Работа, служение? Выбор приоритета

Виктор Тарасенко
      Сегодня мне захотелось поговорить с тобой дорогой читатель на одну важную, но в некотором роде специфическую тему. Которая для многих, наверное, может показаться не интересной и не столь важной. Это наше отношение к работе, служению и, вообще, к нашему, так сказать, образу жизни.
      Сегодня мы живем лучше, чем десятилетия тому назад, кошмарные пережитые девяностые годы страшной тенью порой пугают нас, но все то уже в прошлом, а мы, устремлённые в светлое будущее, все более и более усердно трудимся чтобы соответствовать дню сегодняшнему. Вот в этой погоне за земными благами со многими случается некая метаморфоза.  Ну, я имею в виду тех, кто чрезмерно много сил и времени тратит на то, чтобы добиться некоторого желательного результата, но часто, даже добившись заранее поставленной цели, не испытывает полного удовлетворения, а, напротив того, порою, впадает в депрессию. Я уже не говорю о тех, кто в этой жизненной гонке за благами современной цивилизации оказался слаб, и не смог не то, чтобы достичь, а даже приблизиться к намеченной цели в силу различных обстоятельств.
      К сожалению, и христиане, или, вернее сказать, причисляющие себя к таковым не освобождены в полной мере от этой современной парадигмы – «сегодня жить лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»!
      В принципе, скажете вы, ничего плохого в этом нет, это нормальное желание любого здравомыслящего человека, и кто кому дал право судить человека за его желание и стремление жить всё время лучше и лучше?
В наших церквях евангельских христиан-баптистов учат тому, что все верующие составляют одно тело, и как в теле всё взаимосвязано и соразмерно своим задачам, и служит всему организму, так и в церкви, каждый должен служить один другому тем даром, который у него есть.
      Собственно, об этом писал апостол Павел в послании к верующим церкви в городе Коринфе: « 12 Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело – так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело: иудеи или эллины, рабы или свободные, – и все напоены одним Духом. 14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: «Я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: «Я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело – глаз, то где слух? Если все – слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.
1 Коринфянам 12:12-18
© Библия Онлайн, 2003-2021.
       Если эта тема занимала апостола Павла в то время, то мы понимаем, что и сегодня актуальность этого утверждения апостола, что Церковь является Телом Господа Иисуса Христа является верным и правильным. Это тот идеал к чему обязаны стремиться все христиане, как прошлых поколений, так и настоящих, и будущих.
     В наших церквях, наверно под действием данного утверждения апостола Павла, провозглашается один хороший тезис: каждый верующий – служитель! Но, если посмотреть «правде в глаза», до исполнения данного тезиса, очень далеко…. Думаю, что в других церквях, дело обстоит не на много лучше…

      Вот об этом мне и хочется поговорить с тобой дорогой читатель, и если ты до сего места продолжаешь читать эту заметку, то этот вопрос и тебя задевает неким образом. Давай вместе попробуем рассмотреть эти понятия: работа и служение. Как они соотносятся друг с другом? Когда друг другу помогают, а когда, напротив, мешают один другому? Как найти баланс в том и другом, или кому отдать своё предпочтение? Вот, пожалуй, не полный перечень вопросов, которые сегодня мы попытаемся исследовать.

      Но, прежде чем начинать наше исследование таких категорий как: работа и служение, нужно постараться им дать точное определение, или по крайней мере понять для себя самого что лично я думаю о них?
       Итак, согласно толкового словаря С.И. Ожегова работа это:
1. Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная работа машины. Работа сердца. Работа мысли.
2. Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная работа Ответственная работа. Срочная работа. Общественная работа. Работа по специальности. Провести большую работу.
          3. Служба, занятие как источник заработка.

     Другими словами, это всё то, что позволяет нам получать некоторые материальные блага, которыми мы пользуемся для себя и своих близких нам людей. Давайте посмотрим теперь определения такой категории, как служение. Точной формулировки в словарях я не нашел, однако все составители словарей согласны, что слово служение происходит от глагола служить. Давайте рассмотрим этот глагол.
    Согласно этому же словарю мы находим:


СЛУЖИТЬ, служу, служишь;
1. Нести, исполнять службу (во 2, 3 и 6 знач.). Служить в министерстве. Служить в армии. Служить обедню.
2. Делать что-нибудь. для кого-либо, чего-либо, выполняя чью ни будь волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь. (высок.). Служить своему народу. Служить искусству.

