В мире без пушкина. национальное образование

Ольга Севостьянова 2
Очерк опубликован в журнале "Молодая гвардия" №9 2021.

ОЛЬГА СЕВОСТЬЯНОВА,
член Союза журналистов РФ

Куда ж нам плыть?..
А.С. Пушкин

В МИРЕ БЕЗ ПУШКИНА
1.
В жизни каждого человека есть то, что объединяет всех. Это школа. В ней учились наши родители, потом мы, потом наши дети, теперь учатся внуки и правнуки. Мой последний звонок прозвенел более полувека назад, совсем в другую эпоху. Но я до сих пор помню своих учителей и благодарна им. И, наверное, не случайно моя журналистская работа на протяжении нескольких десятилетий тоже была связана со сферой образования. Получается, вся моя жизнь прошла бок о бок со школой. И потому мне небезразличны те негативные процессы, которые происходят в ней сегодня.
Вообще-то во все времена школа являет собой некое «зеркало» общественных отношений. Можно даже сказать, что если хочешь разрушить страну – в первую очередь уничтожь семью и школу. А дальше процесс пойдёт сам. Он небыстрый, но очень результативный. Ведь какое общество жизнеспособно? Только такое, в котором неукоснительно сохраняется связь времён, в котором от поколения к поколению передаются незыблемые ценности и традиции. Этим как раз и занимаются родители и педагоги. К сожалению, сегодня процесс разрушения и семьи и школы зашёл так далеко, что «зеркало» становится всё более кривым и мутным. Случайно ли это? Конечно нет.
Работая на телевидении, потом в газете, я много лет писала о проблемах в системе образования. И вот что странно: всегда она почему-то пребывала в состоянии нескончаемого реформирования. Как так? Заглянула в интернет. Узнала, что сегодня мы живём в эпоху десятой реформы российского образования. А первая состоялась ещё в начале восемнадцатого века, когда образовательный процесс вышел из церковной колыбели и приобрёл светские черты. Так вот. За всё восемнадцатое столетие свершилось всего две реформы. В девятнадцатом веке произошло ещё две. На век же двадцатый приходится пять реформ! Последняя из них плавно перетекла в новое тысячелетие, когда был дан старт десятой реформе. Она была запланирована на двадцать лет, которые уже завершились, а вот «модернизация» всё никак не закончится. Школа уже должна бы стать идеальной, но становится только хуже.
А отчего и для чего они вообще происходят, эти реформы? Как правило, они возникают со сменой общественных интересов и при этом всегда держатся на противостояния аппарата чиновников и учительства. Педагоги во все времена стремятся «сеять разумное, доброе, вечное», то есть стараются учитывать российский менталитет, опираться на систему ценностей народа, а чиновники отчего-то любят коситься на Запад и «догонять» его, заявляя об отсталости России и необходимости её «модернизации». Кто в этом бесконечном противостоянии побеждает, по-моему, ясно.
2.
Как же она ещё стоит, эта бедная школа? Думаю, только благодаря учителям «старой» школы, когда «иерархия ценностей» начиналась с таких понятий, как любовь, дружба, долг, честь, чувство собственного достоинства, сострадание и милосердие. Они работают на результат. Главная ценность для них – ребёнок, главная цель – формирование его личности в лучших традициях общества. Таких учителей в провинциальных городах обычно бывает наперечёт, их все знают, родителя стараются устроить к ним своих детей. Эти педагоги находятся в школе не столько, сколько «часов» им оплачивается, а столько времени, сколько необходимо. Они никогда не устраивают «показуху», а просто делают своё дело, как им совесть велит.
Из этой «старой» школы вышли мы все, советские люди. Чтобы в этом убедиться, достаточно даже просто полистать «Букварь» 1959 года издания, вышедший тогда более чем двухмиллионным тиражом. В нём есть всё, чтобы не просто научить ребёнка читать, но воспитать из него человека. Вот где поистине «зеркало» общества, настоящий документ той эпохи. Листаем учебник – и перед нами разворачивается созидательная жизнь той поры. В обычных картинках запечатлены все её главные опоры и понятия: мир на земле, родина, семья, природа, полезный труд, наука. Русская литература представлена для малышей двумя великими именами – А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. Просто рассматривая рисунки, ребёнок учится трудолюбию, коллективизму, бережному отношению к природе, учится заботиться о младших и уважать старших. Поразительно, но дети, изображённые на картинках, всегда заняты делом: вот они помогают взрослым в уборке урожая, вот мальчики плотничают на уроках труда, а девочки шьют, вот дети помогают дома маме по хозяйству, заботятся о младших братьях-сёстрах. Ни минуты праздности. Главный тезис жизни: «Делу время – потехе час», а не наоборот, как это происходит сейчас сплошь и рядом.
