертное сообщество буквально кипит от идей: ФГОС 4.0, «расшколивание», создание образовательной экосистемы, цифровизация, а вишенкой на торте является мечта, что скоро все ученики станут «самообучаемыми», то есть учителям останется только роль советников.
 
Я слежу за творчеством товарищей из портала «Вести образования», YouTube канала «Образователи» и закрытого клуба «Норма и деятельность». Там среди авторов, что не имя, то Имя: директора педагогических ВУЗов, доктора наук, академики и прочие кандидаты. Называют они себя «Путеводителями думающих людей». Меня это обижает, наверное, по тому, что я в «думающие» не попал, мне даже не удалось зарегистрироваться на этих порталах. А вообще-то выглядит это хамовато, не достойно интеллигентных людей. Но это мелочи.

По-настоящему же убивает другое, то, что эти десятки видных ученых, раздув от собственного величия щеки, как паруса, носятся по кругу, не принося никакой пользы ни школе, ни родителям, ни государству. Именно эти деятели, судя по всему, формируют теоретическое обоснование государственной политики в области образования, во всяком случае Греф публично целует их в темечко, они оккупировали Сколково, их уши видны за последними инициативами Президента, который поставил свое имя под их ересью о воспитании (кому интересно, почитайте последний закон «О воспитании»).
 
Один из лидеров этой тусовки академик А.Г. Асмолов заявил: «… что бы мы ни делали, ситуация в школе становится только хуже». Ну, не красавец?

Понятно, конечно, что я являюсь такой величиной, что меня им не нужно ни слушать, ни видеть. Это само собой, и обид у меня не вызывает, зато я их вижу и слышу, а они меня нет. Однажды я посмотрел заседание их клуба «Норма и деятельность», куда они пригласили Ш.А. Амонашвили. Его они видят, слышат и дают время высказаться, кроме того, все единодушно признают его великим и почитают за честь считать его своим учителем.

В своем выступлении Шалва Александрович Амонашвили говорит:
• Педагогика не наука, а искусство;
• Воспитание должно стоять впереди обучения, потому что даже Иисус Христос был сначала воспитателем, а только потом учителем;
• В глаза Грефу он говорит, что в нынешней школе воспитания нет совсем, а без него нет и школы;
• Возьмите книгу А.В. Сухомлинского, отбросьте все остальные и по ней постройте школу;
• Школе нужен стандарт по искоренению всех стандартов;

Далее началось обсуждение «думающими учениками» нетленных слов Великого Учителя. Моя же «думалка» начала сбоить, я не мог понять, о чем они все говорят. Обсуждения как такого не было, никто из них, даже вскользь не упомянул ни одного из тезисов Шалвы Александровича. Даже самому далекому от педагогики человеку должно быть понятно, что активное проталкивание ФГОСа 4.0 (ФГОС переводится, как Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) мало соответствует тезису Ш.А. Амонашвили - «школе нужен стандарт по отмене всех стандартов». 

Скажите, почему же они не могут создать какой-нибудь теоретический продукт, в котором объединили бы все эти тезисы Ш.А. Амонашвили, которого они славят Великим, а на деле игнорируют? Я не знаю, что они ответят, скорее всего по укоренившейся привычке проигнорируют, но мой ответ таков: школе нужен какой-то альтернативный продукт «думания», который бы хоть как-то приблизился к реальной, материальной школе, живым детям и обеспокоенным родителям, и который эти «Путеводители» родить не способны.

У меня получилось очень жесткое предисловие, на грани физического оскорбления, тем более что, наверное, все эти люди являются очень неплохими людьми и патриотичными гражданами. Но их беда состоит в том, что они взобрались слишком высоко по пирамиде власти (эксперты формируют решение власти, особенно в тех случаях, когда они (решения) нельзя принять без экспертизы узких специалистов. Эти господа вхожи в Правительство, они имеют финансовые возможности для реализации проектов, они вхожи к Президенту и Госсовет по образованию. Они влияют на принятие всех решений. Ну не сам же В.В. Путин, в конце концов, писал закон «О воспитании» и инициировал принятие ФГОСа 4.0. Именно поэтому господа «Путеводители думающих людей» должны нести ответственность за результаты государственной политики в области образования.
Меня не устраивает их покаяние: «Извините не получилось… Мы хотели, как лучше…».

