Философские вопросы. Часть 42

Татьяна Химич
1. Однополые отношения – это норма или падение морали?

• Святитель Иоанн Златоуст поясняет гибель развращённых содомлян – гомосексуалистов и педофилов – так: «Хочешь знать причину, по которой это произошло? Это был тяжкий, проклятый грех. Тогдашние люди совокуплялись с мальчиками; за это понесли такое наказание».

«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи [Ангелы] оттуда и пошли в Содом. ... И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встанете поутру и пойдёте в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы, и они ели.

Ещё не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простёрли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть ещё здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. …
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Библия. Бытие 19:1-25).

Зачем же весь город от мала до велика пришёл к Лоту на ночь глядя? Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии А. П. Лопухин в толковании к этим стихам Библии разъясняет: «Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы содомлян было вызывающим: оно угрожало как самому Лоту – нарушением его священного долга гостеприимства, так и ещё больше его гостям – поруганием их чести. На характер последнего выразительно указывают стоящие здесь слова: «да познаем их», имеющие в Библии весьма опредёленный, специфический смысл (Быт.;4:1,;24:16 и др.), выражающий мысль о половом акте. Вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращённости их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после наименование «содомского греха». О широкой практике всех этих чудовищных преступлений между нечестивыми хананеями и особенно среди развратных содомлян свидетельствует целый ряд библейских мест (Лев.18:22; Ис.;3:9; 2Пет.;2:6–8; Иуд.;1:7 и др.). Поэтому вполне естественно, что гости Лота, отличавшиеся молодостью и красотой, могли с особенной силою возбудить похотливые желания содомлян».

Другими словами, весь город собрался, чтобы изнасиловать и растлить двух красивых, невинных юношей. «Мы познаем их», – настаивали содомляне. Имеется в виду совокупление. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала» (Библия. Бытие 4:1)».

А. П. Лопухин  продолжает: «Видя безуспешность своего увещания, Лот решается на крайнее средство; ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних, хотя уже и обручённых, дочерей. ... Святой Иоанн Златоуст и большинство других толкователей видят в нём акт самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне затруднительного положения; «из двух зол (поругание гостей, или лишение чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий Медиоланский».

В Содоме, Гоморре и других подобных городах был высокий уровень жизни, они процветали «как сад Господень» (Бытие 13:10). Жители ненавидели пришлых, их изгоняли из городов, надругавшись, особенно жестоко обходились с мужчинами.

Содомские грехи, в том числе гомосексуализм и педофилия, вопиют к Богу об отмщении.
Грехи, вопиющие небу об отмщении за них:
1. умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство)
2. Содомский грех
3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот
4. Удержание у убогого работника заслуженной им платы
5. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их
6. Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

Не нашёл Господь в Содоме и десяти праведников. Страшная кара постигает развращённых содомлян: гомосексуалистов и педофилов. Эти грехи смертные, не только приводят к смерти духовной, но и к вечной погибели, если грешник не покается в них.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Хочешь знать причину, по которой это произошло? Это был тяжкий, проклятый грех. Тогдашние люди совокуплялись с мальчиками; за это понесли такое наказание».

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 6:9-10).


2.  Кто видел Бога?

• Все творенья увидели воочию невидимого и непознаваемого Бога Вседержителя во Христе Иисусе.

Бога до рождения БогоЧеловека Иисуса Христа никто никогда не видел. Господь открывал Себя святым Ангелам и пророкам через Свои различные благодатные проявления: помощь и чудеса, глас из облака, посещение Авраама и Сарры, Лота под видом Ангелов, явление Господне в столпе облачном и огненном и через другие проявления.
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Библия. Евангелие от Иоанна 1:18).

Именно Христос явил не только людям, но и Ангелам Сущего Бога, и это величайшее событие в истории Мироздания! Христос есть Сын Божий (Второе Лицо Пресвятой Троицы), Он же единосущный Отцу Бог, поэтому через Христа показал Себя миру и Бог-Отец.

Господь Сам свидетельствует о том, что в Себе Он явил миру и Отца: «Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня» (Библия. Евангелие от Иоанна 12:44-45).

«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (Библия. Первое послание к Тимофею святого апостола Павла 3:16).