Один только изъян времени нашла я в этом «Букваре». На месте Бога в нём запечатлён вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. Очень опасная подмена произошла, которая в конечном итоге и привела к развалу великой страны. Однако даже в этом случае имя Ленина использовалось в благих воспитательных целях: Ленин завещал детям хорошо учиться, дружно жить и честно работать. Думаю, это и спасло наши души, что Кодекс строителей коммунизма был списан с Заповедей Божьих, по которым нас и воспитывали. Может быть, потому тогдашние реформы сильно школе не навредили, что изменения не затронули нравственных основ.
Зато следующая реформа, которая пришлась на пресловутые 90-ые, школу просто уничтожила. Задача «сверху» была поставлена глобальная: «демократизация» предполагала полную свободу педагогов в образовательном и воспитательном процессе. Причём чем «продвинутее» был директор школы, тем больше было этой разгульной свободы. В связи с этим появилось множество новых образовательных и воспитательных программ и новых учебников. Главное условие состояло в том, чтобы как можно дальше уйти от «старой» школы. Долой октябрят, пионеров и комсомольцев! На их место придут новые герои! И пришли! Лично была свидетелем того, как в одной из лучших школ провинциального города на переменах гремели из радиоточки не пионерские песни, а модный блатной шлягер «Путана, путана, путана». В этих путанах мы, надо сказать, преуспели. Девочки становились путанами, а мальчики наркоманами и бандитами. Половина из того поколения сейчас лежит на кладбище, а другая половина всё никак не может обрести смысл жизни. Детей многие из них рожать не захотели, а те, кто «принёс в подоле», бросили их на родителей. Новые ценности «красивой жизни» диктовали любой ценой богатеть и развлекаться. Так произошло великое нравственное падение женщины, которое сегодня привело к необратимым результатам. Потерянное поколение, разводим мы теперь руками.
Как же это случилось? Вернёмся к «Букварю». Только не к тому «старому», а к «новому», в духе времени 90-х. Его принесли к нам в редакцию возмущённые родители, совершенно обескураженные его содержанием. Новый учебник оказался очень «продвинутым». Он учил детей не только читать, но и развивал. К примеру, обучал малышей, которые ещё толком читать-то не научились, что такое «фразеологизмы». Чтобы дети умные росли. Фразеологизм «ежовые рукавицы», к примеру, сопровождался картинкой, достойной фильма ужасов. За бедным сыном бежит, размахивая ремнём, страшилище-мама с выпученными глазами и развевающимися волосами, а на руках у неё вместо перчаток два колючих ежа. Впечатляющее зрелище. До сих пор меня передёргивает от этих воспоминаний, хотя прошло уже четверть века. А что стало с теми малышами, которые по этому «Букварю» занимались?
А как вам понравится картинка семьи в новом «Букваре»? Папа, мама, бабушка, дети за общим столом? Да что вы! Всё это было до «демократизации», в «старые» времена. А сейчас у самовара рядом с ребёнком сидят одноглазый пират (бандит), баба-яга, кикимора и ещё какая-то нечисть, не помню уже.
Нетрудно догадаться, что о Пушкине и Толстом в учебнике не осталось никаких воспоминаний. «Букварь» был напичкан низкопробными стишками. Александра Сергеевича заменил современный политический деятель В. Шендерович. Чего стоит хотя бы его «шедевр» «Крокодиловы страдания», сопровождённый соответствующей картинкой. В стихотворении для первоклассников говорится о том, что хорошо бы завести крокодила Гаврилу, который бы «соседке Марьиванне строил глазки, лежа в ванне». Может быть, кому-то это покажется смешным, но, конечно, не первоклашкам и их родителям. Не пойму никак: они, что ли, в открытую над народом издевались?
Всё это случилось в рамках реформы образования 90-х годов. Что школу спасло? Конечно же, учителя «старой» школы, которые не подчинились этой вакханалии, воспользовавшись «свободой выбора» и занимаясь с детьми по старым программам и учебникам.
3.
