Цой и Христос

Андрей Николаевич Миронов
       С некоторых пор появились высказывания, что многие песни легенды отечественного рока Виктора Робертовича Цоя содержат очевидный христианский подтекст. Своим мнением делятся  как светские так и духовные лица, существуют детальные разборы десятков песен группы «Кино».
       И действительно, даже не искушённый в богословии исследователь творчества легендарной группы заметит евангельские нотки в таких строках как: «небесный пастух пасёт облака», «а мне приснилось – Миром правит любовь», «между Землёй и Небом – война», «я скажу одно лишь слово: "Верь!"», «если есть тело, должен быть дух», «и две тысячи лет война», «а жизнь – только слово», «в небе над нами горит звезда, некому кроме нее нам помочь (Вера, Надежда, Любовь)» и другие.
       Прежде чем приступить к детальному изучению свидетельств о вере и религиозности Виктора Робертовича Цоя, достаточно скудных и не многословных, наперёд выскажу своё предположение, которое в дальнейшем постараюсь обосновать: Виктор Цой не был христианином в классическом смысле этого слова, разве только в том, в котором некоторых античных философов, таких как Платон и Сократ называли «христианами до Христа». Они подобно св. Иустину Философу разочаровались в язычестве и не найдя в нём Истины интуитивно искали и чувствовали Её за пределами общепринятых норм.
       Цой стал предтечей не только глубоких социальных, но и духовных изменений в обществе. Сам он не переступил порог перемен, но возможно стал ступенькой для очень многих на пути ко Христу. Впрочем, нет ничего что нельзя было бы изгадить и извратить сотворив себе кумира из человека пусть и талантливого но со своими слабостями и заблуждениями.
       Виктор не был крещён в младенчестве и не крестился в зрелом возрасте, он не ходил в церковь. Вероятно, он не проповедовал Христа сознательно, не сидел над страницами Писания выбирая из него нужные строки, но душа его томилась и искала нечто большего обыденной реальности и находила в христианстве некоторые струны созвучные своей душе. Это созвучие и отражалось в творчестве Цоя:
 
       Дом стоит, свет горит,
       Из окна видна даль.
       Так откуда взялась печаль?
       И, вроде, жив и здоров,
       И, вроде, жить не тужить.
       Так откуда взялась печаль?
 
        «я не пишу лозунгов… единственное, что мне хотелось и хочется..? Чтобы люди чувствовали себя больше свободными от обстоятельств..., чтобы человек сохранял скорей себя нежели какой то внешний комфорт» (Виктор Цой в передаче «До 16 и старше» 1988 год).
 
       Что о Боге и своей вере говорил Виктор Цой? Известно не много:
 
       — Вы верите в Бога?
       — …смотря, в каком смысле? Может быть не в общепринятом.
       — Что Вы исповедуете?
       — Не знаю (Днепропетровск, март 1990. Интервью снято на видео).
 
       — В одном из недавних интервью ты заявил, что, подбирая себе музыкантов, прежде всего исходишь из их чисто человеческих качеств. Но ведь хороший человек — еще не профессия...
       — Согласен, но согласись и ты, что настоящее взаимопонимание ценится едва ли не на вес золота. Музыкантами не обязательно рождаются — ими зачастую становятся, а вот единомышленников посылает в подарок Господь Бог. (Киев, апрель, 1990. Интервью Дмитрию Гордону).
 
       — Как вы относитесь к Богу?
       — Как к Богу и отношусь. Это не кумир и не повальный целитель. Это Бог, и к нему неуместно применять обычные наши эмоции. (Виктор Цой: «Жизнь – это не всерьез», беседовал Л.Чебанюк, Северный комсомолец, 23 июня 1990. Включено в сборник Это сладкое слово – Камчатка (Авт.-сост. В.Митин, под ред. А.Рыбина. М., 2005. С.121-126). Архангельск, июнь 1990).
 
       — Есть ли у вас потребность верить в нечто мифическое, например, в Бога?.
       — Нет, пожалуй, нет. Но назвать себя «воинствующим атеистом» тоже не могу. (Я не хочу быть частью… системы, интервью С. Мухаметшиной. Одесса, Комсомольская искра, 21 августа 1990. Во время гастролей в Одессе, май 1990.)
 
       Несколько свидетельств от ближайшего окружения и родных:
 
