Глубинка в Вологде

Галина Щекина
Глубинка в  Вологде

15-19 сентября в Вологде прошёл большой семинар прозы для  молодых писателей.Его организаторы: Союз российских писателей, председательправления Светлана  Василенко, Вологодское отделение Союза российских писателей с Еленой  Волковой во главе, а также межрегиональный  центр «Глубинка» и его директор Екатерина Левицкая.К осени2021 года центру удалось провести уже 6 подобных семинаров в российской литературной провинции, в Вологде на днях отработан четвертый семинар за год.

Фрагменты семинара.Обсуждение рассказов Регины Соболевой.
Обсуждение Соболевой на семинаре было явно позитивным.Каждый участник воспринял её тексты, как отражение действительности.Например,Орешин сказал, что в текстах всё мрачно, но зато, правда.Значит, это имеет отношение к рассказам«Детская площадка» и «Пельмени».Что касается рассказов«Без конца», то может быть, это не полностью рассказ,а зарисовка, но всё взято из жизни.Говорили также, что рассказывай сюжетное, и легко воспринимаются.Может быть, обстановка, описанная в рассказах, имеет негативную тональность, но тем не менее, всё это как в жизни интересно.Выступал по поводу Соболевой и руководитель семинара Кураев отдельно Он говорил о рассказе «Пельмени», но сначала о рассказе «Детская площадка»,где мы видим человека, как бы обиженного девочкой. Васю обидело слово«трус», брошенное в его адрес, и он на всю жизнь его запомнил. Здесь высказался вполне определённо.-Пусть это ребёнок,пусть ему 8 лет, но,друзья мои, если человек видит, что на его глазах кого-то избивают, а тем более, что здесь был предмет внимания- девочка Юля, он остался неподвижным, не бросился на помощь, ничего не выразил.Автор не указывает, что чувствовал при этом как бы герой рассказа. Там ведь происходит избиение, не просто удар какой-то, а избиение ногой в живот, и там удары по голове неоднократно.Что он при этом чувствовал, ведь это были непросто посторонние девочки, это была девочка, которой он оказывал знаки внимания. Так вот нравственно получается картина неприглядная. Это не просто «трус», слово, которое она бросила в адрес Васи, это – предательство. Надо чётко понимать, что да испугался, да маленький, но оценивать произошедшее надо совершенно честно. И если честно, то он оказался предателем, его мучило потом это воспоминание.Что же, по делам ему, ты прошёл мимо такого преступного момента, и «предатель» - ему самое настоящее название.Ведь что такое реалистическая проза? Она не просто показывает внешнее течение событий, она показывает внутреннее состояние участников этого события. Вот если бы он содрогнулся, если бы он ну хотя бы почувствовал страшное. Вот тогда, может быть, и не предатель, а так – предатель. Кураев отдельно говорил и очень чётко проанализировал рассказ «Пельмени», ведь там мы видим не просто голодного человека, а опустошение и движение человека вниз по наклонной.Он опускается, он становится никем, он становится таким же, как бомж, который у него попросил пива.В тексте очень хорошо зафиксировано это качение вниз по наклонной.Читатель понимает, что он махнул на себя рукой: во-первых, он бросил учёбу, во-вторых, он смирился с тем, что дальше его ничего хорошего не ждёт, но он продолжает оставаться на месте, продолжает ничего не делать.И вот это ,его положение в общежитии, где его уже за человека никто не считает.Он-то считает себя своим на самом деле, и он надеется, что его там покормят, а на самом-то деле он нужен-то для того, чтобы за пивом сбегать. Вот и всё значение слова «свой».Ему дают денег сбегать за пивом, и он по дороге встречает бомжа, который его называет «браток, брат».Вот кто ему брат теперь, не ребята из общежития, а вот этот бомж.Близкое будущее самого героя - вот это внутреннее унижение, которое он испытывает, но которому он не сопротивляется. Станет ли рассказ «Без конца» продолжением его судьбы, тут почти нет сомнений. Страшные рассказы, но они о людях, которые не смогли остановиться.
Михаил Кураев оценил прозу Соболевой достаточно высоко, как несомненно реалистическую и отражающую не только событийную канву, но и внутреннюю деградацию героев.
Разбирая прозу Регины Соболевой и её рассказ «Детская площадка», питерский писатель Михаил Кураев вспомнил случай из своей жизни. Однажды нечаянно назвал то ли тётю, то ли учительницу, нехорошим словом и тут же, осознав этот поступок, он стал мучиться совестью, и не знал, как поправить дело. Через долгое время после этого случая он признался, что у него вылетело это слово, и он жалеет об этом своём поступке. Собеседница оторопела от такого признания и даже разрыдалась, сказав «и как ты с этим жил?»Этот случай подчёркивает глубину и силу совести человека, если он сделал что-то плохое. Поэтому ситуация в рассказе Соболевой«Детская площадка» видится совершенно справедливой и жизненной. И это хорошо, что человек помнит за собой не только хорошее, но и плохое…

