Россия XIX века в лицах. Время перемен

Полина Ребенина
XIX век стал столетием больших, необычайных событий во всей общественной жизни России. Это было время непримиримой борьбы между консерваторами и реформаторами в разных областях - в литературе, в общественной жизни и в политике.

В начале века возникло серьезное противостояние между литераторами - охранителями русского языка или "архаистами" и его преобразователями на западный манер или "новаторами". В середине века развернулась еще более серьезная борьба относительно будущего России - в то время, как одни, говорили, что Россия должна идти своим собственным путем, опираясь на традиции наших предков (славянофилы), другие утверждали, что российскую жизнь надо преобразовать на европейский манер (западники).  А позднее эта борьба перешла на новый, еще более серьезный, агрессивный уровень- в то время как одни стремились сохранить русскую государственность, защищая самодержавие, православие и народность (консерваторы-патриоты), другие выступали за ниспровержение существующего строя и построение на его руинах принципиально нового общества (революционеры-космополиты).

А творили все эти события люди, которые жили в ту сложную и противоречивую эпоху. Изучая историю XIX века, я виртуально познакомилась со многими выдающимися соотечественниками, личность, жизнь и деяния которых меня буквально потрясли, поразили мое воображение. Так родилась эта книга "Россия XIX века в лицах". В каждой из глав этой книги постаралась я рассказать об этих "лицах" и общественно-политических движениях XIX века, с некоторым перехлестом на века предыдущий и последующий.

В жизни каждого из этих выдающихся людей отпечатывался тот неповторимый век, который поворачивался разными своими гранями и отражался на их судьбах. И результатом этого стало более детальное, глубокое и богатое изображение общей исторической картины. И я надеюсь, что в душе моих читателей сложится огромное мозаичное полотно, отражающее ту, насыщенную волнующими событиями эпоху. И тех людей, умных, высокообразованных, ищущих и творческих, которые оставили значительный след в философской, исторической и литературной жизни России.

XIX век еще называли "золотым" веком, так как это было время необычайного расцвета науки, литературы и искусства в России. В этом столетии пишут свои бессмертные стихи А.Пушкин и М.Лермонтов, Н.Гоголь потрясает воображение описанием человеческих характеров и публикует знаменитые произведения - "Мертвые души", "Ревизор", "Петербургские повести". В 40-х годах выходит на сцену И.Тургенев со своими мастерскими "Записками охотника", а затем выпускает один за другим шедевры- "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети". Гончаров издает три великих романа на букву "о"- "Обрыв", "Обыкновенная история" и "Обломов". В конце 40-х годов узнает Россия имя Ф.Достоевского, автора повести "Бедные люди", а в начале 50-х имя Л. Толстого, опубликовавшего "Севастопольские рассказы". И это только начало литературного пути этих великих писателей, этих двух гигантов русской литературы. В этом же столетии Россия зачитывается стихами Ф. Тютчева и А. Фета. А там уже на подходе другие выдающиеся писательские имена- Н. Лескова, А.Чехова, А.Куприна, И.Бунина. То же происходит и в музыке - великие композиторы выходят на сцену- П.Чайковский, М.Глинка, Н.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, А.Бородин, Ц.Кюи и др. Дмитрий Менделеев открывает периодический закон, который лег в основу всей современной химии.

А начинался этот век с победы России в Отечественной войне 1812 года, когда Франция была разгромлена, и русские войска вошли в Париж. Однако боевой настрой в победителях не утих, они вернулись домой и стали жаждать внутренних побед и преобразований. Отсюда заговор и восстание декабристов в 1825 году. Императору Николаю I удалось подавить восстание и на последующие 30 лет несколько усмирить накал политической борьбы в России.

В 30-50-х годах XIX века русская интеллигенция все больше стала задумываться о путях развития России. Немало выдающихся русских общественных деятелей и литераторов в это время с восхищением смотрели на Запад, видя в нем образец переустройства русской жизни- это Т. Грановский, В. Боткин, В. Белинский, И. Тургенев и др. По другую сторону баррикады встали славянофилы- А.Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, С. Аксаков, и его сыновья и др., которые выступали за возрождение и укрепление русских традиций и независимую от Запада политику. Это был важнейший вопрос - выбор пути, определение вектора будущего российского развития.   

