Переименовать?

Анатолий Белаш
               
               Недавно в газете «Аргументы недели» я прочитал беседу С.Рязанова с историком С.Волковым.  Историку не дают покоя до сих пор не переименованные советские названия городов, поселков и улиц, не снесенные памятники вождям. Он сетует, что «обе движущие силы событий – и «продвинутая часть советской номенклатуры» и лидеры «демократического движения» - вовсе не ориентировались на историческую Россию» и оставили без изменения названия таких городов как Ульяновск, Киров, Новосибирск, не убрали оставшиеся кое-где памятники Ленину, Кирову и др. Своеобразное понятие «исторической России»- будто её  история остановилась в семнадцатом году.            

             Возвращение исторических названий не простое дело и почти всегда окрашено политически. С.Волков  не предлагает вернуть исторические названия Калининграду (Кенигсберг), Партизанску (Сучан), Дальнегорску (Тетюхе), что вполне понятно. Но почему-то  считает,  что Кирову надо вернуть имя Вятка, а не более раннее Хлынов. Можно порассуждать о возвращении исторического названия Керчи. Только какого? Корчев, Боспор или Пантикапей? 

              Какая-то иезуитская позиция у почтенного историка по отношению к сносу советских памятников на Украине. Там это плохо, поскольку делается  с антироссийских позиций, а не с антисоветских, как должно быть у нас.       
 
              Интересно, как относится С.Волков к сносу памятников президентам Америки в США (ему такой вопрос не был задан)? Едва ли благосклонно: как никак, это исторические личности.  Я считаю это вандализмом, хотя для потомков рабов они так же ненавистны, как советские вожди для многих потомков узников ГУЛАГа.
 
              Имена Сталин и Сталинград присвоены ряду улиц и площадей во всем мире. В Париже площадь, бульвар и станция метро носят название Сталинград. А мы поспешили его переименовать. Сейчас, правда, выдвигаются предложения вернуть городу прежнее имя. Я бы не стал этого делать, несмотря на свое несогласие с переименованием Сталинграда.

     Почему?

               Волгоград – устоявшееся, привычное для слуха современников название. Качнется маятник в другую сторону и не станет ли Волгоград–Сталинград Царицыным?

                Не нужно в угоду сиёминутным настроениям спешно менять названия городов, улиц, разрушать церкви, памятники, а потом возводить новые. Для меня нынешнее повсеместное строительство церквей (кто-то предлагал  строить церкви "шаговой доступности"!) сродни их сносу и возведению бесчисленных памятников вождям в советское время.

                Беседа, о которой я пишу, озаглавлена «Санкт-Ленинград», а кончается сообщением о том, что символом Российской Федерации является храм на улице Коммунистической в Петербурге. «Санкт-Ленинград» - это, конечно, перебор, а вот «храм на ул. Коммунистической» для меня не предмет для насмешек, а настоящий символ, который  олицетворяет терпимость к чужим взглядам, и который хотелось бы сохранить.

        В Париже, в Пантеоне, наряду с могилами великих французов имеется т.н. «Республиканский Алтарь» - скульптурная композиция с фигурами известных руководителей Конвента. Пантеон, кстати, находится в бывшей церкви Св. Женевьевы.