18. Домашнее воспитание

Людмила Чебыкина
18. ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ
   
       Кто в доме главный?
Приобретая щенка, мы забираем его из помета суки, где он рос и развивался в обществе своих братьев и сестер, и помещаем в человеческую семью. Сначала люди заменяют ему  семейную группу, а потом - стаю. И между человеком-хозяином, членами его семьи и собакой складываются самые настоящие стайные отношения, о чем не вполне компетентный человек даже не догадывается.
  Собаки некоторых пород, склонные к доминированию, могут начать ранжироваться с ним, тогда между хозяином и собакой возникают конфликты. Ну, а если хозяин так и не становится вожаком своей стаи и никак не управляет поведением своего питомца, то дело доходит до трагедий, о чем так любят писать наши СМИ. Даже если собака впрямую не проявляет агрессии к хозяину и членам его семьи, то она может представлять опасность для окружающих.
  К противоположной крайности относится низкоранговая собака, для которой хозяин также не смог стать вожаком. (Не будем разбирать примеры явно жестокого обращения человека к животному, а ограничимся простым невежеством). Хозяин (а чаще – хозяйка) души в собачке не чает, постоянно сюсюкается с ней, а она – пребывает в состоянии хронического стресса. То проявляет страх по отношению к человеку, то огрызается. Она явно не понимает, как себя вести, ведь не все собаки по своим физиологическим особенностям могут сами занять положения вожака стаи! Как правило, таких собак подавляет навязанная им искусственная система информации. Они лишены инициативы, боятся незнакомой обстановки. Более того – эти собаки стремятся сбежать от своих любящих хозяев, чтобы найти более подходящую стаю с четко определенными ранговыми отношениями и вожаком, способным, по их представлениям, разобраться в любой ситуации и защитить их.
   Истинная гармония между человеком и собакой основывается на понимании того, что собака – это собака, со своими собственными представлениями об окружающем мире и потребностями, характерными для представителей ее вида. Особенно, если хозяин не ошибся в выборе породы – энергичный, склонный к доминированию, завел питомца подвижного и агрессивного, и они вместе занялись каким-либо спортом, а любитель посидеть у телевизора с газетой – такого же спокойного уравновешенного пса. Причем, размеры собаки роли не играют! Первому подойдет и немецкая овчарка, и джек-рассел-терьер, а второму – бульмастиф или пекинес.
   Я еще раз повторяю: нет большей жестокости, нежели видеть в собаке лишь вещь, живую игрушку или очеловечивать ее, пытаясь заменить ею человека. Последнее означает, что мы приписываем ей качества и потребности, которых у нее нет, а, значит, лишаем ее того, в чем она действительно нуждается. Нет слов - собаки достойны нашей любви! Но выражаться она должна понятным для собаки языком. Длительная прогулка по новым местам – лучше лишней миски с любым разрекламированным кормом; возможность поиграть с другими собаками – лучше дорого ошейника; работа на дрессировочной площадке или участие в спортивных состязаниях – лучше лежания на пороге коттеджа.
  Маленький терьер, истошно лающий на каждую кошку, унылая или агрессивная овчарка, которую хозяин всю жизнь таскает на поводке, не давая ей возможности проявить всю присущую этой породе сообразительность – примеры человеческой жестокости, проистекающей от незнания и упорного нежелания понять собаку. И никакая «родительская любовь» не спасает положения.
   Недостаточный контакт с человеком в целом приводит к:
  1. морфологическим изменениям нервной системы;
  2. тормозит созревание анализаторов;
  3. долго сохраняется щенячья настороженность;
  4. трудно угасает ориентировочный рефлекс и собака хуже работает в незнакомо месте;
  5. нарушается моторная координация;
  6. повышенная активация нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животное стремится избежать его, даже ценой отказа от возможности получения положительного;
  7. снижение стрессустойчивости и падение иммунитета.