      Другими словами, служение это, как я понимаю, деятельность, направленная не только на себя, а, напротив, на благо других, будь это большое общество, или один человек. Многие, наверное, слышали такое выражение о знаменитых людях: «он беззаветно служил…», не работал, а именно служил.
      Значит, когда я выполняю определённые действия с целью получения прибыли, заработка и иных благ для себя и своей семьи, то я работаю. А когда, я выполняю те же действия с целью получения благ для других, будь это общество, церковь, или иной, не вполне мне близкий человек, то я служу? Так?
 
      Значит у работы и служения есть и общее, и есть различное. Общее то, что они производные от глаголов, и обе эти категории предполагают некие действия, будь это умственные занятия, или, напротив того, физические. А различие в векторе их направленности: если моя работа имеет четко обозначенный вектор получения блага для меня самого или близких мне людей, то служение имеет обратный вектор – направленность на блага других.

     Теперь давайте честно ответим самим себе, что для нас ближе? Некоторые могут ответить и самым неожиданным образом: им ближе не работа, или служение, а забота о них других им людей, близких или дальних. Но это те иждивенцы, которые не повзрослели, даже, если дожили до седых волос, я не о них. А вот обычный человек, что ему дорого? Хочет ли он хорошо зарабатывать, или хорошо служить? Как вам кажется?
      На мой взгляд ответ очевиден. Современный человек всецело поглощен работой, и совершенно мало времени уделяет служению. Многие даже и не задумываются о такой форме деятельности, особенно если она направлена на блага других – неблизких нам людей.
     Ну, хорошо это позиция светского, не воцерковлённого человека, что с него взять? Человек слаб и грешен, такова его природа, скажете вы, и будете правы.
   Сегодня я хочу говорить о тех людях, которые познали Евангелие, носят высокое звание – христианин, гордятся тем, что принадлежат к какой-либо христианской деноминации, церкви или группе. Не знаю, как вам, а мне частенько доводилось слышать такие слова: я принадлежу к…… далее следует обозначение церкви, деноминации, и т.д. При этом, эти люди как правило, совершенно не служат другим, превозносясь над другими, неправильно, с их точки зрения, понимающие смысл Библии, например. Что это? Христианское ханжество, современное фарисейство?
      Что вообще Библия говорит о работе и служении? Конечно, мы не сможем всесторонне ответить на поставленные вопросы в столь коротком исследовании, но дать некие направления мысли, сё же, я надеюсь сможем.
 
     Первое, что я хочу обсудить с вами, это вопрос: работал ли Бог? Служил ли Бог? Непривычные вопросы, не так ли?
     Как нам открывает книга Бытие Бог создал весь наш мир: видимый и невидимый (Быт.1:1-31; 2:1-3) Он работал или служил, спросите вы? Что нам дают эти библейские тексты? Мы видим, что за шесть дней Бог произвёл всё, что запланировал, а в седьмой день почил, т.е. решил неким образом отдохнуть от дел Своих, так? Значит Он работал, или служил? Оказывается, не то и не другое – Бог творил! Что я хочу сказать? Творение больше чем служение, и тем более работа, оно включает в себя обе эти категории, и не только их.
Творение с одной стороны направлено во благо Бога, как мы читаем у Давида: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах;» - Пс.134:6.
     С другой стороны, творение Бога явным образом направлено в сторону и во благо человеку. Собственно говоря, человек, согласно Библии, и есть венец творения Бога, он создан по образу и подобию Бога. Мы сегодня не будем рассуждать на эту глубокую тему подобия и образа Божия в человеке. Важно здесь отметить то, что и человек, подобно Богу, наделён великим творческим началом создателя, и всё развитие человечества как такового, явным образом подчеркивает эту особенность в нём. Что этим я хочу сказать?
      В тот момент, когда мы творим, будь это работа, или служение, мы получаем удовлетворение, как в самом деле, так и в себе самом. Когда же мы просто работаем, или служим, то есть некоторая опасность разочарования, о чём предупреждал христиан апостол Павел: «9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.» - Галатам 6:9 © Библия Онлайн, 2003-2021.
Что заставляет меня работать? Мой голодный желудок! Это та потребность, которая пришла к человеку после грехопадения, мы все помним слова, обращенные к Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой…» - Быт.2:19
     Другими словами, я не могу не работать, если я человек. Моя природа, и природа окружающих меня людей теперь такая, что библейский принцип «кто не работает, то и не ешь» в действии, и мне не стоит надеяться на милосердие других, если я сам не хочу работать. А служить? Могу я не служить? Служили ли первые люди друг другу? Да, несомненно! Но этот период добровольного беззаветного служения первой семейной пары Адама и Евы был совершенным образом разрушен с момента грехопадения. Вспомните, как Ева стала упрекать змея, а Адам даже самого Бога (Быт.3:12-13).  Думаете мы лучше первых людей?