Я должен, даже просто обязан, высказать альтернативную модель развития Системы Среднего Образования. При этом я четко понимаю, что КПД моей работы будет равно нулю, но не сделать не могу – совесть не позволяет. Все будет изложено тезисно, компактно, чтобы не утомлять чтением большого скучного текста. Кто захочет почитать подробнее и увлекательнее, то предлагаю свой роман «Второгодник».
Итак, поехали.

1 шаг реформы. Правительство во главе с Президентом должно принять следующие решения:

1. Начать эксперимент по созданию «инкубаторов» школ, где основной деятельностью является воспитание школьников. Для начала достаточно задействовать 5-10 школ. Место проведения эксперимента – Московская область (там просто больше места и недалеко от центра управления экспериментом).

2. Назначить Куратора эксперимента. Им может быть любое силовое Министерство или любая госкорпорация, или любой банк из тор10.
Цели куратора:
а) препятствовать постороннему вмешательству в проведение эксперимента от чиновников, экспертного и научного сообщества или общественных родительских организаций.
б) финансировать текущие потребности эксперимента. Бюджет вряд ли превысит содержание одного футбольного клуба высшей лиги (шутка, с большой долей истины).
в) фиксировать все юридические нормы, мешающие проведению эксперимента, разрабатывать изменения в законодательстве и вносить их на рассмотрение в Госдуму для утверждения.

3. Утвердить ответственного за создание инициативной группы (ИГ), которая возьмется за проведение эксперимента. В состав ИГ должны войти: директор школы, заместитель директора по учебной части, юрист и бизнесмен с опытом создания и руководства мелкими и средними предприятиями (олигархи не подходят).

4. Утвердить Требования к новой школе:
а) реализовать на практике систему воспитания по А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинскому.
б) за основу воспитательной работы выбрать хозяйственную деятельность на основе создания предприятий малого бизнеса.
в) обучение проводить по системе В.Ф. Шаталова. Допустимы внесение изменений по причинам, выявленным в процессе эксперимента.
г) обучить школьников минимально необходимому набору знаний, соответствующему требованиям ВУЗов для начала обучения у них. Учебники использовать советские для общего образования и для олимпиад (причина проста – советские учебники несоизмеримо качественнее сделаны). Корректировки советских учебников возможны только по литературе, истории и обществоведению. Обществоведение возможно заменить социологией или политологией (на выбор директора проекта). Обязательное требование – каждый выпускник школы должен свободно владеть одним иностранным языком и иметь спортивный разряд не ниже 1-го взрослого.

5. Создать Всероссийское общество директоров школ (ВОДШ), целью которого является организация обмена опытом между участниками (действующими директорами школ). Для чего создать необходимые площадки, начиная с районного уровня и кончая общегосударственным.

6. Приступить к поэтапному закрытию Академии педагогических наук. Этот процесс закончить в пять лет. Все педагогические ВУЗы передать под контроль Всероссийскому обществу директоров школ (ВОДШ). Во всех пед. ВУЗах разработать программу подготовки Директоров школ на основе результатов эксперимента.

7. Срок осуществления проекта – пять лет, после чего начать этап тиражирования успешных образцов и последовательного замещения ими существующих школ.

2 шаг реформы. Запуск Проекта.

1. Директор проекта набирает группу Директоров школ с 50% превышением количества открываемых инкубаторов. (задел для последующего тиражирования)

2. Разработать Положение о Директоре школы. Оно должно предусматривать ежегодную отчетность перед Родителями. Все остальные отчеты ограничить годовой статистической справкой подаваемой в Федеральную службу государственной статистики и годовой отчет перед Куратором о проделанной работе и о расходовании средств. Кроме этого, в Положении должна быть предусмотрена ответственность Директора школы перед родителями, но при этом оно должно его юридически обезопасить от родительского вмешательства. Директора должны нанимать Родители, выбирая из кандидатур, предложенных ВОДШ. Найм директора, не прошедшего стажировку в инкубаторе школ, не допускается. Весь остальной персонал Директор школы нанимает и увольняет самостоятельно. Допускается найм учителей, не имеющих педагогического образования.