   Не водите собак на поводке
    Странный призыв, не правда ли? Особенно, если учесть, что это – прямое нарушение закона. Согласно материалам, опубликованным чешскими учеными в Discovery News в 2010 г,  агрессивность домашних собак повышается от того, что во-первых, их выгуливает хозяин мужчина, а во-вторых, их ведут на поводке. Выводы были сделаны на основе результатов внушительной выборки: анализа более чем 2000 ситуаций социального поведения наших четвероногих друзей. Кинологи изучали факторы, оказывающие прямое влияние на социальное поведение собак. При этом учитывались: пол, возраст и размер собаки, а также пол и возраст их владельцев. Т.к. собаки в темное время суток делаются более настороженными, наблюдения проводились только утром и днем.
   Собственно, ничего особо нового данные эксперименты не показали. Любой более или менее грамотный владелец знает о том, что встреча двух собак включает обязательное обнюхивание, а щенки и молодые собаки начинают игру друг с другом. Но, похоже, наши европейские коллеги забыли о влиянии поводка на наших питомцев. А ведь ограничение свободы собаки поводком включает целый ряд факторов. Собака одновременно чувствует себя и смелее, и трусливее. Смелее – потому что защищает личное пространство, кусочек своей территории, и надеется на поддержку хозяина. Трусливее – потому, что оказывается в состоянии дефицита информации и выбора поступков. Она не может произвести ритуал обнюхивания для определения пола, возраста и ранга другой собаки по полной программе, а, значит, принять ряд определенных демонстративных поз, которые могут предотвратить конфликт. Точно также ей не хватает информации при встрече с другим человеком или домашним животным (скажем, от кошки до козы). Активная задиристая собака старается показать своему хозяину «Вот я ему сейчас задам!», а заодно втянуть и его в конфликт как члена своей стаи. Более спокойная собака тоже может проявить превентивную агрессию, трусливая же – агрессивным поведением пытается испугать возможного соперника, кроме того, она опасается, что при возникновении конфликта не сможет убежать, а потому пытается «дорого продать свою жизнь».
   Как известно, выработка у собак злобы для обучения защитно-караульной и другим видам служб начинается всегда с того, что фигурант пытается раздразнить привязанную собаку. Любой срыв на этой стадии (расстегнулся ошейник, отказал карабин) приводят к тому, что собака не решается укусить, а только облаивает нападающего. И чем больше таких срывов, тем вообще меньше шансов обучить собаку кусать человека.
   Интересны наблюдения наших европейских коллег, что собаки, владельцами которых являются мужчины, выказывали большую агрессивность, чем собаки, принадлежащие женщинам. Исследователи объяснили этот факт тем, что собаки легко «считывают» некоторые поведенческие штампы людей и легко улавливают исходящие от них эмоции. Предполагается, что женщины характеризуются наличием более мягкого характера, чем мужчины, что в свою очередь учитывают собаки. К тому же, мужчины обращаются с четвероногими питомцами более сурово чем женщины, а это, как будто, не придает мягкости характеру псов. Однако условия жизни в России несколько отличаются от многих европейских стран, поэтому такая разница в поведении собак нашей страны вряд ли будет выявлена: у нас, более агрессивными, но дисциплинированными, наверняка оказываются собаки, принадлежащие женщинам, а собаки владельцев-мужчин — менее дисциплинированными. Впрочем, на агрессивность собак уровень дисциплинированности владельцев всегда оказывает влияние.
   
    Дрессировка как фактор взаимопонимания
  «-Что вы, это обыкновенная дворняжка, - повернулась ко мне девушка. На меня поплыл аромат дорогих духов.- Я ее на помойке щенком подобрала.
    ...Отряхиваясь, заливая грязными брызгами прохожих. С широкой улыбкой во всю пасть. С развевающимися по ветру ушами от озера к нашей скамейке неслась Изабелла. В тот же миг грязными лапами она уперлась прямо в воротник нежно-голубого костюма от Версаче. А розовый огромный язык в одну секунду облизал лицо хозяйки, размазывая по нему макияж. Вместо макияжа на нем осталась лишь детская счастливая улыбка». М. Алексеева «Из дворников в дворяне», Мир новостей, 19 августа 2008.

