Уроки Валерия Чкалова

Леонид Брайко
  Валерий Павлович Чкалов (1904-1938 г.г.) прожил насыщенную событиями яркую жизнь. Напрашивается сравнение с биографией другого всемирно признанного героя - Юрия Алексеевича Гагарина.
Оба выросли в рабочих семьях, пережили недостатки и трудности - один Гражданскую а второй Великую Отечественную войну. У обоих всю жизнь тяга к знаниям. настойчивость в достижении целей. Обоим везло и на учителей, как буквально так и на наставников в новых делах.
Много имеется биографий В.П.Чкалова. Вероятно самая обьективная (с определенной долей художественных отступлений) - это книга Георгия Филипповича Байдукова "Чкалов" для серии ЖЗЛ. Вместе с уже тогда профессором Александром Беляковым Байдуков и Чкалов совершили два известных перелета - на Дальний Восток и через Северный Полюс и Канаду в США.

  Судьба отнюдь не баловала Валерия Павловича. Техническое образование он начал получать в Череповце, но через 2 года училище было закрыто. Освоил много профессий - от котельщика, как отец, до матроса и кочегара на речных судах. С авиацией познакомился в качестве рабочего на монтаже и ремонте военных самолетов. Потом и обучение на летчика. Не один раз его увольняли с ВВС, один раз после аварии был осужден на 1 год заключения, но после выяснения обстоятельств его через месяц освободили.
Став военным летчиком, осваивал имеющиеся тогда типы самолетов, овладевал приемами высшего пилотажа. Верно, что не один раз получал взыскания за случаи нарушения имевшихся тогда наставлений - но это не было сознательное воздушное хулиганство. С возрастом приходил опыт и умение рассчитывать свои действия, не доводить без нужды до риска жизнью.
После очередного сокращения в ВВС В.П.Чкалов поработал и в гражданской авиации, точнее в ОСАВИАХИМ.

  Поэтому в середине 30-х неслучайно он был принят летчиком-испытателем в НИИ ВВС г.Москва, где познакомился со многими авиаконструкторами. В том числе и с Н.Поликарповым.
  Именно В.П.Чкалов "поставил на крыло" известные потом И-15 и И-16. И не просто испытал, но и довел истребители до совершенства.
Сверхдальние перелеты на АНТ-25 - отдельная история. Сначала в 1935 году была рекордный полет по замкнутому кругу Михаила Громова, потом попытка Сигизмунда Леваневского, но неудачная - полета через Северный полюс.
Г. Байдуков и А.Беляков не оставили эту идею без внимания и по совету А.Белякова Г.Байдуков пригласил для её реализации уже хорошо ему знакомого опытного лётчика В.Чкалова. Хотя тот сначала отказывался, считая себя лишь лётчиком-истребителем. Далее мы знаем, что решением Правительства первым полетом должен стать Москва - Петропавловск-на Камчатке. Тоже над Ледовитым океаном в критической обстановке.
Он и стал фактически репетицией будущего полета через Северный полюс. Готовили самолет, готовились и сами. Например А.Беляков освоил навыки пилотирования самолетом, все вместе изучили штурманское дело и радиосвязь.
После благополучного приземления на острове Удд самолет перегнали в Хабаровск и после с пересадками в Москву.
  Полет через Северный полюс приурочили к открытию на Полюсе первой в мире полярной станции под руководством Папанина. Это помогло в первые сутки полета - держать связь с полярниками.
Вот дальше было сложнее. Полюс недоступности - так называется целый северный район, где тогда не было полярников и навигация крайне сложная. Хотя было лето, но АНТ-25 имел ограничение по высоте полета максимум 6 км, а обледенение начиналось уже на 2 - 3 км. Запаса кислорода для дыхания и антиобледенительной жидкости в итоге еле хватило до конца полета, как и горючего. Экипаж мог сделать посадку и в Северной Канаде - условия перелета это позволяли но появились бы сложности с их поиском.
Благодаря штурману А.Белякову экипаж весь маршрут контролировал весьма точно. Со связью получилось сложнее - знания английского были минимальными (только А.Беляков владел еще французским, что мало помогло) и связь была фактически односторонняя - их слышали и отслеживали, но обратно более суток до посадки приема у экипажа не было.
Тем не менее было правильное решение выйти на Тихоокеанское побережье.

  Планировали долететь до Сан-Франциско, но горючего не хватало и сделав круг над Портлендом, сели рядом на военном аэродроме в г.Ванкувер. Ожидавшие самолет в Портленде тысячи жителей добрались через мост до места посадки.
Начальником гарнизона там был генерал Маршалл (57 лет), в Первую мировую уже командовал дивизией. Вот он и организовал охрану АНТ-25 от толпы встречающих, прием самого экипажа. В.П.Чкалов дал указание раздать оставшиеся после полета продукты встречающим. Что сперва вызвало недоумение - некоторые расценили как отсутствие у наших предприимчивости.
Генерал Маршалл организовал с помощью местных торговцев подбор и подгонку гражданской одежды. так как его домашняя коллекция не подошла для низкорослых русских.
  Прилетел вечером и постпред СССР Трояновский, помогший экипажу в качестве переводчика.
  Генерал Маршалл: " Вы не представляете, как мне повезло: я старый вояка, уже давно сижу в этой дыре. А ведь в прошлую войну я командовал дивизией в Европе! С вами я приобретаю популярность, а это в Америке бывает дороже денег..."
  Случилось и вовсе невозможное - из Вашингтона пришла поздравительная телеграмма от Президента США Рузвельта. Обычно в воскресенье госучреждения не работают.