        «Мы и представить себе не могли, что о таких вещах, как Бог, Любовь, Свобода, Жизнь, можно говорить, а тем более петь, даже не используя этих самых слов» (Алексей Рыбин. «Кино» с самого начала. 2001 год).
       Будучи вырванной из контекста эта фраза была бы как нельзя кстати, в рамках нашей темы, но она была адресована Гребенщикову, который, впрочем, «задавал правила игры» остальным.
       В книге Андрея Дамера «Виктор Цой: дневник интервью» 2007 г. приводится следующее:
        «Скорее всего, Цой даже не был крещен. На этот вопрос его мать ответила:  «Я думаю, что нет. Родители и я крещеные. Мать была очень верующая, на Пасху всегда ходила в церковь. Вместе с папой они хотели Витю покрестить. Но я была тогда очень против. Он же вроде как кореец. Они мне говорили: "Мы Витю покрестим, а ты и не узнаешь". Но я думаю, что не покрестили. Они бы проговорились. Мама была еще жива, когда Вите двадцать лет уже было» (телефонный разговор Москва - Санкт-Петербург, записано в конце 2006 года). Виктор Цой точно не крестился в сознательном возрасте. По воспоминаниям жены Марьяны Цой: «Виктор крещен не был и в церковь никогда не ходил, но, я думаю, что в душе у него был свой Бог. Против крещения Саши он ничего не имел, только сказал: «Ну, смотри»» (Минск, 1991). Наталья Разлогова, с которой Цой провел последние три года жизни, в том числе последние дни и часы, также опровергла слухи о крещении Цоя перед смертью».
       В приведённом отрывке для меня наиболее интересно то, что Виктор с детства видел живой пример веры в лице своих бабки и деда. Нетрудно предположить, что именно они могли привить внуку веру, говорить с ним о Боге, донести евангельские истины.
       Есть в творчестве Виктора Цоя слова, которые, как кажется, могут опровергнуть много из того, что выше сказано.
       Например, в черновике к «Месту для шага вперёд» опубликованном в книге Виталия Калгина «Виктор Робертович Цой. Песни, рукописи, рисунки» имеются следующие, не вошедшие в окончательный вариант, слова «У меня есть вера, но бога нет…». Однако не следует думать, что всё написанное Цоем отражает его личное мировоззрение и конечно же не всё в поэзии следует понимать буквально. В той же песне: «…У меня есть слово, но в нем нет букв… У меня есть братья, но нет родных…». А в черновом варианте: «есть гитара, но она без струн» и т.д.
       Здесь, также уместно привести цитату Виктора Цоя из упомянутой книги Андрея Дамера: «Совпадают ли «я» в песнях с собственным «Я»? Иногда полностью, иногда частично, иногда не совпадают совсем. Каждый раз по-своему» (Ленинград - Алма-Ата, ноябрь 1987).
       Да и то верно, что большинство христиан могут вслед за Цоем сказать, что у них есть вера в том смысле что они продолжают верить в существование Бога, они продолжают вычитывать надоевшие им утренние и вечерние правила, продолжают стоять столбами в храмах думая каждый о своём житейском, но они не ощущают Бога. Вера есть, а Бога нет, потому, что грех и праздность ума не дают Богу воссиять в них.
       В газете «Новый взгляд» 1992 г. опубликованы отрывки из черновиков Виктора Цоя, которому приписываются следующие слова, впоследствии спетые группой «Город»:
 
       Эй! Если ты есть ответь со своей высоты
       Посмотри что сделал своим подставленьем щеки
       Ты медлишь с ответом но нет времени ждать
       Если я в мире гость, то и хозяин не ты (орфография соблюдена)
 
       И здесь, сложно сказать, что имел в виду автор. Можно увидеть и скепсис и упрёк. Как бы то ни было, у нас нет оснований считать Цоя христианином, тем более богословом, а следовательно – данные строки отступничеством. Он был человеком ищущим. Иногда попадал в цель, иногда рядом, иногда мимо. Здесь важно другое. Цой уже не двусмысленно апеллирует ко Христу. Значит, тема христианства волновала его и наверняка отражалась в других текстах, озвученных на концертах и в студийных записях, только в таких формах, чтобы иметь возможность донести их во всеуслышание в эпоху «победившего материализма».
       В интервью, данном в Мурманске в 1989 году Цой отказался раскрывать смысл слов о войне между небом и землёй. Впрочем, о какой ещё войне может идти речь как не о духовной? Допустим, Цой не был христианином, но уж тем более – писателем-фантастом.
       Не факт, что и сам он в полной мере осознавал религиозный подтекст своих песен. Уверен, что большинство богословских разборов его творчества не отражают собственное понимание автором. Для этого нужно слишком хорошо знать Писание и быть глубоко погружённым в тему христианства, что в свою очередь не возможно было бы скрыть от людей его окружающих.
       Но, во-первых, Господь силен и в уста ослицы вложить то, что хочет донести. Во-вторых, ничто не мешает нам переосмыслить наследие Цоя. Не того ли хотел сам Виктор Цой, не желая комментировать свои произведения, а значит предлагая нам самостоятельно поразмыслить над ними и найти то, что близко по духу и пониманию каждому.
       В завершении и в качестве примера духовной интерпретации творчества группы «Кино» исследуем тест песни «Апрель».
       Апрель – это время когда начинается интенсивное таянье снегов и преображение природы, а православные чаще всего отмечают Пасху Христову. Апрель символизирует Христа, Его победу над смертью и Второе Пришествие.
 
       Над землей — мороз
       Что не тронь — все лед
       Лишь во сне моем поет капель
       А снег идет стеной
       А снег идет весь день
       А за той стеной стоит апрель
 
       Мир во зле лежит (1 Ин. 5:19) – тот самый мороз и лёд в душе каждого. Грехи человека подобно стене снега закрывают от него Источник Тепла, но он грядёт и растопит души ищущих Его.
 
       А он придет и приведет за собой весну
       И рассеет серых туч войска
       А когда мы все посмотрим в глаза его
       На нас из глаз его посмотрит тоска
 
       Серых туч войска это ангелы злобы поднебесной которые будут низвергнуты в гиену огненную в конце времён.
       Тоска потому что «много званных, а мало избранных» (Мф. 20:16).
       Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37)
 
       И откроются двери домов
       Да ты садись, а то в ногах правды нет
       И когда мы все посмотрим в глаза его
       То увидим в тех глазах Солнца свет
 
       Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Господь стоит у души человека и ждёт когда она очистил вместилища своих от сора и вместит драгоценного Гостя. И когда человек сам отворит двери Господу только тогда он войдёт и будет пировать с Ним.
       Дальше догадайтесь сами:
 
       На теле ран не счесть
       Нелегки шаги
       Лишь в груди горит звезда
       И умрет апрель
       И родится вновь
       И придет уже навсегда
 
       А он придет и приведет за собой весну…
 
 
А.Н. Миронов. 2021 г.

Видеоверсия статьи: https://youtu.be/VmdQHlbmvXQ