Маленькие люди

Вера Сайгафарова
Между волнами пандемии, летом появилось небольшое светлое окошко. Меня позвали на выставку «Мир портрета» в Доме художника и взяли   аж   четыре картины. Пахнуло чем   живым, близким из прошлого времени, которое уже не вернешь.  Мир настолько встал не на свою голову, что уже перестаёшь удивляться чему-то. Каждый день приносит какие –то новости. Но многое так неустойчиво и не понятно и меняется совсем на противоположное.  Наверное, так чувствовала себя Алиса, когда побежала за кроликом в нору и попала в страну Чудес. Нам теперь   подходят почти все цитаты из книги -  Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! Еще бы указали –куда бежать, чтобы скрыться от всего, что происходит.

  Не успела начаться эта выставка, как мне позвонила моя   знакомая и предложила тоже участие в другой, которая пройдет всего четыре дня. Она умудрилась с кем-то договорится насчет помещения в центре, и сама же рассылала рекламацию. Не очень хотелось нести туда картины, потому- что я сомневалась –кто может туда прийти, если   не было толковой    рекламы. Но отказать ей было   невозможно и все   мои  вялые доводы разбивались о ее железную логику.  Она была спокойной и невозмутимой как сфинкс, но с очень своеобразными   тараканами в голове.  Ее можно было спокойно посылать дипломатом к инопланетянам, она бы и их убедила). Причем не один   мускул не дрогнул бы у нее на лице, пока она несла бы им какую ни будь чушь, которая ей самой казалась бы важной.   Думаю, что по этой же причине она смогла получить помещение в центре. Она мне   напоминала Королеву  из Алисы в стране чудес. Вроде говорит знакомые вещи, но ничего не понятно.

 Поэтому я позвонила ей сама и обреченно спросила –когда мне надо принести картины. Договорились встретится на выставке. Ради неё я наконец –то привела себя в относительный порядок, хоть и было сильное желание пойти в обычной одежде. Но как подумаешь, что там можно ненароком попасть в кадр, то задумаешься.  Очень трудно скрыться в небольшом помещении, когда все пришли с фотоаппаратами и пытаются все зафиксировать. Все таки  я  умудрилась попасть  в кадр, как только пришла. Увидела   знакомое лицо   и радостная пошла навстречу. В это время все остальные с серьёзными лицами слушали ведущего повернувшись в другую сторону. Получилось, что мне как бы вообще наплевать на церемонию.  Я сложила две картины в рамках и два рисунка   в сумку, достаточно объемную, перекинула через плечо и потащилась на остановку.  Выглядела, как странствующий пилигрим.

     На остановке кипела работа по укладке бордюров. Часто замечала, что один и тот же участок дороги рабочие   перекладывают несколько раз. Вроде   было не плохо, но им видимо все нужно довести до совершенства. Я села на лавку и стала смотреть видео. Раньше нужный автобус ходил буквально каждые десять минут и поэтому я была спокойна. Кроме меня еще стояла миловидная   женщина с ребенком и одна женщина сидела на лавке. Когда прошло минут десять я начала поглядывать на часы, потому- что уже время поджимало. Я спросила девушку –может мы вообще зря сидим и автобус   не ходит. Она посмотрела по навигатору- вроде он шел   по маршруту. Потом к остановке подошел   мужчина. От скуки я начала его рассматривать. Его сложно было не заметить, хотя внешность его была   более, чем обычная. Он был небольшого роста, пухлявый, чистенький и какой-то уютный. У мужчины было детское лицо- такое маленькое, щекастое и выражение обиженного ребенка. Только пузико не вписывалось в его внешность, но его не портило.  Он был с палочкой, незрячий и постоянно разговаривал по телефону. Словно он сроднился с ним.

     Автобус все не шел и женщина, которая на лавке   пошла пешком. Если бы не моя сумка с картинами, то я, наверное тоже побежала бы за ней. Да и время прошло уже достаточно. А вдруг пойдешь, а злосчастный автобус весело прогудит мимо тебя. Так я сидела, мучаясь в сомнениях. Мужчина тем временем все больше привлекал наше внимание при этом не забывая грузить собеседника по телефону. Как это у него получалось, не знаю.  С   одной стороны он был –уверенным   в себе и в тоже время, как потерянный ребенок. Не поднимал голоса не суетился,  но не так то просто было избавится о него.
   Голос его был мягкий, спокойный, но с детскими интонациями. Сначала начал всех спрашивать   про остановку –где он находится, можно ли вызвать такси. Оказалось, что он из другого города и его знакомый просто не туда его отвез   и сейчас ему надо с кем-то встретится, но он понятия не имеет, как туда попасть. Хотя если бы он жил в нашем городе, то скорее всего он знал   бы такой простой маршрут. Ему оставалось пройти остановки три вперед, там даже были проложены дорожки для слепых. Женщина терпеливо и спокойно объясняла ему одно и тоже, без нотки нетерпения или недовольства. Казалось, что она всю жизнь занималась с такой категорией людей.