Фрагменты обсуждения

Обсуждение данного текста на семинаре было необычным, прежде всего потому, что автор внезапно заболела и не смогла присутствовать на семинаре, куда направляла тексты заранее... Обычно при этом отклоняют разбор, но здесь главный руководитель семинара прозы "Тихая моя родина" Михаил Кураев настаивал на рассмотрении рукописи. Он счел ее качественной и своей волей решил обсуждать текст Екатерины Козицыной под названием "Офисный киберпанк". На первый взгляд это вроде фантастика, но на самом деле это настоящий реализм, более того - реализм с социальным сарказмом. Речь идёт о сокращении организации и увольнении сотрудников, это сейчас окружает нас сплошь и рядом. Многие пережили то, что описано в рассказе, были и реплики с мест. Кураев сказал, что в тексте Козицыной искал целостного выражения идеи и, нашёл. На всём семинаре эта вещь самая целостная.
Рассказ"Офисный киберпанк" обращает на себя внимание. Мы видим тревожное состояние конторского работника перед надвигающимся увольнением и психологическое состояние не одного, а целой массы таких людей. Это состояние беззащитности перед надвигающейся бедой. Каждый думает о себе и каждый понимает, что он обречён, зависим от вышестоящих чиновников, и понимает, что увольнение неизбежно. Вот этим ценен текст -адекватной передачей действительности, изображения этой действительности, несмотря на негатив. И никакой защиты, вокруг тебя болото, и у других тоже нет защиты, и то же состояние обреченности. Эти люди непридуманные. Они взяты из жизни. Героиня рассказа этакая умница, она готовится к бою. Она все документы готовит, чтобы доказать, что она ещё нужна этой конторе, убеждает себя в данном обстоятельстве, а на самом деле чувствует, что обречена, так же, как и другие. Ей предстоит то же самое, что и другим: быть заменённой роботом. Казалось бы, эта идея замены людей на роботов уже отвергнута, и многократно доказывалось в печати, что заменить роботом человека нельзя. Есть такие операции, которые только человек способен проделать. В тексте же Козицыной мы видим, что робот может заменить человека намногих однообразных операциях, и такая сцена приведена в тексте.
Что касается участников семинара, они по-разному оценивали текст Козицыной.Одни говорили, что текст грешит однообразием, серостью, он неинтересен, а другие, напротив, говорили, что это очень хорошая зарисовка с натуры, уныние давит, что в тексте имеются итвердый сюжет, и своеобразные характеры. То есть это полноценный самостоятельный рассказ, не просто зарисовка. Это допущение происходит от того, что люди беззащитные перед надвигающимся техпрогрессом.И термин «киберпанк» говорит о том же самом. Раньше считалось, что человек- главная цель техпрогресса,однако реальность показывает обратное.
В тексте Катерины Козицыной "Офисный киберпанк" царит атмосфера страха и беспомощности, а также равнодушия и неприязнипо отношению друг к другу. В образе начальницы офиса показано не то чтобы управление людьми, но казённое тупое равнодушие, и никакого интереса о том, что будет с этими людьми за пределами офиса. Этот текст - примета времени, время оптимизации, которая проводится подчас казённо, равнодушно, ломая в судьбы людей. Оптимизация в этом тексте отражена полностью.
По мнению Щекиной, в таком тексте нет и не может быть места никакой лирике.
Киберпанк (англ. cyberpunk) — жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Сам термин является смесью слов англ. cybernetics «кибернетика» и англ. punk «панк», впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года.
Здесь мы сталкиваемся с этим термином, который одновременно обозначает и жанр, и также подчеркивает глобальный упадок, снижение роли человека. Ведь по сути техпрогресс направлен на облегчение деятельности человека. А здесь он приводит кполной его ненужности. Да, это страшный рассказ, хотя автор иронизирует – мол, все эти разговоры – антиутопия. Но не думать об это невозможно. Ведь в результате пандемии многие офисы реально опустели, и оценивать работу людей на удаленке – это отдельная проблема…
В рассказе нет ничего фантастического. Такие ситуации, которые описаны, пережил каждый. Порывшисьв своей памяти, я также обнаружила похожую ситуацию. Я сидела в такомже офисе и понимала, что меня скоро уволят. Это был период всероссийскойпереписи. Только вот результаты, выданные компьютерами, расходились с теми, что выдавали конкретные переписчики. И начальствухотелось как-то свестив единое целое, исправить расхождения. Увы,тогда незачем было включать в эту цепочку компьютеры…
Кстати, мучения конторского человека, изнывающего от безделья, в литературе неоднократно описаны, но здесь в пользу рассказа то, что автор,онже участник событий. В пользу рассказа и то, что в основележит простой, но беспощадный сюжет – когда в офис присылают роботов, и самые страшные догадки становятся реальностью.Есть конкретные действующие лица, которых становится по-человечески жаль.Обстановка описана с четкими деталями. Речь узнаваема и жива. Авторсумел обобщить рядовую ситуацию и дать глобальную картину техногенного тупика, где нет места человеку.
Я сожалею, что рассказ написанот первого лица. Если быне это, то у нас был бы шанс увидеть героиню со стороны, тогда картинка небыла бы столь удушающей и безликой. С нами хотя бы остались грустные глаза этой женщины, как само прощание.

