Несмолкаемые причитания армян

Гахраман Гумбатов
Несмолкаемые причитания армян
    То, что творит нынешняя власть, - это диктатура. Но виноваты в ней мы сами.
    У здания правительства Армении собрались граждане, требующие отмены намеченного на 21 сентября праздничного концерта ко Дню независимости республики. Участники акции протеста – родственники погибших военнослужащих, а также общественно-политические деятели и рядовые граждане. Их чувства мне понятны, но удивляет то, что они реально рассчитывают быть услышанными этой властью.
    Вы от кого хотите увидеть нравственность, порядочность, сострадание, элементарную совесть? От тех, кто заварил всю эту кровавую кашу, кто бросил наших братьев, сыновей, друзей в котел войны, прекрасно понимая силу врага, который еще и союзников привлек на помощь?! Или от тех, кто поражает весь мир своим дилетантизмом и популизмом?!
    Это же наивно, мягко говоря. Н нормально, скажу жестче, ждать сострадания и милосердия со стороны тех, кто врал своему народу с самого начала войны, кто не остановил войну на раннем этапе, когда у нас было намного меньше людских и территориальных потерь, хотя для того были все возможности.
    Впрочем, ненормально далеко не только это.
    Ненормально ждать адекватных поступков от того, кто скрывал от народа число жертв в этой ужасной войне, кто держал тела героев в холодильниках. Я же читал бакинскую прессу в ходе войны. Они просто издевались над нами, гарантировано заявляя, что победа будет за ними и что наша власть нам безостановочно врет. Увы, они оказались правы и были честнее, чем наши правители.
    Которые, по окончании войны, продолжают делать уступки в Зангезуре, которые не в силах добиться вывода азербайджанских войск с территории Армении. Эта власть молчит, видя издевательства азербайджанских полицейских и пограничников, которые останавливают машины с нашими детьми. Власть видит, как соскребают с машин флаг и герб армянских сепаратистов Карабаха  и снова молчит.
    Ее представители, начиная от Пашиняна, вдруг оказались знатоками и сторонниками использования советских карт и турецких названий наших населенных пунктов. Ее представители не видят ничего страшного в том, что нас, как народ и страну, ежедневно и ежечасно унижают. Они говорят о каком-то сближении с Турцией, причем не ставя народ в известность о сути закулисных переговоров.
    В один ужасный день мы рискуем окончательно потерять Зангезур, согласившись на такую давнюю мечту официального Баку, как коридор через нашу территорию, который соединит Азербайджан с Нахичеваном и Турцией. Перед теми, кто принимает решения по столь важным вопросам, просто нет никаких барьеров. Они чувствуют вседозволенность.
    Это, в частности, было видно по тому ответу, который наш блистательный спикер дал в ответ на приведенные факты о его дорогостоящем отдыхе. Он не видит ничего страшного в пире во время чумы. Он вообще считает, что народ не имеет права возмущаться таким ходом дел. Мол, негоже холопам обсуждать досуг хозяев. Вот от них вы ждете соблюдения морали?!
    Глупо все это. В том числе и потому, что мы сами дали им повод так с собой обращаться. Вначале мы поверили этим национал-предателям. Затем мы промолчали, видя, как они перешли к репрессиям в отношении оппонентов, по сути ничем от них не отличаясь.
    Мы промолчали, когда шантаж стал официальным символом этой власти. Ну и наконец, мы согласились на продолжение правления капитулянтов.
    Они теперь чувствуют, что обладают «железным мандатом» для осуществления всего того, за что нормальному человеку должно быть стыдно. Они считают себя вправе игнорировать наше мнение, плевать на нас. Да, это уже диктатура. Но, виновны в ней мы сами. Что теперь делать? Остается теперь только действовать, как Тарас Бульба- «убивать» тех, кого мы сами же и породили.
Амбарцум К.
    Автор ArmenianReport

Независимая газета.
Как залечить раны Армении
Подписание мирных соглашений по урегулированию в Карабахе открывает перед Арменией путь к возрождению, возможность стать нормальной страной без исторических комплексов, фобий и мифов.
Инициированная Михаилом Горбачевым гласность в совершенно не подготовленной к тому стране привела к первому острому межнациональному кризису в СССР – в Нагорном Карабахе. Суть его заключалась в требовании передать Нагорно-Карабахскую автономную область в состав Армении. Перефразируя слова Льва Толстого, можно сказать, что для армян (как Карабаха, так и самой Армении) вопрос передела границ стоял на 154-м месте по реальной значимости. Однако в истеричной атмосфере перестроечного времени именно он вышел на первый план, затмив все остальное.