    У меня нет костюма от Версаче, да и у тех прохожих, на которых Изабелла брызгала грязью, наверное, тоже. И, если бы у меня была такая собака, я бы, наверное, сгорела со стыда. А дама «в костюме от Версаче» была счастлива. Интересно, от чего? От наличия собаки или от возможности шокировать окружающих? А само желание шокировать осталось от подростковых комплексов. Обо всем этом умилившаяся виденной картинкой корреспондентка не подумала.
  Странное дело: чем больше мы встречаем на улицах людей, выгуливающих своих питомцев, тем меньше среди них «кинологически грамотных». Это относится и к владельцам беспородных, и породистых собак. Многие новички заводят собак престижных пород в полной уверенности, что послушное поведение прилагается вместе с родословной. Им кажется, что собака сама, без всяких усилий с их стороны, станет понимать хозяев с полуслова: подбегать на зов, не тянуть за поводок, дома – подавать тапочки и, вообще, проявлять ум и сообразительность, чтобы угодить хозяину. Счастливые владельцы дворняжек уверены, что скрытый природный ум их питомца компенсирует все издержки поведения. Не может быть, чтобы этот скрытый ум да не проявился бы! Приведенный выше пример — описание трагедии человека, которому нельзя было доверять никакой собаки.
   Заводя четвероного друга, хозяин ждет от него человеческих поступков. Но действительность не совпадает с ожиданиями. Если домашний любимец и проявляет ум и сообразительность то только тогда, когда пытается добиться чего-то своего и зачастую – перехитрить хозяина.
      Щенок сжевывает обувь и изгрызает ножки мебели, молодая собака на прогулке оказывается совершенно неуправляемой, а став взрослой – огрызается на своего владельца. Причем, сложности могут возникнуть с представителями любых пород.
     За примерами  далеко ходить не надо – их можно увидеть в любом дворе. В нашем подъезде жила пожилая чета, приютившая спаниельку – то ли потерянную, то ли выкинутую. Эта маленькая собачка быстро освоилась на новом  месте и сделалась грозой всего дома. Она бросалась на детей и других собак, провоцируя многочисленные конфликты. Собственные хозяева жили в постоянном страхе: они не только не могли, скажем, вычесать ей шерсть (не говоря уже о серьезной ветеринарной помощи), но даже пристально посмотреть на нее. Намучившись, эти люди постарались от нее избавиться.
     Во дворе я познакомилась с почтенной, весьма эрудированной  пожилой дамой. Она подобрала на улице беспородного щенка, который вырос в довольно крупную собаку. Хозяйка отказывалась обучать его, мотивируя свой отказ тем, что собака с возрастом поумнеет сама. Мне было страшно смотреть, как это животное таскает ее за собой, особенно во время гололеда: хозяйка в любой момент могла упасть и что-нибудь себе сломать. Однажды я наблюдала за другой дамой, помоложе, которая три часа кряду ловила свою собачку поменьше – метиса пуделя. Ей помогли случайные прохожие, которые ухватили беглянку за болтавшийся  поводок, а дама воскликнула, прижимая к себе свое сокровище: «Она же у меня такая глупенькая!» При этом в голосе хозяйки слышалась нескрываемая гордость... (Не понимаю, как предметом гордости может служить невоспитанность собственной собаки!)
    Похоже, что многие владельцы приобретают четвероногих питомцев, совершенно не представляя, какими те могут стать, и неуправляемость собаки принимают за норму. Всю жизнь водить собаку на поводке, не давая ей побегать и поиграть с другими собаками – жестоко по отношению к ней. Пассивно болтаться на другом конце поводка – мучительно и унизительно для самого хозяина. Но многие люди – так и живут! (Другое дело, что отпускать своего любимца надо в таких местах, где он не станет мешать прохожим, а прохожие –ему).