Опыт,практика

Помимо разборов рукописей семинаристов, руководители применяли и другие формы работы с начинающими прозаиками. Например, Михаил Кураев приготовил для своей группы такой сюрприз – написание художественного текста за 15 минут. А на какую же тему? Выбор сделали сами участники семинара. Посыпались предложения следующих тем – смерть, нож, блокнот, рождение, дорога, абсолютное счастье, письмо. Но когда проголосовали за каждую отдельную тему, большинство голосов набрала тема дороги. 15 минут было выдано участникам эксперимента, и все стали писать.Конечно торопились, нервничали, хотелось выразить много, но времени для раздумий всего ничего. Когда же по очереди начали зачитывать свои работы, то сами себе удивились, потому что каждая работа была неожиданна. Концентрация мысли и чувства максимальная, нервное напряжение тоже сыграло свою роль.Но ни один текст не был провален, в каждом была изюминка, каждый участник умудрился изложить свою историю выразительно. Не только сюжет, но и окружающую атмосферу и даже персонажей успели описать. В общем, эксперимент оказался весьма удачным,и в нём участвовали все, и каждый был удивлён результатом, и другие тоже были удивлены в лучшем смысле этого слова.

Отзывы участников

Регина  Соболева, Вологда
Мало кто знает, но Регина Соболева также пишет прозу. Потихоньку и короткими формами, но пишет. В общем, книга рассказов о моем дворе, детстве и юности просто не может не появиться на свет. Благо, времени для осмысления должно было хватить. Но недавно также я получила некоторый фидбэк, который просто невозможно проигнорировать. Вручили сертификат на издание книги от Союза российских писателей (государственная стипендия Министерства культуры РФ, если быть точной). Я участвовала в литературном прозаическом семинаре "Тихая моя Родина" в Вологде (проходил в гостинице "Спасская"), и мастера нашей группы признали мои тексты достойными дальнейшей работы и первой серьезной публикации (а прозу не публиковала еще нигде, кроме несчастной Прозы.Ру). Это, черт побери, признание наличия во мне потенциала. Это приятно и круто. Настолько, что творческого пинка, надеюсь, хватит на весь год (как раз за год книгу и надо допинать). Спасибо! За это и за, как я уже говорила на семинаре, возможность получения отзывов (не одного, а сразу десяти), откликов. Для пишущего человека это большое дело. Наше, так сказать, золото. Ну, я богачка, что тут говори.

Илья Карамышев, Рыбинск Ярославской обл:
Доволен тем, как прошёл семинар. Критика и со стороны мастеров, и со стороны семинаристов была конструктивной. Получили конкретные замечания по своим текстам и понимание, в каком направлении стоит двигаться дальше. Кроме обсуждения конкурсных текстов, выполняли и обсуждали творческие задания. Здесь каждый открылся немного по-новому. Очень не хватило времени.

Надин Ривз, Вологда
Неделя у меня прошла под знаком литературного семинара "Глубинка". Скажу, что это большая удача побывать на таком мероприятии, общаться с пишущими людьми и глыбами литературного мира, которые были нашими мастерами и учили нас, разбирали наши тексты, говорили с нами о литературе.
Говорить о литературе с умными людьми это великолепно, узнаешь много нового. Я, например, узнала и про свое творчество тоже узнала. Язык похвалили, сюжет и характеры персонажей поругали, но это все можно исправить. Хотя писатель Михаил Николаевич Кураев ("Блок-ада", "Капитан Дикштейн") советовал не переписывать то, что есть, а полюбить Россию. Я люблю Россию, но вот писать про нее не получается, не пишется, впадаю в ступор. Нужно самой прийти к России. Думаю, что рано или поздно приду. Обсуждали не только наши произведениях, говорили и о классиках, и об истории. Мне было интересно слушать истории Михаила Николаевича о блокаде, войне, о послевоенном времени. Рассказы, наполненные деталями, о которых так просто не прочтешь в интернете, обладают особой ценностью.
В субботу на семинаре нам предложили задать вопросы любимому автору. Я выбрала Маргарет Митчелл. Ответ на мой вопрос получила, не от Митчелл, но все же. Вне семинара часто перебирала в мыслях, чтобы хотела спросить у своих кумиров, а вот когда надо задать вопрос - в голове пустота. Сегодня шла и думала о вопросах любимым писателям. Вспомнила, что хотела спросить у Джека Лондона. Жалею, что не вспомнила на семинаре, вдруг бы тоже получила ответ. Интересно же мне, является ли персонаж Мейлмют Кид альтер-эго самого Джека Лондона. Но интересный вопрос вспомнился после.
Для меня самое важное на семинаре - это возможность увидеть свой текст со стороны, и не от людей в интернете, не от своих знакомых, а от мастеров литературного мастерства и от других пишущих людей. А также важна творческая атмосфера, общение. Я прочитала замечательные тексты, сильные, интересные, некоторые даже назвала бы необычными.
Я получила и вдохновение, и пищу для размышления. На самом деле мне есть о чем подумать, и о своем творчестве, и о своей жизни.
Семинары проводятся для людей до 35 лет, возможно еще разок успею поучаствовать, если мне повезет и меня возьмут. Так как берут туда не всех, я считаю, что мне повезло, я получила уникальный шанс. И я себя сейчас чувствую очень хорошо, спокойно, не знаю почему. Наверное, что-нибудь сочиню.

