Как вырастить читателя

Галина Райхерт
   
Постижение звуков и речи. Познание знаков. Две тысячи дней. – С самого нежного возраста! – Приучение к чтению. Опыт автора. –  Преимущества раннего чтения. – Условия воспитания будущего читателя.–  Пусть читает, что хочет. В школе этому не научат.
               
                «Поистине ребенок есть величайший 
               
                умственный труженик нашей планеты,   
               
                который, к счастью, даже не подозревает
               
                об этом».
               
                К.Чуковский, «От двух до пяти»

   Ребенок способен научиться читать только потому, что его мозг генетически обладает возможностью изменяться. И каждый проходит тот же путь, что и наши предки тысячелетия назад: распознает загадочные буквы-символы и догадывается, что они означают звуки…
   Человечеству для перехода от устной речи к письму и чтению понадобилось 2000 лет. На усвоение всего объема знаний, нужных для того, чтоб научиться читать, у ребенка уходит около 2000 дней (иногда меньше)! Поэтому ни один из дней не должен пройти впустую.
   …Он выучил буквы и уверенно их называет. Первая маленькая победа, первый шаг на пути к чтению!
    «Бабушка, я уже умею вязать?» – спрашивает девочка шести лет, научившись набирать петли на спицу. Нет, учение  впереди, постижение нескольких десятков хитросплетений, из которых получается и нежное дырчатое, и плотное тяжелое, и пушистое косами, и мягкое рыхлое, и легкое узорное…Все-то, все рождается из кропотлиого соединения петелек… А из букв, слогов, слов, строк, страниц складывается КНИГА!
   Не надо, чтоб ребенок «знал все буквы» и долго не умел их складывать, это расхолаживает и его, и родителей.
   Приучать ребенка к чтению надо задолго до того, как он начнет учить буквы. Вернее, это –обучение слушать, воспринимать богатство звуков и речи.
   Возможно, главное не то, что именно читают младенцу, сидя рядом или  (лучше!) держа его на коленях: он ощущает тепло, защиту, ласку, и это связано с голосом, звуками, словами. Поэтому можно  читать и свои любимые стихи, серьезные романы, да хоть журнальные статьи!
   Песенки-баюки матери всегда пели детям с первых дней жизни. Ребенку шесть-восемь месяцев? Можно показывать ему большие яркие книжки и читать выразительно, четко, ритмично короткие стишки и даже сказки. Можно  в меру сил изображать действие: строить смешные рожицы, лаять, мяукать, кукарекать, смеяться, хлопать в ладоши…Примерно так развлекают маленьких детей, только эффективней и интересней это делать с книжкой.
   Это не просто развитие речи, памяти – ребенок запомнит, что есть Игрушки, а есть Книга, которая еще интереснее игрушек, потому что говорящая… Раннее развитие речи обычно обеспечивает и раннее чтение.
   Не думайте, что ребенок до года ничего не понимает. Вы сами удивитесь, когда потом он быстро выучит и перескажет вам давно прочитанное.
   Возможно, с помощью первых книг дети быстрее начинают осознавать себя.   Впоследствии у ребенка возникнет интерес к умению читать – захотел, и прочел книжку, когда родители заняты…
   Кто-то спросит: а как же в прошлом детей приучали к чтению, когда не было детских книг? Как развивали мышление и речь?
   Тогда дети в колыбели слышали песни, заговоры, молитвы, прибаутки и припевки…Подрастали – в крестьянском быту поступали на попечение старших сестер и братьев, которые играли и разговаривали. Все вместе, дети и взрослые, слушали сказки и рассказы бабки и деда, иногда чтение вслух. Читателей, конечно, вырастало меньше, зато настоящих.
   Если вы против раннего чтения – поступайте, как наши предки: постоянно пойте ребенку песенки, рассказывайте сказки, вспомните старинные «ладушки», «сороку-белобоку», скороговорки и потешки… Сможете?..
   Автору этих заметок повезло – читать научили в три года. Не потому, что родители задумались о раннем развитии. Просто ребенка в три года положили в инфекционное отделение больницы вместе с мамой. Мама была читающая, а дочь надо было как-то занимать. Поэтому показала буквы. Они не сразу сложились в слоги и слова – но по газетным заголовкам получилось! Однако и вслух мать продолжала читать – например, сказки из десятитомника А.С.Пушкина, картинок там не было, и в это не верилось! До этого времени помнились редкие эпизоды детства, а потом больше запоминались самостоятельно прочитанные книжки…
   Известен такой пример. Ребенку полутора лет прочитали басню «Ворона и лисица», показали картинку. На следующий день он взял кусочек сыру и понес угощать ворону… А ведь басни – чтение не для самых маленьких! Значит, можно читать детям книги посерьезнее, не особенно считаясь с возрастом. Кроме того, развить и сохранить у ребенка в жизни любознательность и ТАКОЕ живое воображение – значит, сделать для него ярче не только чтение, но и саму жизнь. В наше время ученые уже подтвердили, что опыт, полученный из хороших книг, для нашего мозга во многом равнозначен действительному, тому, что пережито и прожито в реальности.
   Давно известна проблема АУТИЗМА, таких детей пытаются адаптировать, реабилитировать разными способами, с большим или меньшим успехом.
Раннее, очень раннее обучение чтению могло бы помочь в этом: хорошая художественная литература улучшает социальные навыки, закладывает основы реального жизненного опыта, готовит к восприятию внешнего мира. Ребенок-аутист будет развивать навыки общения, начиная с героев книг.
