Попутчики

Владимир Кириленко2
Помню весеннюю пору 1976 года в Якутии, когда мы,возили машинами стройматериалы в поселок Нюрбачан, для строительства коровника. Много лет прошло с тех пор, но своих попутчиков я запомнил, потому, что идти пешком 25 км. по открытой ветреной дороге, было мучительно невыносимо? Морозный ветер, насквозь продувал любого идущего в такую погоду, поэтому я, всегда подбирал таких путников, когда кто то шел по зимней дороге пешком, мучительно преодолевая расстояние.
Вот, и на этот раз, по дороге шли какие то, не местные люди, несшие за плечами тяжелые рюкзаки. Оба, были обмотанные шарфами. Поэтому, не возможно было разобрать, кто был передо мной? - То ли женщины или мужчины?
Только в машине, я смог разобраться со своими пассажирами, закидывавшие, вперед себя, на пол тяжелые рюкзаки, затем, спешно и радостно залезли в кабину, при этом, благодарили меня добрым словом, за оказанную им честь. - Ехать до самого поселения. Освободившись от шарфов, они поочередно поздоровались за руку.  Рядом со мной, оказалась женщина, которая представилась Леной, а ее товарищ, - Алексеем. Оба пассажира были русскими, - шедшие из самого аэропорта.
Автобус не стали ждать. Решили пойти пешком. По надеясь, что кто - нибудь, да и подвезет в попутном направлении?

Перед поездкой в посёлок, наш местный механик - якут, предупредил нас, чтобы мы, не подсаживали по дороге двух посторонних. Эти люди, были врагами советской власти. Предупредил и ушел, а мы, поехали своей дорогой на двух машинах в это село, не придав особо, его слова?
Расположившись по-удобней, мои пассажиры говорили обиженно, что их, никто не подбирал, кроме меня? Поэтому они, добирались пешком в этот посёлок, на своих полусогнутых, где жил их ссыльный товарищ, которого осудили на несколько лет за какие то грехи, перед советской властью? Фамилия его была: то-ли Хлебников, то- ли - Твердохлебов?
Мы, конечно, не знали про такие страсти в нашем захолустье? Но, оказывается, все это было скрыто от наших ушей? По радио, конечно слышали про академика Сахарова. Но, чтобы его, вот так, запросто встретить на дороге, - не мог я, себе представить? 
В машине по дороге, они оба жаловались на власти, которые ничем не помогли, когда прилетели в г. Мирный из Москвы и, не предоставив им: ни вертолет, ни гостиницу? Поэтому они, просидели сутки в а/порту, дожидаясь как и все, следующий самолет, который и доставил их, до нашей Нюрбы.

Сам академик, пуще прежнего негодовал, ругая местных чиновников, которые, не имели права предоставлять им: ни услуг, ни помощи Сахарову,- с мировым именем, до этого села. Поэтому я, удивленно и сочувственно поддакивал им, за вопиющую несправедливость!? Незаметно, мы подъехали до этого села, где я, остановился у местного магазина, чтобы расспросить у местных, где живет ссыльный?
Разузнав, где находится непокорный их соратник, я  повез своих незадачливых пассажиров, до его бревенчатого домика, который больше, походил на неприглядный сарай, из трубы которого, шел голубоватый домок.
На прощание, мы пожали по-человечески, друг - другу руки, и на этом простились навсегда.
Так, закончился мой повседневный день, который преподнес мне случайно, такого знаменитого человека, который, был не молод в ту пору. В те времена, наше родное правительство, - лишив его, всех орденов и званий, безжалостно вычеркнуло его из жизни?!
 - Подло и некрасиво! А что было делать нам, - простолюдинам? Заткнуться и помалкивать?



19.09.2021