Не успели оправиться от одной напасти, как пришло известие о новой реформе. Она была намечена на 2001 – 2020 годы. Прямо как знали, что с 2021 года настанут новые, пандемийные, времена и понадобится новая реформа, чтобы довалить школу. Но это нас ждёт ещё впереди. А пока хватает и того, что произошло за эти 20 лет.
В чём же заключаются ключевые моменты двадцатилетнего марафона реформирования системы образования в начале нового тысячелетия? Было намечено и осуществлено массовое закрытие сельских школ и укрупнение (объединение) городских. Были введены информатизация, новые формы сдачи экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ), новые стандарты образования, новая система оплаты труда педагогов, а главное, в школе были разрешены платные услуги. Так школа из образовательного и воспитательного центра превратилась в учреждение сферы обслуживания, предлагая родителям для их чад разные по стоимости «пакеты образовательных услуг». Слово «учитель» стало терять свое высокое значение. Школе понадобились менеджеры, чтобы эти услуги продвигать. Чиновники департаментов и управлений образования переквалифицировали в эту ипостась молодых педагогов и поставили их во главе школ, отправив на пенсию старую гвардию директоров и завучей.
Новые руководители со рвением взялись за «модернизацию» школы, заполонив её педагогами «новой формации». Их приоритеты совсем иные и далеки от «устаревших ценностей». (Хорошо хоть далеки и от «путан», во всяком случае, «дешёвых».) Теперь детей с младых ногтей натаскивают на то, что главное в жизни – это быть успешным и богатым. Конечно, в большой зарплате нет ничего плохого, если бы стремление к ней не ставилось во главу угла и не осуществлялось «любой ценой», если бы при этом не отбрасывались на задворки всякие «глупости» в виде милосердия.
Самым важным сейчас провозглашается «качество образования», которое строго определяется в цифрах и процентах. Это «качество» диктуется стандартами, они постоянно меняются, а отчётность всё увеличивается. Жертвами этой удушающей системы становятся учителя, особенно «старой» школы, поскольку привыкли всё делать хорошо, а сил и времени на это нет. К тому же они хуже, чем молодёжь, владеют методами электронной отчётности.
Недавно одна молодая особа, студентка столичного вуза, рассказала мне, как, приехав домой в провинцию на «пандемийные каникулы», помогала матери-учительнице составлять отчёты. Очень любопытная история. Вкратце перескажу. Её мама, в прошлом профессиональная балерина, много лет вела в школе студию хореографии. Но потом начальство ей заявило, что по новым стандартам хореография эта никому не нужна, и переквалифицировали её в учителя физкультуры. Теперь отчитывалась она за уроки физкультуры, а вела по-прежнему ритмику и хореографию, потому что девчонки толпами за ней ходили. И вот дочка, заполняя отчётные документы, с удивлением спросила: «Мама, разве у нас в школе теперь теннис есть?» «Нет, – покачала головой мать, – он только в новых стандартах значится, а вести его некому. Вот мне и велели за него отчитываться». И плывут наверх ложные цифры о том, как успешно в школе развивается теннис.
Кого обманываем? А главное, зачем? Затем, что отчёт красиво выглядит в цифрах, схемах и графиках. Представьте себе разноцветные круги, разделённые на сектора, в которых всё-всё посчитано. И сколько процентов у нас старых учителей, и сколько молодых, и сколько с высшим образованием, и сколько нет, и сколько медалистов у нас в этом году, и на сколько это процентов больше, чем в прошлом. Словом, всё-всё про всех и вся. Нет только цифры, сколько процентов из этих медалистов липовых.
По роду своей деятельности мне много раз приходилось бывать на августовских совещаниях педагогов. Помню, какие горячие дебаты разгорались там раньше. Выступали учителя, рассказывали о своих достижениях и неудачах, советовались друг с другом, перенимали опыт.
А как дело обстоит теперь, в эпоху менеджеров? Аппарат чиновников целый год готовит для начальника управления красочный отчёт в этих самых кругах с цифрами и процентами, который с компьютера выводится на большой экран. Один сплошной ответ на вопрос «сколько»». Молчаливые зрители этого немого кино – учителя, у которых сегодня столько проблем, что никакими цифрами не опишешь. Достаточно сказать, что воспитывать детей нынче стало небезопасно, можно и в глаз получить как от великовозрастного ученика, так и от его родителей. (Да что там говорить, жизнь показала, что эти самые ученики сегодня и убить могут.) Родители школьников сегодня как раз те самые, которые в 90-е годы воспитывались. Что-что, а права качать они научились. И дети от них не отстают, свои права хорошо знают, в том числе и по отношению к собственным родителям. Если что – учитель может и под суд угодить, нечего тут заставлять домашнее задание делать. Ты учи давай – а не задание спрашивай. Обо всём этом цифры молчат. Молчат и педагоги. Они сегодня в школе самое слабое звено. Жертвы системы. О том, что главные жертвы дети, пока никто думать не хочет.