После смерти Николая I в 1855 году к власти пришел его сын Александр II, при котором в России начались либеральные послабления. В результате этого в 1855 по 1868 г.г. Россия буквально наводнилась нелегальными революционными изданиями А.Герцена - журналом "Полярная звезда" и газетой "Колокол". Сам Герцен уже давно эмигрировал, жил в Лондоне и вел оттуда подрывную антиправительственную деятельность при финансовой поддержке британского правительства. Даже официальная пресса в России с начала 60-х годов разделилась на два лагеря- на «левый» и «правый». В эти годы на сцену выходят революционеры-разночинцы Чернышевский и Добролюбов, которые продолжают линию Герцена и выступают за разрушение существующего порядка и полное его обновление. Они публикуют свои критические и подрывные статьи в ведущем петербургском журнале "Современник". Чернышевский стал первым убежденным марксистом в России.

В противодействие этим левым изданиям в России начинают издаваться правые консервативные газеты, в первую очередь "Московские ведомости"" под редакцией М. Каткова и газета "День" под редакцией И. Аксакова. "Золотое перо" Каткова оказалось поистине гениальным, в это сложное время он мужественно боролся за единство и величие России. Девизом этих охранителей государства российского стал лозунг - самодержавие, православие, народность.

До 1861 года в России еще действует крепостное право, хотя оно распространяется только на крестьян помещичьих, государственные уже, по-тихому, отпущены на волю. Сами российские самодержцы убеждены, что крепостное право — это зло и в 1861 году, несмотря на противодействие со стороны помещиков, Александр II издает "Указ об отмене крепостного права". Однако революционеры- разночинцы громогласно объявляют, что принятый Манифест- это просто "дрянь", и призывают общество к продолжению революционной борьбы. Все средства были хороши, лишь бы разрушение основ государства не прекращалось. Много образованных людей теряют веру в Бога и соблюдают православные традиции лишь по привычке, формально. В 1833 году скончался преподобный Серафим Саровский, и простой русский народ, который все еще хранит глубокую веру в Бога, уверен в святости и чудодейственности этого подвижника, и паломничество к месту его захоронения не прекращается. В Оптиной пустыни продолжают развиваться традиции старчества.

Под воздействием идей Герцена и Чернышевского революционеры стали собираться в многочисленные тайные кружки. Основными террористическими организациями стали "Земля и воля" и позднее "Народная  воля", члены которых организовывали кровавые покушения на видных политических и общественных  деятелей России. Они горели безумной идеей добиться политических преобразований ценой громких убийств! В это годы они буквально терроризировали Россию, даже на царя неоднократно организовывались покушения и в конце концов его разорвало бомбой, брошенной народовольцами в марте 1881 года. А ведь это был Александр II, царь-освободитель, сделавший то, о чем так долго мечтали все передовые люди России - отменивший крепостное право. В России началось форменное безумие!

После издания книги Чернышевского "Что делать" появилась мода на "рахметовщину", и молодое поколение стало отступать от веры родителей, они порывали с семьями и посвящали свою жизнь революционной борьбе. На всех тех, кто не примыкал к левому крылу и не помогал его деятельности, ставилось позорное клеймо консерватора, крепостника или ретрограда. А уж тех, кто отваживался активно отстаивать противоположные взгляды, кто посмел встать на сторону государства и самодержавия, начинали люто ненавидеть, и с ними бороться, уже не либеральничая, а устраивая против них террористические акты. За такими смельчаками революционеры  просто охотились и отстреливали их "как куропаток".

Поуспокоилась политическая обстановка лишь с приходом сильного и мудрого царя-миротворца Александра III в 1881 году. Его контрреформы опирались на поддержку писателей-патриотов: Достоевского, Тютчева, Лескова, Писемского и др., а также консервативных изданий, под редакцией Каткова и Аксакова. Катков был известен своей критикой «моды» на либерализм, который жертвует «священными интересами Отечества», ослабляя в стране «порядок и законность». Носителем предательского  либерализма, по мнению Каткова, являлась «растленная» интеллигенция, «имеющая свое сосредоточие в Петербурге». Катков вступил в открытую полемику с Герценом на страницах своей газеты, в результате чего "Колокол" растерял большинство своих читателей в России и прекратил свое существование. 

