Убегание на улице

Джамила Аксенова
20.09.21 "Дневник мамы ребёнка с аутизмом"

После он-лайн конференции по прикладному анализу поведения снова задумалась над темой убегания.

В возрасте 10 лет Данила убегает уже по определённым причинам, т.е. редко: когда не получил доступ к очень желаемому (реально эмоция "обиды") и когда очень устал. Чаще всего усталость и обида взаимосвязаны. Когда отдохнёт (т.е. уйдёт к себе и "поговорит в своей комнате"+"повертит ручками"), легче идёт на контакт и занятия.

До сих пор очень многое зависит от режима отдыха и труда.

В 4 года Данила был неуправляем. Только выходили на улицу, как начинались догонялки. Либо просто уходил в пространство и не оглядывался, словно меня нет. Это, пожалуй, было обиднее.

Пришлось крепко подумать над причинами такого поведения.
Вот к чему пришла:
Данила убегает и не возвращается ко мне, потому что
- на улице не различает мой голос от других шумов, поэтому не реагирует на просьбы (дома он это уже делал);
- я не попадаю в его поле зрения (т.е. он реально меня не различает среди предметов);
- у него нет границ (дома есть видимые границы - стены и двери);
- нет страха опасности (понимания инструкций и реакции на инструкции о безопасности отсутствуют).

Что стала делать, чтобы увидел?
Стала садиться на улице на коленки и звать к себе. Реакция мне понравилась. Когда я садилась, то становилась его роста. Данилка оглядывался и удивлённо смотрел на меня. Конечно, реакция на мамин голос поощрялась эмоционально. Даня очень идёт на эмоции (в это я как-то не сразу поверила, его аут в 3 года меня оглушил).

Потом стала специально уводить туда, где меньше машин и людей, чтобы он мог слышать только мой голос и научился на него реагировать.

Раньше в нашем районе у садов дорога ещё была обычной, без покрытия. Людей осенью и зимой ходило не так много, машин ездило мало. Я брала еду, сменную одежду (Данька постоянно падал), и мы уходили на длительную прогулку. За время прогулки успевала устать и замёрзнуть я сама. Данька был живчиком.

Мы доходили до нашего места. Я отпускала руку, и Данька шёл или бежал.... Чаще всего клинило на поворотах, нужно было свернуть во все сразу и идти до тех пор, пока дорожки не кончатся. А тут их было много. Здесь мы и научились "разворачиваться", т.е. понимать, что направление можно изменить в обратную сторону. Понимать, что за забором никого нет (там пусто!!!) А Дане непременно нужно было знать, что там пусто. Учился возвращаться к маме и гулять "вместе", а не в одиночку. Все действия прорабатывались отдельно. Я помню, что на каждое уходило по несколько недель. Точно сейчас не скажу. В тот период мы не ходили в садик (болели?), поэтому гуляли долго. Гуляли по одному и тому же направлению.

Никаких знаний в области прикладного анализа и других коррекционных дисциплин на тот момент у меня не было. Даня сам дал понять, что единообразие, однообразие его успокаивает. И результат того, что от прогулки к прогулке становилось легче, сам моделировал цепочку следующих действий. После этой игры в городе нам было значительно легче, хотя и не сразу.

_____________
За социальным навыком "гулять вместе с мамой" последовал навык "гулять с папой, мамой и собакой", потом "с папой и собакой без мамы (без значимого стимула)", потом гулять с родными вместе с мамой.

До сих пор при новых людях на прогулке может занервничать, увести в сторону, не дать поговорить. Когда отдохнёт и получит много маминого внимания, то разрешает разговаривать с прохожими. Когда устал и соскучился, то лучше этого не делать.

Работа над социальным навыком "гулять, идти рядом со значимым взрослым" не завершён. Работа над ним модифицируется в зависимости от возраста ребёнка и ситуации.