Теперь, преподавая, к примеру, литературу, нужно прежде всего научить ребёнка не дурацкому «состраданию», которое не укладывается ни в какие «проценты», а тому, к примеру, «сколько пуговиц было на шинели Акакия Акакиевича» (подобные вопросы очень любят разработчики ЕГЭ). Не случайно самые трудные для нынешних выпускников тексты – это тексты, связанные с понятием милосердия. Ребята никак не могут взять в толк, «про что», кроме шинели, говорит Гоголь в той же «Шинели». На экзаменах они не могут сформулировать тезис, если тема связана с понятием «милосердие» (художественные-то произведения остались «старые»!), а следовательно, испытывают трудности в написании сочинения. В результате всё пришло к тому, что о Пушкине дети теперь знают только то, что он «наше всё», а о Толстом, что «этот чудной старикан писал очень толстые книги, которые нереально прочитать. Да и кому интересно – про эту старую жизнь?».
Учителей «новой» школы превратили в урокодателей, которые выполняют только ту работу, которая оплачивается. Они, кстати, могут быть очень даже передовыми, поскольку неукоснительно выполняют все инструкции, умеют хорошо отчитываться «о проделанной работе», давать «прекрасные» открытые уроки и показывать «образцы» работы воспитательной, которая, как правило, проводится в ущерб образовательной. Это любимцы школьной администрации и чиновников всех уровней.
Учителей «старой» школы новые чиновники терпеть не могут, потому что они своей «безумной активностью» нарушают все правила и постоянно чего-то просят. К примеру, говорят, что раньше, мол, они часто проводили уроки в музеях города, что это, мол, было очень интересно и полезно для детей. Нет, говорят им теперь «продвинутые» представители администрации, никаких вам «музейных уроков», это ваше личное дело, хотите – идите в музеи, но оплачивать это вам никто не будет. И всякого вашего «старья» типа фольклорных уроков и уроков по краеведению тоже не надо. Гораздо полезнее провести урок по культуре здорового питания или заняться с детьми проектной деятельностью. А все эти ваши доморощенные «кружки» и Пушкинские праздники – вчерашний день. Лучше создайте «Клуб креативных дел». Это в духе времени. За такие мероприятия не стыдно. А эти ваши фольклорные праздники в старых избах – никому не нужны. Ах, это дело всей вашей жизни и детям полезно? Ну, на здоровье, только платить за это мы не будем. А если вы чем-то недовольны, никто вас в школе не держит. Незаменимых нет! Других найдём, не таких строптивых. Ничего страшного не произойдёт, если один учитель начальных классов теперь будет вести два класса. Отведёт уроки – и домой пойдёт. Пусть родители сами своих детей воспитывают, как им надо. А эти ваши «любовь да милосердие» только жизнь осложняют.
Конечно, я немного утрирую. Ведь среди «современных учителей» много людей толковых и талантливых, равно как и среди «старых» полно «урокодателей». Но почему же так болит сердце за будущее? Потому что как день ясно, что от любой самой «эффективной» реформы толку не будет, если на первое место ставится материальное, а не духовное, если «показушность» становится важнее реального результата.
К примеру, пресловутое ЕГЭ. Сначала горевали, что «старую систему» сдачи экзаменов заменили на новую. А теперь – ничего, всё в порядке. Научились отчитываться, графики всякие рисовать о повышении качества знаний учеников. А что на деле? С 6 класса родители ищут для своих чад репетиторов. Иначе никуда не поступишь. Утром дети бегут в школу, а после обеда до самого вечера – по репетиторам «репетировать» сдачу ЕГЭ.