Таким образом, в течение всего XIX века в России происходила непрерывная борьба между носителями новых идей - революционерами-разрушителями с одной стороны и консерваторами-охранителями с другой. Этих первых называли по-разному - либералами, демократами, западниками, нигилистами, террористами, космополитами или революционерами, но суть их идей и стремлений оставалась неизменной - "мы старый мир разрушим и построим новый, идеальный, мир наших грез и мечтаний". Вторых тоже называли разными именами - патриотами, славянофилами, почвенниками, консерваторами или охранителями, и их идеи состояли в позитивных преобразованиях, постепенном развитии и улучшении, они категорически выступали против насилия, крови и гражданской войны.

Это была эпоха борьбы не на жизнь, а на смерть, двух противоположных мировоззрений в отношении будущего России, в то время как одни видели его в поступательном движении и развитии, другие стремились в разрушению всего существующего и создании принципиально нового общества. Как мы знаем, победили эти вторые, и в результате имена первых, а они были не менее, если не более, замечательными личностями, были намеренно стерты из нашей памяти. Мне хотелось исправить эту явную несправедливость и рассказать об этих забытых людях, которые стремились сохранить ту прекрасную и неповторимую Россию, "которую мы потеряли".

Вот, о чем эта книга. Мы должны помнить тех, кто подталкивал нашу страну к "светлому будущему" в переломном XIX веке, как и и тех, кто всеми силами пытался предотвратить грядущую катастрофу. В XX веке, большую часть которого прожила наша страна под эгидой строительства социализма, а потом коммунизма (который, впрочем, так никогда и не наступил), издание такой книги было совершенно невозможным. Ведь тогда все нигилисты-революционеры считались героями и во всех официальных изданиях прославлялись, в то время как консерваторы-охранители России были заклеймены, как злостные реакционеры, и упоминать их имена возможно было лишь в негативном контексте.

Однако были они поистине смелыми и отважными людьми, так как противостоять революционной стихии, особенно сильно захлестнувшей Россию во второй половине 19-го века, было очень нелегко. Они подвергались резкой литературной критике, травле и приковывались этими прогрессистами к позорному столбу. И устоять в эти бурлящие годы, сохранить веру в православие, царя и Отечество, да еще и выразить свои взгляды публично, было свидетельством силы духа и большого мужества. Но ничто и никто не должно быть забыто, и поэтому настоящая книга посвящена в основном этим консерваторам или охранителям государства Российского, а также тем выдающимся мыслителям, кто не примкнул ни к одному из лагерей и выработал в это сложное время свою собственную философскую систему.

В истории России, как впрочем, и в истории всего человечества, 19-й век стал веком особым, переломным, предвестником грядущих разрушительных свершений. В этом столетии в Европе созревали и вынашивались новые марксистские идеи, которые разносились затем по всему свету и искали платформы или государства для своего претворения в жизнь. Этим слабым звеном, где смогли не только прочно угнездиться разрушительные идеи, но и удалось разжечь пламя революции, стала многострадальная Россия. Если 19-й век можно сравнить с периодом беременности, то в 1917 году свершилось то, что все предыдущее столетие вызревало в недрах России - произошли роды. Появилось новое создание на радость одним и к вящему ужасу других. Если одни считали октябрьский переворот долгожданным новорожденным, то другие- исчадием ада. С победой левых, революционных сил на многие годы погрузилась Россия в мрак насилия, гражданской войны, голода и разрухи. Лучшие российские умы и таланты, если не были уничтожены, то вынуждены были покинуть Родину. И даже Европа, которая всеми силами приближала революцию в России, в ужасе отшатнулась, и следовать российскому примеру категорически отказалась. Мировую революцию марксистам-революционерам организовать не удалось.

Продолжение следует http://proza.ru/2021/05/13/924

Список литературы:
1.Андреев А. «Золотой век» русской литературы в его отношении к «веку серебряному» // Основы теории литературно-художественного творчества. — М.: Litres, 2015. — С. 22-31. — 370 с.
2.Баевский В.С. Тридцать лекций о золотом веке русской литературы. 1800 - 1855. — Смоленск: Изд-во Смол. ун-та, 2009. — 632 с.
3.Серов В. Золотой век русской литературы // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: Локид-Пресс, 2003. — С. 115-116.
4. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. / Вступ. статья
С. М. Петрова. Сост. и подгот. текста С. М. Петрова и В. Г. Фридлянд. М.: Худож. лит., 1969.