И теперь об уроках. Не владеющий иностранными языками Валерий Павлович логично решил, что надо по возможности отблагодарить генерала Маршалла, что неоднократно и делал в последующем. Упоминал о радушной встрече в многочисленных интервью, фотографировался с генералом и окружением в первые дни... Как можем узнать из биографии генерала, тот в дальнейшем стал Госсекретарем США и министром обороны. Но еще более он известен как автор одноименного "Плана Маршалла" - плана восстановления стран Западной Европы. Восстановления фактически за их же счет - но под руководством США. СССР аналогично поступил со своими восточно-европейскими союзниками. Вот так пересеклись судьбы двух известных личностей.
 
  Следующей целью В.Чкалова и его друзей конечно было "полететь вокруг шарика" - кругосветный полет. Но для этого требовался самолет с дизельным двигателем и высотой полета до 10 км. В ближайшие годы это было нереально. Поэтому он и продолжил важную для страны работу летчика-испытателя. У немцев в это время появился скоростной истребитель "Мессершмитт" и нужно срочно создать ему соперника. КБ Поликарпова таким считало создаваемый моноплан И-180. Создавали в спешке и как во всем новом, многое было впервые.
Маленькое отступление. В это время Валерий Павлович был избран народным депутатом первого состава Верховного Совета СССР. Как депутат от земляков Нижнего Новгорода, хотя мог и от столицы выдвинуться. И депутатом был реальным - не только выступал, но и помогал землякам. Конечно, вращаясь в высоких кругах не мог не видеть, что происходило в известные 1937-38 годы как за рубежом так и внутри страны.
В эти месяцы он получил приглашение оставить летную работу и перейти на государственную службу.
Ему предложили должность наркома транспорта а после и наркома НКВД. Оказавшись перед таким выбором - более чем неоднозначным и, зная свои возможности (и ситуацию в стране) - он попросил оставить его на летной работе, более знакомой. Будучи человеком, уже умудренным жизненным опытом - он не стал примыкать к сложившимся тогда группировкам в верхах, не вступая с ними в конфликты.

  Последние месяцы и дни жизни В.П.Чкалова Г.Ф.Байдуков описывает весьма подробно, даже документально.
Выясняется картина стечения обстоятельств - спешка с проектированием, постройкой и испытанием нового скоростного истребителя И-180. Как сейчас говорят роковое совпадение - конфликт авторитетов конструктора Н.Поликарпова, летчика-испытателя В.Чкалова, руководителей отрасли и страны, в итоге и приведший к катастрофе 15 декабря 1938 г и гибели летчика. Тут Г.Байдуков немного позволил от себя добавить на тему возможного вредительства - но тема не новая. Хотя формально Н.Н.Поликарпов не был среди наказанных 60 специалистов, но от такого удара не оправился. Самолет И-180, потом И-185 доводили и испытывали -  в итоге сняли с подготовки. Наработки не пропали - на его основе КБ Лавочкина выпустила прекрасный самолет Ла5, на котором И.Кожедуб громил врага.

  Еще об уроках В.П.Чкалова. Как и Ю.А.Гагарин, он не был карьеристом - увлекался только делом, не отвлекаясь на второстепенное и интриги. Был внимателен к коллегам и друзьям, учился всему полезному, но и противостоял в меру своих возможностей косности некоторых специалистов. Не перенося это на личные отношения.
  Много баек гуляет, связанных с его судьбой - например якобы о полете под Троицким мостом в Ленинграде. Хотя на деле В.П. всего лишь имитировал пролет - в том числе и боком - между близко расположенными вешками. Он автор полутора десятка фигур высшего пилотажа, позже освоенных и другими летчиками.
  В будущем при подготовке длительных космических полетов подбирали состав экипажей как по профессиональным, медицинским параметрам, так и по совместимости. Наверняка многое узнал по этой теме в годы войны полковник Н.Каманин - комполка в авиакорпусе Г.Байдукова. Н.Каманин - будущий первый Начальник Центра подготовки космонавтов, единственным космонавтом-фронтовиком в котором был и Г.Т.Береговой, с которым Н. Каманин был знаком с войны.

  В короткие дни отдыха В.П.Чкалов осенью 1938 года был Главным судьей Всесоюзных соревнований по мотоциклетному спорту. И не только обьезжал всю трассу, проверяя её готовность. Он добился, чтобы соревновались только на отечественных мотоциклах.

  К сожалению среди киноподелок последних десятилетий есть и использующие образ В.П.Чкалова. Цели зависят от источников финансирования и как правило далекие от обьективности. Приписывая ему несуществующие грехи и не освещая реальные факты его жизни.