Торпедоносцы Люфтваффе над Черным морем. Часть 6

Олег Каминский
Предыдущая страница http://proza.ru/2021/09/21/234

Вылеты «Хейнкелей» на минирование Новороссийской бухты продолжались. Например, экипаж обер-лейтенанта Хорста фон Люттица устанавливал мины в районе Новороссийска 2, 3, 4, 5 и 9 октября (в этот день на внешнем рейде Севастополя другие экипажи сбросили ещё 5 донных мин).

Судя по всему, вскоре торпедоносцы приступили к выполнению своих прямых обязанностей — поиском морских целей с торпедами. Во всяком случае, 12 октября фон Люттиц действовал на трассе Одесса — Севастополь. 

Очередного успеха лётчики-торпедоносцы добились 16 октября. В тот день завершилась героическая оборона города Одесса. Огромная армада кораблей, среди которых, кроме транспортных судов было 2 крейсера, 4 эсминца, 2 канонерские лодки, 4 тральщика, 13 торпедных катеров и 34 сторожевых катеров, покинула Одесский порт в 5 часов 57 минут.

Люфтваффе предпринимала неоднократные попытки атаковать караван, при этом особо отличились торпедоносцы Хе-111 из 6./KG.26, которые атаковали в районе Тендровской косы (по другим данным — в районе Каркинитского залива) идущий концевым грузовой пароход «Большевик» (1.412 брт).

Уходя последним из Одессы, этот корабль так торопился, что успел поднять на борт только 20 солдат Приморской армии, поэтому, фактически, шёл порожняком. Прикрытие транспорта осуществляли всего лишь два торпедных катера вооружённых пулемётами, которые, естественно не могли надёжно прикрыть корабль от авиации противника.

И вот в 18 часов возле «Большевика» появились три торпедоносца. Через 15 минут одна из торпед попала в кормовую часть правого борта корабля. Вскоре пароход резко накренился на правый борт и пошел ко дну. Погибло 16 человек. На шлюпки удалось подобрать 36 человек. Около 21 часа их приняли к себе на борт торпедные катера и утром 17 октября доставили в Ак-Мечеть.

Через четыре дня, 20 октября два торпедоносца из 1./KG.28 атаковали в районе Феодосии танкер «Иосиф Сталин» (7.596 брт), но ему повезло: торпеды прошли мимо. Хотя один из атаковавших лётчиков – обер-лейтенант Хорст фон Люттиц – заявил о прямом попадании своей торпеды.
 
А вот танкеру «Советская нефть» не удалось избежать попадания торпеды. 23 октября он шёл в составе конвоя вместе с танкерами «Вайян Кутюрье» и «Варлаам Аванесов», в охранении одного тральщика и двух сторожевых катеров типа «МО». Утром в 6 часов 58 минут одиночный торпедоносец Хе-111 из 6./KG.26 атаковал эти корабли в Феодосийском заливе в районе села Киик-Атлама.

После двух пробных атак, с третьего захода самолёту удалось добиться попадания одной торпедой в головной танкер «Советская нефть» (8.228 брт), на борту которого находилось около тысячи тонн боезапаса, 15 автотягачей и лошади с повозками.

Торпеда попала в левый борт головного судна между средней надстройкой и кормой. В образовавшуюся пробоину поступило 2.160 т воды. Тем не менее, танкер смог сохранить ход и в 8 часов 15 минут самостоятельно прибыл в Феодосийский порт. Через короткое время отремонтированный танкер был введен в строй.

31 октября танкер «Иосиф Сталин» (7.596 брт), имея на буксире недостроенный эсминец, подвергся безуспешной атаке трёх торпедоносцев в районе Феодосии. По некоторой информации, в этот же день торпедоносцами были атакованы транспорты «Ворошилов» (3.908 брт) и «Коммунист» (1.943 брт), которых конвоировали сторожевые катера «МО-0102» и «МО-0141». К счастью, торпеды прошли мимо, и корабли благополучно доставили в Севастополь подразделения 8-й бригады морской пехоты.   

Продолжение следует...