    А ведь обученные собаки ходят рядом, не натягивая поводка. Их можно отпустить погулять – они в любой момент вернуться по команде «Ко мне!» Они терпеливо, без лая и поскуливания, ждут своих владельцев у магазинов или аптеки (только оставлять их следует не на самом ходу, а где-нибудь в стороне; они не только не убегут и ни на кого не набросятся, но и не дадут себя увести). Они способны сторожить вещи на вокзале, пока хозяин берет билеты. И спокойно едут в  любом транспорте.
     Дрессировать необходимо собак любых пород – больших и маленьких. Во время дрессировки хозяин учится лучше понимать своего питомца, а питомец – максимально проявлять свою природную сообразительность. Нет глупых собак, а есть ленивые хозяева. Не надо ссылаться на отсутствие времени: собаке требуется в день три прогулки по полчаса каждая. Если каждый день во время одной из прогулок выделять десять минут на дрессировку – этого будет вполне достаточно. Но один раз в неделю надо водить собаку на дрессировочную площадку или заниматься под контролем опытного дрессировщика. Нельзя отдавать собаку для дрессировки в чужие руки: она станет слушаться того, кто ее дрессировал, а не хозяина. Задача дрессировщика – показать хозяину, как надо обучать собственную собаку и помочь в выработке отдельных навыков. Таким командам, как «Место», «Ко мне» можно начать учить щенка с 3-4 месяцев. Дрессировать собаку можно в любом возрасте, но лучше начать с 6-8 месяцев, тогда успех будет достигнут быстрее.
     Дрессировка – выработка у собаки определенных навыков, нужных человеку. Обыкновенно используется инструментальное обучение с положительным или отрицательным подкреплением. Например, человек сажает собаку, приподняв ее одной  рукой за поводок, а другой – нажав на круп. Как только цель достигнута, дресссировщик хвалит собаку – поглаживает ее по грудке, дает лакомство. Собака связывает свое положение, команду и награждение (положительное подкрепление в виде ласки, поощрительных слов «Хорошо» и лакомства) и начинает слушаться с 4-5-го раза. Рывок за поводок и строгое «Фу» служат отрицательным подкреплением, если собака пытается подобрать с земли что-то непотребное, например, тухлую селедочную голову.
    Те навыки, которым можно научить собаку, не противоречат ее природе. Сидеть, лежать или стоять, трогать человека лапой или охранять территорию – вполне естественные действия, которые наш питомец способен выполнять по собственному почину. При дрессировке они просто-напросто связываются с определенной командой. Научить собаку действиям, не характерным для нее, например, умываться лапой, как кошка, невозможно. Поэтому дрессировка не стесняет свободу животного, а расширяет диапазон взаимопонимания с человеком.
    Еще один метод обучения – подражание. К нему особенно расположены кавказские и среднеазиатские овчарки: щенки повторяют действия взрослых. Если владелец имеет одну собаку и заводит вторую, то выдрессировать ее бывает значительно легче: во-первых, он сам уже обладает определенными навыками, а во-вторых, его новая собака учится, глядя на старую.
      Одним людям бывает достаточно, чтобы их собаки приходили на зов. Другим нужно, чтобы четвероногие друзья охраняли квартиру, машину, самих хозяев и членов их семьи. Для этого закрепляется агрессия. Чем большему количеству навыков обучается собака, тем ей интереснее жить. (В некоторых зоопарках животных специально обучают для того, чтобы им не было скучно). Животным, как и людям, хочется решать сложные задачи и время от времени хвастаться своим умением. Хорошо выдрессированнная собака служит предметом гордости своего хозяина. Со многими собаками можно работать всю жизнь, напоминая им те или иные навыки или обучая их чему-нибудь новому: как у людей, обилие информации отдаляет старение.