Если вдуматься, в той ситуации следовало обсуждать пути земельной реформы, возможной приватизации, множество других экономических и социальных проблем, которые действительно были актуальными. Грубо говоря, повышение урожайности абрикосов и винограда было куда важнее для армян, чем изменение административной подчиненности, ибо последнее могло вести только к катастрофе.
Сторонники передела границ выдвигали тезис об «исконной территории». Однако представление о том, что какая-то земля принадлежит некоему народу по праву «крови и почвы», в современном мире отвергается как не просто антиисторическое, но как расистское, неизбежно ведущее к резне и этническим чисткам. Достаточно вспомнить случаи Косово, Иерусалима и т.д. Нет земель «исконно армянских» или «исконно азербайджанских»! Поэтому споры вокруг тех или иных гор и долин с аргументами, отсылающими к V или VI веку до н.э., абсолютно бессмысленны и опасны.
К тому же Закавказье характеризуется невероятной этнической и географической чересполосицей, в которой почти невозможно выделить в чистом виде чьи-то земли. Если обратиться к дореволюционной ситуации, мы увидим, что в Эривани азербайджанцы численно преобладали над армянами, еще больше был их перевес в Эриванском уезде. При этом армяне представляли крупнейшую национальную группу в Тифлисе. А в Баку русских и азербайджанцев было примерно поровну, армяне же составляли значительный процент городского населения.
Но как только  российская империя пала, вспыхнули междоусобные схватки, причем поначалу «освобожденные» грузинские, армянские и азербайджанские народы попытались сохранить Закавказье в целостном виде, понимая, что альтернативой станет длительная война за определение границ. Поэтому окончательное размежевание большевиками не могло быть справедливым, ибо в ситуации крайней перемешанности этносов (а ведь помимо больших народов проживало множество малых: курды различных вероисповеданий, таты, талыши, осетины, мингрелы и т.д.) об этом говорить было несерьезно. Если посмотреть на этническую карту Закавказья конца XIX века, она напоминает многоцветную штриховку.
  Карта легла так, что Зангезур отошел к Армении, а Нахичевань с Карабахом – к Азербайджану. А могло случиться так, что Армении вообще ничего не досталось бы или, напротив, все ушло к ней. Когда три части делятся между двумя субъектами, один всегда получит меньше.
Преступлением было не это, а актуализация проблемы после почти 70 лет мирного сосуществования народов. И как бы ни смеялись над советской «дружбой народов», в реальности царило межэтническое спокойствие. Число смешанных браков с каждым годом в регионе росло, руководителями Нагорного Карабаха всегда были армяне, им никто не запрещал пользоваться родным языком. Воспоминания Роберта Кочаряна, одного из лидеров карабахского движения, ярко показывают, что никакого ущемления как армянин он не испытывал – делал успешно комсомольско-партийную карьеру, свободно ездил в Ереван и обратно.
Все претензии носили частный характер. Уменьшение процентного количества армян в Карабахе было смешным по сравнению с уменьшением количества азербайджанцев в той же Армении или конкретно в Ереване. При этом оно было обусловлено объективными причинами: более высокой рождаемостью у азербайджанцев, миграцией карабахских армян в Армению на учебу и работу. Требование сохранить то же процентное соотношение, что и 70 лет назад (азербайджанцев было 10%, стало 23%), является 100-процентным расизмом. Представьте себе демонстрации во Франции с требованием вернуть этническую чистоту против африканцев и арабов. Да это и невозможно, национальный состав не является нигде неизменным.
Кстати, известный исследователь Томас де Ваал с недоумением описывал, как застрельщики сецессии принципиально отказывались от возможного диалога со своими соседями-азербайджанцами из Шуши («Вы не против, если Карабах выйдет из Азербайджана?»), с которыми до того жили в мире и согласии, а сразу обращались в Москву. Он же отмечает, что реальной причиной конфликта стало долговременное нагнетание психоза вокруг национальной памяти и этнического самосознания.
Самым страшным было то, что лидеры сепаратистов в Карабахе и поддержавшие их популисты в Ереване вполне сознательно обрекли на уничтожение армянские общины в Баку, Сумгаите, Кировабаде, других городах и районах Азербайджана. В одном только Баку армян насчитывалось около 200 тыс. На что рассчитывали те, кто заявлял, что НКАО надо передать Армении? Что азербайджанцы скажут спасибо проживающим вне Карабаха армянам? Или что среди них не найдется потенциальных погромщиков и в Баку продолжит царить межнациональный мир, пока Карабах будут выводить из состава Азербайджана?