  Я стала прислушиваться поневоле и тоже втянулась в разговор. Автобус   должен был прийти только минут через тринадцать. –Зачем нам ждать здесь может пройдем остановку пешком –сказала я женщине. Она была не против. Когда мы тронулись в путь, мужчина пошел за нами, хотя до этого собирался вызывать себе такси. Он уверенно пошел вперед, нисколько не ощупывая дорогу палкой, не следя за шумовыми эффектами, рискуя натолкнулся на любой столб   или прямо вырулить на дорогу. Мужчина напоминал мне каскадера с завязанными глазами. Но тот  хоть тренировался перед своими сложными трюками, а здесь он зависел только от доброго сердца случайно знакомой. Даже мне пришлось страховать этого адреналинщика и идти рядом с ним.  Но к счастью женщина   не плохо справлялась со своей ролью доброй самаритянки.   Кажется, ее ничего не могло вывести из себя.  Она напомнила мне женщин с обложки журнала за 1960 год. Такая была миловидная,блондинистая и домашняя. Еще они были одного роста с мужчиной.  У меня промелькнула мысль, что ему бы здорово повезло, если бы у него была такая жена. Но телефон он так и не выпустил из рук ни на минуту. По моему его несчастный водитель двадцать раз уже пожалел, что высадил его не там. Наконец мы доплелись до другой.

 Я обрадовалась, что там уже сидело две женщины и это вселило в меня   надежду, что мы все таки уедем.  Мужчина опять незаметно завладел  вниманием всех женщин. Ему  стоило бы баллотироваться в депутаты. Он опять стал расспрашивать о названиях   улиц. Которая   была ему   нужна находилась   не так далеко. Женщина   на скамейке знала наизусть все улицы и стала пересказывать ему их названия.  Мы с интересом   посмотрели на нее, даже молодая девушка с мороженным в руке и розовыми волосами.

 На минуту я задумалась, как это оказаться в незнакомом городе неизвестно где, еще и слепым. Даже попыталась закрыть глаза, чтобы понять, что бы я делала в подобной ситуации, но потом подумала, что меня могут принять за сумасшедшую. Если у мужчины и отсутствовало зрение, но приспосабливаться к обстоятельствам он умел не плохо. Обиженное выражение его по-детски пухлого лица  подвигало всех о нем заботится. И незаметная, на первый взгляд настойчивость и сила характера. Если вспомнить, как на остановке –где стояло всего три человека он    тут же без колебаний пошел за нами, как только мы решили пойти на другую остановку. Мужчина просто шел вперед, невзирая ни какие столбы, дороги, сигналы и др.  Он еще напомнил  мне Карлсона из сказки. Жалко у него не было пропеллера. А то бы он мог полететь куда захочет.

     В моем   представлении у таких людей как минимум должен быть абсолютный слух, умение ориентироваться на местности,   все ощупывая своей палкой, и прекрасная память. Но к мужчине все это не относилось. Ломился он не глядя ни на какие предупреждения, переспрашивал по  сто раз название улиц и где он вообще находится. Насчет хорошего слуха. Когда я только познакомилась с мужем, то не знала, что у него слух, как у летучей мыши и часто болтала с подружкой о том о   сем и о нем конечно)). Мы сидели на кухне, а он в гостиной за компьютером. Мне казалось, что стены у нас в квартире   толстые, ошибалась.

  Женщина,  взявшая на себя опеку о мужчине посмотрела по маршруту автобус - вроде он шел по намеченному пути. Куда могли деться все автобусы, которые раньше шли одни за другим? Я решила позвонить своей знакомой, подозревая, что  на выставку та уже  приехала. Хотя раньше   никогда не приезжала вовремя, но тут я сама приду с хорошим таким опозданием. Но видимо себе она никогда не изменит, оказывается она тоже застряла в пробке. Я почувствовала, что можно уже начать переживать, потому- что и ждать не понятно сколько, а пешком идти- придешь к закрытию. 

  Наконец появился долгожданный автобус.  Мы под локотки   посадили этого мужчину, который не успев зайти в него,   уже с кем то был на проводе. Я стола рядом и поневоле слушала его диалог с кем-то.    Теперь он   пересказывал свою тему другому невидимому собеседнику и назвал его котенком. Явно тут намечалась  романтическая история. Его   разговор слушали уже и рядом сидящие бабушки и мужчина у окна. Короче, он опять завладел всеобщим вниманием. Мужчина самозабвенно    перечислял название улиц,   сетовал  на водителя.  Эту историю я слушала уж не раз, но кто-то ведь ее не знал). Благодаря ему я наконец –то немного стала разбираться в своем районе. Весь его мир заключался в людях, которых он знал. Видимо ему нужно было постоянно чувствовать чью то незримую поддержку. Пусть даже она была пока на расстоянии. Маленький мир, маленькие люди, но они стараются не падать духом и наши проблемы становятся не такими значительными, глядя на их жизнь. То, что обычный человек может преодолеть с легкостью, для них становится непреодолимой преградой.

Когда автобус наконец доехал до нужной остановки, я   помогла ему выйти из автобуса, зная его беспечность. Мужчина так и не закончил еще свой разговор и видимо начисто забыл  о нас. Его спасительница поехала дальше. Я успела на выставку, пропустив поздравительную речь. Наталья пришла еще позже меня. Она обладает еще одной особенностью выудить из толпы нужного ей человека, такого же странного, как она сама. На этот раз с ней тусовался по всему залу мужчина, близкий ей видимо по духу. Она нисколько не комплексует и похоже считает, что творческим людям преград никаких нет. Поэтому она еще и вручала всем рекламки на свою выставку. Потом сфотографировала меня напротив  моих картин и мы пошли домой. Потом   неожиданно вспомнив, что на выставке находился председатель дома художников, потащила меня обратно, чтобы дать ему визитку. Но тут я заупрямилась. Не такой уж у нас был уровень, что бы он побежал на выставку   неизвестного фотографа и художницы. День   прошел насыщенно и у меня осталось теплое воспоминание о всех событиях. Позже, когда выставку осветили в местной газете, я увидела там и свою скромную фамилию. Может этот маленький подарок сделал мне ангел хранитель того мужчины, которому мы помогли.