На толкование это стиха Евангелия блаженный Феодорит пишет: «Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным. Ясно же научил нас Апостол о двух естествах, сказав, что естество Божие явилось во плоти». Святитель Феофан Затворник объясняет: «Показался Ангелом. Показался — узрен был. Ибо и Ангелы не видят Божеского естества, как Оно есть, а только в проявлениях Его. Слова Спасителя: «Ангелы… выну видят лице Отца Моего Небеснаго» (Евангелие от Матфея 18:10) — указывают на умное лицезрение Бога, или видение Его в том, чём благоугодно Ему проявлять им Своё невидимое присутствие. Но в Господе Спасителе они узрели Его осязательнее. В глазах душа видна. В очах Богочеловека может быть узрен Бог и в такой мере, в какой способны восприять лучи сияния Божества очи, смотрящие на Него. Святой Златоуст и говорит: «Следовательно, и Ангелы вместе с нами увидели Сына Божия, а прежде не видели Его. Поистине великая тайна!». То же пишет и блаженный Феодорит: «Невидимого Божия естества не видели и Ангелы, увидели же воплотившееся».

Кроме того в Евангелии открывает Себя миру и Пресвятая Троица, например, во время крещения Господа Иисуса Христа: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Библия. Евангелие от Матфея 3:16-17).  Здесь явлен и Бог-Сын – Христос, и Бог-Отец, глаголющий с небес, и Бог-Святой Дух, спустившийся в виде голубя. И тем самым Бог-Отец свидетельствует, что Христос – Истинный Бог, второе Лицо Пресвятой Троицы.

Святые апостолы удостоились видеть нетварный Божественный Свет. Случилось это на горе Фавор во время Преображения Господня. «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. … облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Библия. Евангелие от Матфея 17:1-5).
И снова Бог-Отец свидетельствует, что Христос – Истинный Бог.

Велика милость Божия, и мы можем видеть Господа нашего, Он повсюду – на иконах. Икона Христа – духовный образ воплотившегося Бога-Сына, Который напрямую обращается к нам в Евангелии – Слове Божием и посредством священных образов – икон. На Туринской плащанице – погребальной материи, в которую был завёрнут распятый Христос, остался нерукотворный отпечаток Его Божественного Лика и Тела, показывающий нам облик и раны пострадавшего за нас БогоЧеловека.


3. Мужчина и женщина созданы по образу и подобию Бога или только мужчина?

• И мужчина, и женщина – равноценные грани, ипостаси одного существа – человека.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Библия. Бытие 1:27). В комментариях к Библии этот стих поясняется согласно учению Церкви: «Человек (еврейское «адам») означает не просто первого по времени человеческого индивидуума, но всё человечество как духовное целое. По учению святителя Григория Нисского, Адам – не собственное имя, а наименование «всечеловека», который содержал в себе, в потенции, всех людей. Мужчина и женщина, оба сотворённые по образу Божию, обладают одинаковой человеческой природой».

Если бы женщина не имела образа и подобия Божия, как тогда Сам Первообраз Бог воплотился от Девы и родился Совершенным БогоЧеловеком? Не стоит забывать, что Богородица, достигнув обожения, во славе несравнимо превосходит не только всех людей (до и после Её рождения), но даже Ангелов. Возможно ли это для существа, лишённого образа Божия?


4. Обладает ли Бог какой-либо формой? Если у Бога есть форма, то Он ограничен ей? Если Бог не имеет формы, значит Он везде? Значит, не только люди, но всё живое и неживое – это часть Бога, то есть тоже Бог?

• «Бог есть дух» (Библия. Евангелие от Иоанна 4:24).

А Дух бесплотен, нематериален и не имеет какой-либо формы, не ограничен ничем и бесконечен. Господь не только не имеет какой-либо формы, но и присутствует везде.
«Божество не есть что-либо представляемое в очертании. Напротив, Божеству свойственно быть везде, всё проникать и ничем не ограничиваться» (святитель Григорий Нисский).
Вездеприсутствие – свойство Божие. Бесконечный Бог ничем не ограничен: ни пространством, ни временем, ни даже самой бесконечностью, Он существует вне каких-либо понятных и привычных нам категорий. «Бог присутствует в каждом атоме этого мира, в раю и в аду, в душах праведников и грешников, хотя воспринимается теми и другими различно. Бог пребывает и действует повсюду, а благодать воспринимается только достойными» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 82). Господь пребывает везде не Своей Сущностью, а Своими энергиями.