      Таким образом, как видится мне, человек работать обязан, да собственно говоря он и делает это постоянно. А вот в вопросе служения дела обстоят посложнее. Служить может тот, кто желает угодить Богу, а таковых, увы, не так много! Да, мы восхищаемся яркими примерами служения других людей, будь это герои веры древности, или недалёкой современности, таки, как например мать Тереза, или брат Миллер, но что касается нас самих, то к величайшему сожалению, мы не хотим, и не желаем лично служить один другому, к чему собственно мы и призваны в церкви Христовой, но ограничиваем порой наше служение лишь участием в денежном пожертвовании, предоставляя право другим осуществлять эту важную миссию служения.
      Некоторые очень буквально стараются выполнять заповедь о покое в субботу, данную Богом своему народу: «12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; 13 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 14 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела» - Второзаконие 5:12-14
      Мне припоминаются поучения некоторых «таких святых», которые осуждали нас, начинающих строительство Дома Молитвы в воскресный день. Они просто нас обличали в том, что нельзя мол в святой день делать какие-либо дела. Вот и сегодня много таких, кто на протяжении недели не служит потому что работает, а в седьмой день не служит, потому что нельзя, с его точки зрения, работать, или служить в «святой день». Что же делать, скажете вы, вдруг они правы?
     Нет, и тысяча раз нет! Христос развенчал «святое фарисейское» понимание субботнего дня заявив: « 27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; 28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.»  - Мар. 2:27-28. Он многократно нарушал эту вековую религиозную традицию, творя добро и служа нуждающимся людям. Конечно, как мы читаем вместо радости от происходивших явных чудес Божиих, когда неизлечимые больные многие годы вдруг, только по одному слову Христа получали исцеление, они обвиняли Господа, и даже хотели Его убить (вспомните исцелённого в купальне Вифезде – Иоанн 5). с
     Сегодня, к сожалению, многие христиане не проявляют себя в служении совершенно никак, одни прикрываясь строгим исполнением «святости седьмого дня», а другие, даже не вспоминая о необходимости служения друг другу.
     Мирские ценности, такие как: хорошее образование, высокооплачиваемая работа, успешная карьера, комфортное жильё, дорогой автомобиль, отдых в экзотических странах, вот далеко не полный перечень того, чему посвящает своё время и силы современный человек, в том числе и тот, кто носит это высокое звание – христианин.
    Но разве плохо, спросите вы, если человек стремиться к успеху, обеспечения себя и своих близких? Конечно же это хорошо, отвечу я. Но вот что хочу сказать при этом. Все эти достижения, заслуженные мной, возможно напряжённым трудом в поте лица (как и повествует нам Библия), останутся здесь на земле, и все дела наши и других, будут вместе с землёй уничтожены огнём в день суда (2Пет.3:10). С чем, в таком случае мы предстанем пред Господом?
Если мы заботимся о своих близких, что особенного мы делаем? Так поступают все нормальные люди.
     Привилегия настоящего христианина в том, что он познал ум Христов, и подражая Господу должен стремиться послужить другим так, как и Христос пришел и послужил всем нам грешным людям.
      Если есть это понимание, то тогда мои приоритеты в работе и служении должны быть пересмотрены. Очень хорошо, когда и в работе, мы научимся служить другим людям: передать накопленные знания и опыт, поддержать в трудной жизненной ситуации, рассказать о Господе, который заботится обо всех.
      Мне кажется, что и великое служение, даже если оно происходит в церковных стенах, но выполняется по долгу службы формально - не угодно Господу, а то, возможно незначительное с точки зрения людей, выполняемое от чистого сердца с творчеством, приносит Ему удовольствие и радость, а нам чувство выполненного долга и великое удовлетворение, которое от нас не отнимется и в грядущем Царствии Небесном.
       Вспомните как об этом служении Ему говорил Господь и о реакции тех, кто считал себя великими служителями на Его ниве: «31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» 40 И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» 45 Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». 46 И пойдут сии в му;ку вечную, а праведники в жизнь вечную.» - Матф.25:31-46
     Выбор за нами, его нам стоит делать каждый день. Без Христа нет сил творить добро и служить грешным людям. Но со Христом, мы несомненно можем творить добро и служить всем!
     Вот только хотим ли мы этого в действительности? Узнаем в вечности!
Да благословит всех нас Бог! Да даст Он нам правильные мысли, слова и деяния, которые встретят нас в вечности, и за которые нам не будет стыдно!
      Мне всё ещё много надо трудиться на этом поприще, а как обстоят дела у вас?

ТВГ, сентябрь 2021 г., г. Барнаул.