Выпускникам вообще не до учёбы – в школу ходят лишь для того, чтобы репетировать «Последний звонок» и «Выпускной бал» (смешно, тоже «репетировать»). Ничего страшного, всё равно ведь во второй половине дня все побегут к репетиторам. Главное, выучить хоть что-то по предметам, которые надо сдавать для института, а остальные не нужны, в школе за них и так оценку поставят. И вот проходят экзамены, а потом наступает разочарование, что, оказывается, в «вуз мечты» с набранными баллами ты поступить не можешь, хоть тебе и золотую медаль дали. А еще позже, уже в институте, выясняется, что, кроме подготовленных с репетиторами математики и физики, тебе, оказывается, необходима и ненавистная химия, которую ты не учил за ненадобностью, и таинственная информатика, которой у вас в школе вообще не было за неимением учителя (наверняка ведь за неё кто-то отчитывался как за существующую), и много ещё каких предметов, которые ты с подачи «современной системы образования» считал ненужными.
Зато в Управлении образования все показатели будут на уровне, не сомневайтесь. Цифры, хоть они и говорящие, молчат, кто подготовил к экзаменам ученика – школьный учитель или неизвестный репетитор.
Но и ЕГЭ приходит конец. В этом году заговорили о его отмене. Значит, снова грядут новые стандарты обучения и отчётности. Как будто от этого у детей появятся знания. А сколько денег снова придётся вбухать в это мероприятие, вместо того чтобы чинить крыши и улучшать питание детей.
4.
Молчат сегодня цифры и о том, какой школа будет завтра, – без русской литературы. А в этом уже преуспели наши образовательные менеджеры. То и дело исключают из программы произведения русских классиков, которые почему-то стали очень трудными для восприятия школьников. Зачем детям заморачивать голову тем, что для «красивой жизни» им не пригодится? Список «исключённых» уже очень большой. Добрались до А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Золотой фонд всей нашей жизни.
Случайно ли реформирование касается в первую очередь таких предметов, как литература и история? Конечно нет. Это мировоззренческие дисциплины, которые призваны формировать менталитет русского народа. Как, к примеру, – прожить без Пушкина, если, по словам русского философа Ивана Ильина, «великое задание Пушкина» было в том, чтобы «принять русскую душу во всех её исторически и национально сложившихся трудностях, узлах и страстях… и показать всей России – достойный её творческий путь… развязывающий эти узлы».
Ничего не развязали, только новых навязали. Пушкин – «наше всё». Коротко и ясно. Этого достаточно. А учить детей тому, что поэзия не просто рифмованные строчки, а пророческое предвидение гения, что в его произведениях на все времена заложен глубокий духовный смысл и показаны все пути: как гибельные, так и созидательные – это лишнее.
Но самое страшное, мне думается, нас ждет ещё впереди. Народ уже откликнулся на новые реалии «пандемийной» школы анекдотами. К примеру, такой:
– Как вы считаете, ухудшились ли знания школьников во время удалённой учёбы?
– Думаю, совсем не ухудшились.
– Вы правда так считаете?
– Как может ухудшиться то, чего нет.
Вот тебе и повысили «качество образования». Целых 20 лет повышали! Так старались!
Впрочем, после перехода на онлайн-обучение это будет уже неважно. Виртуальная школа, виртуальные дети, виртуальные учителя, виртуальное качество образования. Одни миражи. Очень удобно.
Пока педагоги летом отдыхали от трудов праведных, «наверху» усиленно трудились. Тихой сапой Министерство просвещения приняло ещё один документ: «Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования». При этом нам снова обещают «кардинальное изменение школы к 2030 году». В «лучшую» сторону, конечно. Только куда уж лучше? Никакие книги и учебники больше не нужны. Всё теперь будет происходить в цифровом пространстве. Хотели оторвать детей от гаджетов? Писали об их вреде для детской психики? Забудьте. Отныне в образовательный процесс интенсивно интегрируются гаджеты. И никакой гаджетозависимости нет и не будет!
«Куда ж нам плыть?» – задавался вопросом Александр Сергеевич в эпоху после третьей реформы российского образования. В ходе этой третьей, кстати, и был создан в начале века тот самый лицей в Царском Селе, в котором он учился вместе с другими известными людьми. А приведённая выше строка взята из стихотворения «Осень», написанного в 1833 году. И через неё сказалось очень многое – и о судьбах России, и о судьбах всего человечества.
Так куда же всё-таки нам сегодня плыть? Иногда кажется – дальше уж некуда, приплыли уже… И совсем не туда, куда намеревались. Спасает тот же Пушкин: «Ибо иметь такого поэта и пророка – значит иметь свыше великую милость и великое обетование», – как сказал тот же Иван Ильин в 30-е годы двадцатого века, задолго до тех реформ, о которых здесь говорилось. Будем уповать, что здравый смысл восторжествует.