Надолго ли? По следам Пермской трагедии

Олег Черняк
     Опять скорбь и боль. Опять от перехватывающего дыхания обиды, не хватает воздуха. Мороз по коже и застывшие в глазах слёзы. Осознание того, что только вчера я здоровался с этой милой женщиной из соседнего подъезда, а сегодня она в списке погибших от пули очередного психопата приводят в ужас. Женщина просто пришла встретить внука – школьника после экскурсии в университет. Господи, многострадальная Пермь, многострадальная Россия. И вновь прилёт в город министров, следователей, проверки систем безопасности в школах и вузах. Вновь куча ненужных вопросов: как убийца проник на территорию университета, как пронёс оружие и как купил? Кто дал разрешение и каким образом прошёл медкомиссию? Уже столько подобных случаев по всей стране, что пора бы давно знать ответы. Ну сколько можно имитировать бурную деятельность?

Причина не в охране образовательных организаций, и не в торговцах оружием. Хватит рассматривать каждую стрельбу, как частный случай, а каждого убийцу, как единичную жертву психического расстройства. Пора признать, что болен каждый из нас, просто стадии болезни разные. И неизвестно, сколько времени наша душа сможет удерживать шаткий баланс между спокойствием и раздражением. К сожалению, добро побеждает зло только в сказках. В жизни зачастую это не так. Мы видим, что творится вокруг и копим обиду на всех: на себя, на власть, на коллег. И обида эта постепенно превращается во внутреннюю ярость, которой обязательно нужен выход. Кому - то для выплеска достаточно написать пост в Фейсбуке, кому - то напиться и поорать, а кто - то возьмётся за ружьё.

Завсегдатаи "YouTube" знают, что стрельба по людям нередкое явление. И возрастная категория стрелков от шестнадцати до семидесяти. Причём к тем, в кого стреляют у них претензий нет. Они так вымещают злобу, за невозможность записаться к врачу, за то, что денег не хватает даже на еду, за то, что отпахал на родном заводе сорок лет, а из благодарности - значок ударника и пенсия, которая полностью уходит на коммуналку и лекарства.
 
Сегодня прочитал, что пишет клинический психолог Владимир Крупин об очередном стрелке. Он назвал его человеком с невероятным количеством подавленной агрессии. А разве большинство из нас не с подавленной агрессией? Посмотрите, что происходит на дорогах: у троих из пяти остановленных во время рейда водителей, под рукой или в багажнике перцовый баллончик, травматическое оружие, бита, молоток и даже ледоруб. Для самозащиты скажете вы - сомневаюсь. Такой арсенал пригоден, скорее для кровавой бойни. То есть, в принципе, каждый второй водитель готов наброситься на оппонента с ледорубом понимая, что может убить. Или он не задумывается о последствиях, но тогда на лицо психическое расстройство. А ещё доктор Куприн назвал состояние стрелка перед нападением на университет бредом величия. Бред величия - это крайняя степень переоценки своей важности, известности, популярности.

Согласен, но давайте оставим на время стрелка, и возьмём среднестатистического жителя страны: в меру лояльного к ко всему происходящему в социуме. Но и он в конце концов догадается, что его уже много лет водят за нос. Он поймёт, что действительность, которую он видит сам разительно отличается от того, что он слышит на центральных каналах телевидения. И сразу возникает вопрос: они думают, что я конченый идиот?
Вот с этой фразы всё и начинается.
- Я человек, я личность! Я не баран! - кричит среднестатистический житель страны.
Но его не слышат или не хотят слышать. И ждавшее своего часа эго с шипением змеи вырывается наружу и вопит:
-Я вам докажу! Я заставлю обратить на себя внимание.
 И вот патрон уже в ружье…

Я не врач, но думаю, что бред величия появляется после того, когда все попытки доказать, что ты не баран исчерпаны и расшатанная нервная система даёт сбой.
Ныне вспоминать счастливое советское детство - моветон. Но то, что оно у нас было - это факт. Возможно, родители и обсуждали перекосы системы, нас самих в тогда это не касалось. Очень хочется произнести фразу, повторяемую каждым поколением: другое было время, другие были люди, только ещё добавить, что была другая страна у которой были другие приоритеты.
Сегодня мы можем обмотать колючей проволокой все учебные заведения и поставить на каждом этаже по сотруднику полиции. Но это ничего не изменит, пока воспитание человек и забота о нём не будет главной задачей страны. А пока… Пока нет никакой гарантии что в какой - то момент, воспалённый разум, любого среднестатистического человека не закипит, и он не схватится за ружьё, а шальная пуля не прервёт чью-то жизнь.
 
Сегодня утром у соседнего подъезда я увидел оператора и корреспондента местного телевидения. Они приехали к мужу погибшей в университете женщины. Интересно, о чём они хотят у него спросить? Рад ли он миллиону рублей, который получат те, кто потерял в этой бойне близких? Или, как он относится к тому, что сегодняшний день объявлен траурным? И вообще о чём можно говорить с человеком в таком горе?
 К счастью дома никого не было и телевизионщики, поговорив с соседями уехали.
А, что будет дальше? Да ничего. Родные погибших займутся похоронами, стрелявшего признают невменяемым, а власти продолжат заниматься подготовкой города к трёхсот летнему юбилею. И опять видимость тишины и спокойствия… А вот надолго ли?


21.09.2021