Дарья  Осолодкина, Череповец
Что касается семинара, то это одно из самых грандиозных приключений в моей жизни, так как никогда я в таких мероприятиях не участвовала и вообще всячески избегала их. Я счастлива, что попала на семинар, так как, во-первых, познакомилась с огромным количеством единомышленников, во-вторых, открыла для себя Вологду с другой стороны (честно, специально в музеи или в усадьбу Бренчаниновых я бы не поехала, а в рамках семинара это было очень кстати), в-третьих, работа в мастерских – самые настоящие «американские горки», потому что столько эмоций я, пожалуй, испытывала в последний раз, когда защищала диплом в универе. Это был очень полезный опыт,который доказал, что историю пишет не только автор, но и читатель, так как мнения на работы мои и участников в целом разнились, кто-то увидел одно, другой увидел другое и так далее. Такие посиделки помогают увидеть свою работу со всех сторон, все её плюсы, минусы, подводные камни, или наоборот очевидные вещи, которые автор вдруг пропустил или просто забыл о них. В общем я под большим впечатлением (очень позитивным!) от семинара; я очень рада, что такие мероприятия проводятся, что они собирают таких крутых мастеров и таких талантливых и разносторонних участников, поэтому огромное-огромное спасибо и за семинар, и за обратную связь, и за возможность издать свою книгу!
Конечно, хотелось бы пообщаться поближе со всеми мастерами, узнать и их мнение о текстах, но понятно, что тогда семинар длился бы не четыре дня, дольше...

Вадим Оришин, Вологда

Очень понравилось живое общение с творческими людьми. Ни с чем несравнимая атмосфера работы в кругу увлечённых литературой прозаиков и поэтов. Нигде за пределами этого семинара я не могу испытать подобные эмоции. Прошедшие дни плодотворной деятельности вызывают удовлетворённую усталость. Я узнал для себя много нового и интересного, свежим взглядом окинул некоторые вопросы, ранее не вызывавшие у меня любопытства. О недостатках сказать не могу – это был мой первый подобный опыт и сравнивать не с чем.Обидной ли была книтика?  Нет, нисколько. Мы же ради этого туда и пришли... А самое главное - меня не критиковали. Совсем. Критика излишней жестокости - это вкус читателя, а не проблема качества текста.

Дарья  Вологина

алина Александровна, добрый вечер. Простите, пожалуйста, за молчание. Сейчас ситуация такая, в университете проблемы, долгов по учебе накопила, времени не хватает. В течение месяца нужно закрыть.

Не так давно у нас в Вологде состоялся литературный семинар "Тихая моя Родина..." для молодых прозаиков, и хоть и с опозданием, но мне хотелось бы поблагодарить всех причастных к этому по истине интересному и уникальному событию! Как для Вологды - так и для меня.

Такого количества талантливых и увлечённых своим делом людей я ещё не встречала, и я действительно рада, что мне выпала эта возможность. У нас в России существует такая организация как Центр "Глубинка", которую возглавляет замечательная Екатерина Левицкая. Эта организация помогает начинающим прозаикам и даёт им возможность развиваться на литературной арене. Вместе с "Союзом Российских писателей" в течение пяти дней они создавали для нас, участников семинара, непередаваемую творческую атмосферу, наполненную теплом и уютом. Мы успели не только разобрать и проанализировать тексты друг друга, но и написать по этюду. Помимо мастер-классов от состоявшихся писателей, в программу входили и экскурсии, и я наконец-то (!) побывала в усадьбе Брянчаниновых в Покровском.
Ещё раз благодарю своих Мастеров за мудрые и бесценные советы, за увиденный во мне потенциал и, конечно, за обмен опытом.

Отдельная благодарность Щекиной Галине Александровне. Если бы не она, я бы даже не узнала об этом семинаре.
Регине Соболевой выражаю своё восхищение. Фотографии прекрасны, и ими я просто не могу не поделиться.