Лидеры сепаратистов хладнокровно списали несколько сот тысяч азербайджанских армян как «неизбежные жертвы». По всей России сегодня рассеяны бакинские, сумгаитские и прочие беженцы. Помнится, я спрашивал у одного из них – телеведущего Романа Бабаяна, – понимаете ли вы, что именно те, кто заявил о необходимости передела границ, лишили вас родины, спровоцировали ваше изгнание из любимого города?
В итоге около 400 тыс. армян бежали из Азербайджана, 200–300 тыс. азербайджанцев – из Армении, еще около 300 тыс. азербайджанцев стали беженцами внутри страны, погибло на войне около 20 тыс. с обеих сторон, сотни и сотни деревень были разрушены, ряд городов, таких как Агдам, превратились в руины. Армения оказалась в блокаде, наступил полнейший упадок экономики, страна обезлюдела из-за массовой эмиграции ввиду стремительного обнищания. Ее крупнейшие города Гюмри и Ванадзор потеряли от 30 до 50% населения, и даже население Еревана не может достичь численности советских времен.
Международного признания победа карабахских армян в 1994 году не получила, расцвета на их земле не наступило, а в 2020 году история отыграла все назад, вернув ситуацию в 1988 год. Страшное количество жертв и разрушений оказалось совершенно напрасным. Таково следствие речей о том, что «хорошо бы нам поменять границы». Все эти Мурадяны, Балаяны и прочие, кто подсчитывал заброшенные церкви и хачкары, интриговали в советских верхах, выступали на митингах с зажигательными речами, не могли оказать своему народу худшей услуги. Никакие камни не стоили ни одной человеческой жизни, а их за эти 30 лет было погублено невероятно много.
Вот урок, который должен извлечь армянский народ. Теперь все зависит от того, сможет ли он здраво осмыслить ситуацию и понять, что его завело в тупик. Самым неверным было бы начинать поиски «предателей», чем активно занимаются местные политиканы, и «готовиться к новой войне», к чему они призывают. Уже вбрасывается в общество армянская версия «удара ножом в спину» – Dolchsto;legende. Подобная легенда уже погубила Веймарскую Германию, свернув ее с конструктивного пути.
Каждый армянин должен понять, что военный разгром и утрата Карабаха произошли не в результате чьего-то предательства, неправильного выбора союзников, некомпетентного командования, а в результате неверного выбора приоритетов общества в конце 1980-х, когда совершенно безумная идея территориальной аннексии завладела массами. К нынешнему коллапсу привели не частные ошибки Никола Пашиняна или его предшественников, а именно избранный курс. С этого признания начнется армянское национальное возрождение. Общество должно поменять свои приоритеты и трезво взглянуть на себя.
Причитания, что «Карабах – это Армения», что без Карабаха армянский народ погибнет, что счастье армян зависит от политического отделения армян Карабаха от Азербайджана, не стоят и выеденного яйца. Это типичные комплексы и мифы народа с трудной судьбой. Множество наций прошли схожий путь – и излечились. 
Изжить веймарский синдром – вот главная задача Армении сегодня. Если сформулировать ее вкратце – не жить идеей реванша.  Нынешняя ситуация разгрома, как это ни парадоксально, дает надежду на возрождение Армении как нормального государства, не находящегося под гнетом истории. И Азербайджан обязан ей в этом помочь (кстати говоря, три четверти азербайджанцев живут в Иране, но в стране нет истерии по этому поводу).
Если в Карабахе удастся убедить жить вместе армян и азербайджанцев, это станет лучшим противоядием против чьих бы то ни было националистических мифов и фобий. Поэтому возвращение беженцев с обеих сторон – в том числе нынешних армянских – и их реинтеграция в мультинациональное общество станет взаимной победой. И тот факт, что Карабах по текущему перемирию является территорией с чередующимися зонами контроля, волей-неволей приведет к тому, что обе общины вынуждены будут тесно взаимодействовать. После почти трех десятилетий отсутствия контактов и полного разделения это принципиально важно.
Ближайшее будущее покажет, как пройдут историческую развилку два соседних народа, обреченных историей и географией жить вместе.
 Максим Артемьев
Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев;– кандидат психологических наук, историк, журналист
https://www.ng.ru/ideas/2020-11-18/7_8017_armenia.html