   Очень важно сознательное отношение взрослого к обучению ребенка чему бы то ни было. Считается, что нельзя принуждать детей ни к каким действиям и занятиям. В чем проявляется принуждение чаще всего? Когда ребенок плохо ест, его заставляют, не видя в том ничего плохого. Это – одна из самых главных ошибок. Пусть лучше не доест, ничего с ним не случится, нежели он приобретет стойкую привычку сопротивляться!
   ВНИМАНИЕ! Тогда и пищу духовную вы в него будете впихивать с трудом, когда придет время, а потом с ним намучаются учителя.
В семьях, где разумно пользуются интернетом и гаджетами, не позволят себе и ребенку заменить книгу даже мультиками, не говоря уже о якобы «развивающих» играх. Чем позже обратитесь к этим спорным благам цивилизации  – тем лучше. По крайней мере – сохранится зрение.
   В целом замена картинками текста, восприятие изображений вместо считывания, расшифровки знаков-букв оставляет в бездействии ответственные за это участки мозга.
   Но задуматься надо о более важном: нейробиологи не торопятся рассказывать нам, каковы последствия других способов восприятия информации, нежели чтение. Достаточно понаблюдать за знакомыми (и за собой!), поспрашивать, и выявится, например, странное ухудшение памяти у молодых людей, рассеяние внимания… Зачем же подвергать таким испытаниям растущий мозг?
   С этой проблемой непосредственно связано и чтение электронных книг, чтение с экранов. Мало того, что тексты хуже воспринимаются и усваиваются, так еще и страдает зрение. Если этого невозможно вовсе избежать, то надо стараться все же отдавать предпочтение обычным, НАСТОЯЩИМ КНИГАМ!
   ***
   Преимущества раннего чтения очевидны, вот хотя бы некоторые:
   - ребенок станет более внимательным, сосредоточенным и усидчивым, а у вас высвободится время;
   - ребенок рано приобретет хорошую скорость чтения (не факт, что она легко разовьется в более старшем возрасте!), сможет предварительно просматривать книги;
   - навыки чтения останутся на всю жизнь как бесценное упражнение для мышления и памяти;
   - хороший вкус, привитый с детства, позволит легко отличать настоящие книги;
   - «книжный» язык, усвоенный ребенком, обогатит его речь.
   - возможно, ребенок приобретет так называемую «врожденную грамотность», будет писать и говорить без ошибок, не заучивая (!) правила.
   Любой ребенок живет жизнью семьи, окружен ее бытом и укладом, подражает привычкам взрослых… Поэтому вырастить читателя среди людей нечитающих вряд ли получится. Хотя и возможно, по той же причине, когда у пьяниц вырастают дети-трезвенники…
   Условия надежного приучения к чтению примерно такие:
   - дома есть книги и книжные полки;
   - ребенку читают вслух;
   - ребенка рано учат грамоте (чтению);
   - ребенку (и друг другу) дарят книги (!);
   - ребенка водят в библиотеку с раннего возраста, где он сам выбирает книги;
   - родители читают сами, в том числе и НАСТОЯЩИЕ книги.
   Ребенок сам должен читать вслух. Первое время он так и будет делать, но потом его вполне захватит чтение «про себя», да и взрослые часто просят, чтоб не бубнил…Считается, что это более продуктивная работа. Правильно, но читательский опыт многократно улучшается, лучше развивается речь, когда ребенок читает вслух для семьи. Да и как хочется поделиться хорошей книгой!
    Автора этих заметок в детском саду усаживали перед детьми и давали книжку. Дети слушали, воспитатели могли отлучиться по своим делам. Уже в школе история повторилась, только ученики не были такими смирными… Зато интересно было читать вслух бабушке на каникулах, когда она возилась в огороде. А самые интересные книжки (Фенимор Купер, например!) просто пересказывались! Пометки коротенькие делались мелким почерком, чтоб не забыть что-то, поскольку возить за три тысячи километров туда-обратно толстенные тома родители отказывались… Бабушка слушала!
   Наконец, не надо ограничивать ребенка: пусть ему будут доступны самые разные книги, в том числе и «взрослые», за исключением, конечно, порнографии и прочей дряни. Все пометки «+16», «+18» появились как раз потому, что расплодились сомнительные печатные издания, которые не были никогда у открытом доступе.
   Так что собрание русской и зарубежной классики, книги приключенческие и романтические, сказки и поэзия станут настоящим открытием для ребенка, который поймет в них ровно столько, сколько сможет, а потом вернется…Только поначалу будет удивляться отсутствию картинок! 
Личный опыт автора: удручающее впечатление произвели в детстве рассказы Л.Толстого, написанные как раз для детей! Может, Л.Н. детей не любил… Неприятие осталось на всю жизнь.
   Ребенок, прочтя в шесть-восемь лет рассказы, например, А.Чехова, И.Тургенева, М.Зощенко многое запомнит наизусть, научится не только читать, но и перечитывать книги. ХОРОШАЯ КНИГА – как раз та, которую хочется сразу ПЕРЕЧИТАТЬ, не расставаться с ней. К ней возвращаются порой всю жизнь.
   Так перед новым читателем откроется великий МИР КНИГИ.
   Важно, чтобы родители не теряли времени и не жалели сил. В школе не вырастают читателями.
   P.S. Автор не педагог и не биолог. Зато есть собственный удачный опыт раннего чтения. Дочь читает с пяти лет и остается читателем.

Сентябрь 2021 г.
               
                Гирне, Северный Кипр