Репин. Какой простор!

Алина Алексеева-Маркезин
    И. Репин. Какой простор! Холст, масло. 1903г.179 x 284,5 см. Государственный Русский музей

 
     Картина написана в имении живописца – в «Пенатах». Главными героями выступают девушка и студент, застигнутые врасплох внезапной бурей. Автор мастерски передал бушевание волн, которые разливаются белыми гребнями, обнажив мутные зелёные воды моря. Сам Репин называл картину мимолётным впечатлением.

       Репин уверял, что поводом для создания произведения явилось лишь непосредственное жизненное впечатление, полученное в Куоккала на берегу Финского залива. Уже немолодой живописец горд тем, что ему удалось передать восторг молодых людей, наблюдающих за игрой волн, ломающих первые льдины. Он называет свое полотно «невероятной, фантастической картиной».

      В ней — ощущение художником надвигающихся перемен. И это тот же 1903 год, когда Репин вместе с учениками завершил «Заседание Государственного совета» (1903, ГРМ) — блистательную по живописи, торжественную оду уходящей политической элите.

     Однако эта необычная работа прославленного художника-реалиста, написанная в состоянии романтической приподнятости, породила множество разнообразных толков. Современники усматривали в образах юноши и девушки, упоенных бушующей стихией, своего рода аллегорию.

       Сам Репин, описывая реакцию на нее публики, невольно раскрывает метафоричность своего замысла. Зрители, сообщает он, видят в картине, что «тут кроется аллегория. И меня за эту аллегорию то бранят, то порицают, то презирают…». В самой раскрытости фигур, пусть даже не столь однозначно, видели опасный символизм. Репин же отвечал: «Стар для символов и фокусов, просто студент с курсисткой по морю мазурку танцуют». В конце концов, иногда море – это просто море.

Валентин Пикуль. «Нечистая сила».

         "В этом году Илья Репин закончил картину «Какой простор!». Помните, накатывающий с моря прибой, а в пенной волне, открытые простору и радости жизни, стоят влюбленные студент с барышней, которым давно уже «море по колено»… С тех пор как Игорь Грабарь разругал картину, стало признаком хорошего тона отзываться о ней критически. Но было и другое мнение, мнение современников, для нас давно угасшее: упоенные бурей и любовью, гордые и красивые, он и она - это как раз те люди, которым предстоит свершать революцию… Какой простор! Какая свобода!

      "В мое время много шуму наделала его картина «Какой простор», появившаяся в момент студенческих волнений, забастовок и изображавшая, как известно, студента и курсистку на обледенелом берегу Финского залива. Бушующие волны обдают их брызгами, а им, что называется, и море по колена: смеются навстречу ветру и разъяренной стихии".

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ. Яков Минченков. «Репин Илья Ефимович».

      " Мы шли с ним по пустому залу. «Напрасно, - говорил Илья Ефимович, - столько места оставили перед картиной, не стоит она того. Вы думаете, это успех картины? Это скандальный успех. Вот когда был «Грозный», тогда был успех настоящий». И по лицу его прошла горькая улыбка. Он был искренен и прав.

    Он преподнес комплимент тогдашнему студенчеству, устраивавшему забастовку, и одна часть общества и студенчества была в восторге от картины, находя в ней символ идейного простора, другие видели в картине лишь загулявшего студента-белоподкладочника и протестовали против выведенного типа. В газетах печатались анкеты о картине. Репину присылали восторженные стихи и ругательные письма.
      
     Черту всем пересудам по поводу скрытых смыслов картины подвёл критик Стасов, который увидел в работе могучую силу русской молодёжи, готовой противостоять и встречать с улыбкой все невзгоды и возможные беды.

     При всех художественных достоинствах картины, в основе ее была неразбериха, жест, направленный неизвестно куда. И сам художник страдал от картины.
  Но для чего тогда он ее написал?"