Оппозиционер Нетаниягу

Галина Айзенштадт
  Бывший премьер-министр Израиля Беньямин Нетаниягу время от времени обращается к министру обороны страны Бени Ганцу с предложением вновь создать совместное правительство.
  Иногда эта просьба даже называется срочной, чтобы положить конец нынешнему правительству во главе с Нафтали Беннетом.
  После двенадцати лет правления Нетаниягу явно не нравится вынужденная роль лидера оппозиции, на которую он сам себя и назначил. Не быть же ему, в самом деле, рядовым депутатом Кнессета.
  Да и кто же в самом деле в возглавляемой им партии Ликуд осмелится хоть в чем-то возражать Нетаниягу? Что вождь сказал,- принимается как нечто само собой разумеется.
  Поэтому никто в ней и не удивляется тому, что Нетаниягу вновь взывает к Ганцу. Главное, чтобы Ликуд вновь вернулся к власти, любым путем, а именно этого ждут члены партии и ее союзники - ультраордоксальные партии.
  Они так привыкли считать Нетаниягу всемогущим, что не сомневались в том, что это произойдет буквально в течении нескольких недель.
  Похоже, верил и сам Нетаниягу, заявляя об этом.  И начал искать перебежчиков в среде других партий.
  Парадокс ситуации с Гансом в том, что с ним Нетаниягу уже создавал общее правительство. Когда замаячила угроза третьих выборов, Нетаниягу уговорил Ганца выйти из общего блока с партией Яира Лапида(ныне - министр иностранных дел в правительстве Беннета) и вместе с Ликудом сформировать коалиционное правительство.
  Ганца он "купил" тем, что тот станет "сменным премьер-министром". Первые 18 месяцев премьером будет Нетаниягу, а затем его сменит Ганц.
  Но этого так и не произошло. Чтобы не уступить место Ганцу, Нетаниягу препятствовать принятию бюджета, и два года страна жила без него, что по закону привело к новым(четвертым!) выборам в Израиле, на которых Нетаниягу в очередной раз надеялся, что Ликуд и его союзники получат такое количество мандатов, которого окажется достаточным для формирования правительства под его руководством.
  И опять его надежды не оправдались, и он заговорил о пятых выборах.
  Чтобы предотвратить их, политики разных взглядов -левых и правых - объединились под девизом "только не Биби!".
  Многомесячная, полная надежд и драматизма борьба в конечном итоге завершилась созданием нынешнего правительств, в жизнеспособность которого мало кто верил.
  Нетаниягу то уговаривал Беннета "вернуться к своим", в лагерь правых, то нападал на него вместе с другими ликудовцами и активистами (отдельные бибисты даже грозили Беннету убийством), а, оскорбляя, в выражениях не стеснялись, обзывая мошенником и проходимцем( и это еще не самые сильные выражения).
  Пытался он настроить против Беннета депутата из его партии "Ямина", личного друга Беннета, и некоторое время тот даже качнулся в сторону Нетаниягу(оказалось, что помощницей депутата работает подруга младшего сына Нетаниягу).
  Ганца Нетаниягу не оставлял и не оставляет в покое, скорее всего, потому, что знает, как сильно тот хотел стать премьер-министром, и даже предложил ему на этот раз быть первым в очереди.
  Выход из союза с Лапидом больно ударил по авторитету Ганца, повторное предательство союзников может окончательно подорвать его карьеру.
  А главное, кто же верит в то, что Нетаниягу на этот раз сдержит слово? Его совместное правительство с Гансом продержалось с 17 мая 2020 по 13 июня 2021 года.
  Тактика, которую избрала оппозиция,- критиковать нынешнее правительство за малейший, с ее точки зрения, промах, постоянно выискивать соринки в его глазу.
  Разумеется, прежде всего в борьбе с коронавирусом. Мол, мы оставили вам страну( при этом следует перечисление личных заслуг Нетаниягу) в состоянии победы над ним, а у вас все новые и новые больные. Это говорит о вашей неспособности бороться с ковидом.
  Министр здравоохранения в правительстве Нетаниягу Эдельштейн даже выступил с обращением к гражданам, чтобы показать, насколько успешны были дела, когда министерством здравоохранения руководил он, и насколько пугающе плохи ныне.
  Но вскоре вышел доклад госконтролера, в котором тщательно исследуется, как  строилась работа ведомства и разных структур при Нетаниягу и Эдельштейне.
  В частности, отмечается  несогласованность  их действий, неразбериха с данными о ковиде, принятие решений в узком кругу, по политическим мотивам.
  С тех пор ликудовцы почти не затрагивают тему коронавируса, которую использовали до этого ежедневно.
  Нетаниягу был у власти последние двенадцать лет, и этот период преподносится им и его партией чуть ли не как золотой век в стране.
  Но в последнее время в Израиле произошли события, которые показали то, что было скрыто и тщательно скрывалось от общества.
  Под Иерусалимом возник крупный пожар(предполагается поджог). Чуть не сразу на нынешнее правительство обрушились ликудовцы. Пожар принимает всё более угрожающий размах, а оно не принимает достаточные меры, чтобы справиться с ним, в частности, до сих пор не обратилось за помощью к соседним государствам.