Ошибочно считать, что если Господь присутствует везде, то и всё сущее так или иначе является частью Бога, частью Его Существа. Ни одно творение не может иметь Божественную сущность Творца. «Богооткровенное учение подчёркивает, что мир иноприроден Богу. Тварь произошла не из сущности Божией, поэтому святой Иоанн Дамаскин говорит, что «всё (сотворённое) отстоит от Бога не местом, но природой… Слияние Божественной и тварной природ исключено даже на вершинах обожения твари» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 162).
«Святитель Кирилл Александрийский учит: «Творить – это принадлежит деятельности (энергии), а рождать – естеству. Естество же и деятельность – не одно и то же, следовательно, не одно и то же – рождать и творить». Сын Божий рождается из сущности Отца, потому и называется Единосущным Ему. Мир же создаётся не из Божественной сущности, он иноприроден Богу» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 163).


5. Чего нужно прежде всего бояться в жизни?

• «Бога одного нужно бояться, страшиться и трепетать, чтобы перед Его взором не сделать чего-либо преступного», – учит вселенский учитель, столп Церкви  святитель Иоанн Златоуст.

Бог – Вседержитель, Творец видимого и невидимого, всё в Его единоличной власти: и Небо, и Земля, и ад, и прошлое, и настоящее, и будущее. Поскольку всё в руках Божиих, то бояться чего-либо, кроме Бога, не имеет смысла, потому что Господь промышляет о каждом человеке, о каждой твари. «Не бойтесь! Не случится ничего ни больше, ни меньше того, что попустит Бог» (старец Иосиф Ватопедский).

Христос «говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Библия. Евангелие от Матфея 8:26).  Всё повинуется Богу: и стихии, и сама жизнь, и смерть.

«Боящийся [Бога] Единого никого другого бояться не может» (преподобный Феодор Студит).

«Ни перед ужасами мира этого, ни перед страхованиями лукавого не приходит в страх и трепет, кто боится Бога. Даже сатана боится того, кто боится Бога, и полчища его содрогаются перед тем, кто исполняет заповеди Божии» (преподобный Ефрем Сирин).

Что такое страх Божий? «Страх Божий» – благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией. Такой страх является добродетелью, душеспасительным страхом.
Страх Божий основан на желании не потерять связь с Богом и выражается в духовной бдительности, внимании к своим мыслям и поступкам. Страх Божий избавляет от гнева Божьего. Слово «страх» в древнегреческом языке не имело значения боязни, но означало уважение». (Православная онлайн-энциклопедия «Азбука веры»).

«Страх Божий состоит в том, чтобы хранить совесть непорочною и невозмущаемою» (преподобный Авва Исайя (Скитский)).

Страх Божий – великая спасительная добродетель, подаваемая Святым Духом. Она уберегает человека от всякого греха и нечистоты, а значит, и от погибели.

«Когда есть страх Божий, то, значит, дух ваш жив и благодать Божия действует в вас» (святитель Феофан Затворник).

«Свет, войдя в тёмный дом, изгоняет из него тьму и освещает его. Так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью» (преподобный Антоний Великий).

«Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многое зло» (преподобный Антоний Великий).

«Дух страха Божия есть воздержание от злых дел» (преподобный Максим Исповедник).

Как обрести страх Божий? Верой и соблюдением заповедей Господних из любви к Нему.

«Вера производит в нас страх [Божий]; страх же понуждает нас к покаянию и деланию» (преподобный Исаак Сирин Ниневийский).

«Бойся Бога, – говорит Премудрый, – и заповеди его соблюдай» (Еккл.12:13). А соблюдая заповеди, ты будешь силён во всяком деле, и дело твоё будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему всё делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен» (преподобный Серафим Саровский).

«Страх Божий приобретается ещё исполнением заповедей Божиих – и чтобы делать всё по совести» (преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)).

«Кто боится Господа и соблюдает все заповеди Его, того Господь облечёт властию над всем имением Своим и вручит ему все богатства Свои» (преподобный Ефрем Сирин).
Господь уготовал Царство Небесное и вечное блаженство любящим Его.



«Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32).