3. Совместно с Куратором решить все вопросы размещения школ. Инкубаторы желательно размещать компактно, чтобы облегчить управление ими и их взаимодействие между собой. Места размещения школ должны предусматривать возможность расширения площадей для создаваемых предприятий мелкого и среднего бизнеса.
 
4. Набрать группу учителей-предметников с целью разработки учебных планов и программ обучения.

5. Разработать обязывающий Договор между родителями и школой. Договор должен перечислять обязательства школы (выучить иностранный язык до уровня…, подготовить всех учеников до первого взрослого разряда в утвержденных видах спорта и т.д.), предусматривать обязанности сторон, ответственность Директора за невыполнение обязательств, а также создавать исчерпывающие возможности для пресечения вмешательства Родителей в педагогический процесс.
 
6. В местах открытия школ провести достаточную рекламную компанию и встречи с родителями настоящих и с будущих учеников. Открыть для Родителей обязательные Курсы повышения педагогической грамотности. Объяснить родителям условия проводимого эксперимента и получить их письменное согласие в нем участвовать.

7. Разработать новую Программу начального обучения, ориентированную на подготовку учеников к усвоению большого объема информации – «научить учиться». В результате начального обучения ученик должен уметь быстро читать, быстро писать, логически мыслить, развить память, поставить голос и натренировать дикцию. В интересах достижения этих целей можно исключать из программы обучения «лишние предметы», как-то: пение, рисование, труд, природоведение и пр. Исключению не подлежат русский язык и математика, как базовые предметы.

8. Организовать стажировку будущих Директоров школ и Коммерческих директоров (коммерсантов). Наладить стажировку студентов педагогических ВУЗов в инкубаторах школ по их предметам.
 
3 шаг реформы. Тиражирование успешного опыта.

1. После окончания эксперимента должно быть создано минимум 5 успешных школ, в которых должны пройти стажировку по 5 новых директоров в каждой. Итого надо иметь 25 новых директоров, аттестованных для работы по новой методике.

2. В последующем каждая школа должна проводить стажировку пяти директоров школ ежегодно. Поиск кандидатов ложится на Директора школы, организующего стажировку. Другими словами, через два года (первый год дается каждой школе на решение стартовых проблем) после открытия следующих 25 школ в распоряжении ВДОШ должно быть 125 директоров, еще через два года 625, еще через два года 3125 и так далее до перехода всех школ на новую систему организации педагогического процесса. (Справка: в СССР было 55000 школ, включая мелкие сельские. Сейчас существенно меньше по причине сокращения мелких школ. Сколько сейчас школ не знаю, а искать лень по причине совершенной неважности вопроса).

3. Все школы объединяются по районному принципу в районные ВДОШ, при необходимости делегируя туда своих постоянных представителей. Районные ВДОШ объединяются в городские (областные) ВДОШ, которые в свою очередь объединяются в федеральный ВДОШ. Выборов постоянных сотрудников не проводить, все постоянные сотрудники ВДОШ должны быть представителями низовых школ. Иными словами, во всей системе ВДОШ должны работать исключительно представители школ и на их бюджете.

4. Бюджет школ формируется:
а) из средств государства, которые должны выдаваться одной суммой без привязки к статьям затрат.
б) из средств куратора и прочих спонсоров.
в) из результатов хозяйственной деятельности.
г) из прочих источников.

5. Контроль финансовой деятельности возложить на родительские комитеты.

6. Определенный процент бюджета каждая школа перечисляет на содержание системы ВДОШ и зарплату своих представителей в них.

7. По окончании тиражирования школ у Министерства образования должны остаться две функции: распределения бюджета между школами и обеспечение школ учебными материалами (принятыми ВДОШ) и прочим снабжением, которое не способны приобрести сами школы.

Далее уместны высказывания всех желающих, особенно тех, кому не безразлично в каких школах будут учиться их дети и внуки.

Спасибо за внимание к моей работе и извините за предельную сжатость изложения, что возможно приведет к недопониманию.

Принцип предельно прост:
• создать несколько образцовых школ, выведя их из-под контроля Министерства образования и научного сообщества;
• тиражировать успешный опыт и заменять им существующие школы;
• после окончания тиражирования закрыть за ненадобностью Министерство и Академию. Управление системой школ передать общественной организации Директоров школ;