Люди из толпы

Нина Джос
     Ежедневно, жители больших и малых городов пересекаются с множеством незнакомых людей, не обращая на них особого внимания. Но бывает так, что человек из толпы запоминается на всю жизнь, хотя не знаешь ни его имени, ни биографии. Обычно запоминаются люди нестандартные, резко отличающиеся от других. Одни вызывают сострадание, другие удивление или даже восхищение. О таких людях и хочу рассказать.
     В детстве мы часто гуляли с мамой по вечерам перед сном, и во время этих прогулок видели странную женщину, упрямо ковыляющую на костылях. Было ей лет тридцать или около того. Она всегда ходила в чёрном бархатном платье и такой же кокетливой шляпке, светлые волосы тщательно уложены в причёску, а красивое интеллигентное лицо умело подкрашено. Она одевалась так даже в холодную погоду, когда другие люди кутались в плащи и осенние пальто. Казалось, не чувствовала холода или закаляла тело и характер. Лицо её выражало отчаянье и решимость, казалось, молодая женщина бросила вызов злой судьбе и наперекор всему надеется победить свою инвалидность, чтобы занять достойное место в обществе. Я так про неё ничего никогда и не узнала, но запомнила как человека сильного, не сдавшегося в трудных жизненных обстоятельствах.
      Другую незнакомку наблюдала уже в юные годы. Молодая девушка, небольшого роста, с приятным, но обычным лицом, имела необыкновенно густые и длинные волосы, заплетённые в две тяжёлые косы, которые свисали почти до колен. Под тяжестью волос, голова незнакомки обычно была запрокинута слегка назад, что придавало ей горделивый вид. Прохожие оглядывались вслед и провожали взглядом удивительную девушку. Замуж она вышла быстро и через непродолжительное время уже гуляла под руку с мужем, который бережно вёл свою беременную избранницу, привлекавшую всеобщее внимание. Однажды я встретила незнакомку с детской коляской и с трудом узнала её. Великолепные косы сменились короткой стрижкой! Она перестала быть уникальной, смешалась с толпой. Я не знаю, что заставило незнакомку потерять своё главное украшение. Может быть заботы о ребёнке или чей то совет, а может сама устала ухаживать за косами. Только стала она самой обычной молодой мамой.
     Как всё же недолговечна и уязвима красота! Была в нашем городе ещё одна женщина лет сорока с прекрасным лицом, изуродованным парезом и стройной фигурой. Про неё рассказывали, что была эта дама первой красавицей города, а потом ей неудачно удалили зуб. Стоматолог задел лицевой нерв и лицо красавицы потеряло симметрию, поскольку рот перекосило. Почему с ней это произошло? То ли зависть людская сгубила, то ли просто несчастный случай? Понять это трудно, но встречая её, задумывалась о хрупкости женской красоты, о том, что следует нарабатывать иные качества, которые не зависят от внешности.
     Не только красота, но и уродство привлекает внимание и запоминается надолго. В нашем городе была семейная пара - женщина без обеих ног и её муж - тощий заросший щетиной мужичонка с испитым лицом. Утром мужичок привозил жену к зданию универмага, где она просила подаяние у сердобольных прохожих, а после обеда забирал домой. Он жилистыми руками толкал самодельную коляску, скорее похожую на строительную тележку, на которой восседал обрубок женщины с ампутированными по самое туловище ногами. Горожане привыкли к необычной паре, которая занималась нищенским промыслом не одно десятилетие. Какой же жалкой и страшной, порой может быть человеческая жизнь!
     Нищие на улицах городов были и при социализме, но в гораздо меньшем количестве, нежели сейчас. Наверное они есть во все времена, независимо от социального строя. Те, кто опустился на самое дно жизни.
     Запомнился мне ещё один нищий. Мужчина неопределённого возраста, страдающий ДЦП, либо другим подобным недугом. Обратила на него внимание потому, что был он похож лицом на одного знакомого художника, с которым я была дружна в молодые годы. Того художника убили в девяностые годы, а нищий и ныне просит подаяние, да за прошедшие более двадцати лет, почти совсем не постарел и не изменился!
      Вспомнила ещё одну незнакомку, гулявшую в городском парке. Со спины я приняла её за молодую. У высокой стройной женщины были роскошные белокурые волосы до пояса. Одета она была в эксклюзивное платье, украшенное кружевами ручной работы. Я залюбовалась ею, и обогнала красавицу, чтобы посмотреть на её лицо. К моему удивлению, дама была вовсе не молода. Скорее всего ей уже перевалило за шестьдесят! Но со спины выглядела на все тридцать пять! Я не знаю, кем она была, артисткой, певицей или простой модницей, но женщина показала мне, что и в таком почтенном возрасте можно выглядеть великолепно. Спасибо ей за это!
   
    Красавицы и нищие, знакомые и незнакомцы - все они живут рядом с нами в одном городе, они члены нашего общества и своим видом преподают остальным уроки жизни.