  За два дня с пожаром справились и необходимость в этом отпала.
  Одновременно СМИ вспомнили о самом трагическом событии в истории Израиля на горе Кармель в декабре 2010 года. Он продолжался 82 часа, во время которого погибло 42 человека, в том числе начальник Хайфской полиции, 33 - ранено, сгорело 5 миллионов деревьев, эвакуировано 17 тысяч человек.
  Тушили пожар специалисты из зарубежных стран. Оказалось, что в Израиле нет... своей, современной пожарной авиации, под нее переоборудовали самолеты сельскохозяйственной авиации.
  В 2016 году во время очередного крупного пожара за двое суток сгорели тысячи лесов и полей, и вновь на помощь позвали самолеты из других стран, потому что современную пожарную авиацию правительство Нетаниягу так и не создало.
  С пожаром под Иерусалимом пришлось справляться тем, что есть. К счастью, удалось.
  В последнее время в Израиле случались и другие экстраординарные события - трагедия на горе Мерон, когда во врем религиозного праздника погибло 45 человек, и побег из тюрьмы Гильбоа шестерых террористов.
  Пока правительство Нетаниягу оставалось у власти, оно всячески препятствовало расследовании трагедии, так как этого не хотели его союзники - ультраортодоксы.
  Правительство Беннета создало для расследовании трагедии государственную комиссию, у которой самые широкие полномочия.
  Нетаниягу и его соратники стараются не высказываться по этому поводу, но всячески препятствовали созданию комиссии и теперь примолкли чтобы не сказать "лишнее".
  Не комментируют они и побег террористов из тюрьмы, которая считалась самой укрепленной. Девять месяцев копали террористы туннель под камерой и никто не обратил на это внимания, - все кадры, включая Управление тюрем, различных служб безопасности, назначены  еще Нетаниягу.
  Более того, три года назад ему представили план переоборудования тюрьмы Гильбоа, но Нетаниягу не дал ему хода.
  Последние годы Нетаниягу был занят только тем, что был озабочен сохранением своей власти, ничто другое его не интересовало.
  При этом не уставал хвалиться и убеждать сограждан в своей незаменимости.
  Особенно в период формирования правительства Беннета. Кто он такой, кто его знает на мировом уровне, кто дружит с президентами России и США?
  И тут Нетаниягу не повезло. Байден после своего избрания две недели не звонил Нетаниягу, а когда наконец позвонил, Нетаниягу выдал звонок за проявление личной дружбы с американским президентом в течении сорока лет.
  После утверждения премьером Беннета, Байден позвонил ему спустя два часа и поздравил, и в скором времени пригласил с визитом в США.
  Ликудовцы пытались уменьшить значение визита(он выпал на трагические события в Афганистане), одна бибистка придумала, что Байден якобы уснул во время разговора с Беннетом, хотя разговор длился вдвое дольше запланированного, и когда Байдену напомнили об этом, он сказал, что к нему приехал друг, с которым он хочет поговорить. А на прощание сказал ему:"Если что, обращайся".
  Байка о якобы заснувшем Байдене была сразу же разоблачена и ликудовцы перестали о ней вспоминать, как  неожиданно о ней вспомнил сам Нетаниягу. 19 сентября, выступая в Фейсбуке, он сказал:"Я слышал, что Байден был очень внимателен во время встречи с Беннетом. Он был так внимателен, что в знак согласия опустил голову".
  Ликуд тут же выпустил заявление:"Вопреки искаженной подаче  информации в СМИ, бывший премьер-министр Беньямин Нетаниягу не критиковал президента США Байдена, с которым он знаком, и которого считает другом Израиля на протяжении сорока лет.
  Критика была направлена исключительно в сторону премьер-министра Нафтали Беннета, который в ходе визита в Белый дом много говорил ни о чем".
  Кстати, накануне визита Нетаниягу давал Беннету наказ- не поддаваться давлению США в иранском вопросе, а недавно возмущался тем, что тот договорился с Байденом решать иранскую проблему без того шума, который устраивал Нетаниягу.
  Похоже, его постоянные шумные выступления, и не только по этому вопросу, утомили всех, и особенно соседей Израиля. С королем Иордании Нетаниягу вообще рассорился, лишив ее того объема воды, который Израиль должен ей поставлять согласно ранее заключенного договора(правительство Беннета возобновило поставку).
  И король Иордании, и президент Египта одними из первых поздравили Беннета с избранием премьером.
  Президент Египта даже пригласил его с официальным визитом в Египет, который уже и состоялся, чего не был удостоен Нетаниягу за двенадцать лет правления.
  Нетаниягу тут же заявил, что встречался с ним двенадцать раз - шесть раз на ассамблеях ООН и шесть - неофициально в Египте, видимо, полагая, что они более значимы, чем один государственный визит Беннета.
  Кстати, во время недавнего визита в Москву министра иностранных дел Израиля в Москву Лапида появилась предварительная договоренность о встрече Беннета с Путиным в октябре месяце.
  Рушится очередной его миф, будто только он способен говорить на равных с мировыми лидерами.
  А по-прежнему  "говорить"  и быть на виду у всего мира хочется, и ради этого он вновь и вновь готов донимать Ганца:а вдруг получится?