Ч. 229 Подготовка к плаванию

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/09/18/1022
 
Приобретение, сделанное для русского флота Ефимом Васильевичем Путятиным,  можно оценить по заметке в газете «Кронштадтский вестник» за 1882 год:

«Железная шхуна «Восток», купленная в 1852 г. до сих пор считается прекрасной морской шхуною. Она круто ходит, хорошо лавирует, прекрасно держится на волне. Ход до 8,5 узлов. Служит для гидрографических работ. Почти беспрерывно в ходу, с апреля по декабрь».
 
Хорошо строили корабли англичане! Сколько бы шхуна ещё плавала, неизвестно. К несчастью, капитан-лейтенант Сергей Рыков, который ею командовал, 28 июля 1883 года при проведении гидрографических изысканий  посадил шхуну на риф у северной оконечности острова Редклиф (остров Стенина).
 
«Восток» получил пробоину и вскоре затонул. Экипаж спасли подошедшие суда. Состоялся военно-морской суд, который нашёл смягчающие вину обстоятельства, и командира приговорили только к дисциплинарному взысканию.
 
Но на его счёт отнесли убытки казны: тридцать девять тысяч девяносто один рубль и три копейки. Почему судно подорожало, понятно: инфляция. Но почему не учли износ, вызывает недоумение. Бедняга капитан-лейтенант, наверное, выплачивал эту сумму до гробовой доски  или до революции 1917 года.
 
Прекрасная офицерская компания собралась на фрегате,  имена многих из них впоследствии вошли в историю отечественного флота. Её пополнили и члены миссии Путятина: ближайший помощник капитан-лейтенант Константин Николаевич Посьет, специалисты по Китаю коллежский асессор Иосиф Антонович Гошкевич и архимандрит Александро-Невской лавры Аввакум, а также секретарь коллежский асессор Иван Александрович Гончаров, восходящая звезда русской литературы.
 
Архимандрит Аввакум (Дмитрий Семёнович Честной) один из ведущих специалистов по Китаю, много лет работавший на востоке, владел четырьмя восточными языками, был разносторонне образованным человеком, историком и …разведчиком.
 
Он сотрудничал с Азиатским департаментом, занимавшимся внешней разведкой на востоке, и получал там дополнительное жалование 800 рублей. Кстати, Министерство иностранных дел способствовало возведению Аввакума в архимандриты.
 
Ефим Васильевич Путятин экономил казённые деньги  где только мог. Он решил, что незачем держать на фрегате штатного священника, тратить на него деньги, а возложить эти обязанности на Аввакума, что и было сделано.
 
Несмотря на свой высокий монашеский чин, Аввакуму, к его величайшему неудовольствию,  пришлось выполнять обязанности рядового священника, да ещё и Путятин отравлял ему жизнь на корабле, постоянно делая замечания по нарушениям обрядовой стороны, которую сам Ефим Васильевич изучил досконально.
 
Аввакум на всё смотрел проще. Он был далеко не так религиозен, как адмирал. Не оставил без дела Путятин и Гончарова, ставшего известным благодаря роману «Обыкновенная история». Помимо штатных секретарских обязанностей, он поручил ему проводить занятия с гардемаринами по литературе и грамматике.
 
По традиции, старшего офицера выбирал командир. Выбор Унковского остановился на Иване Ивановиче Бутакове, одном из пяти братьев Бутаковых, служивших в русском военно-морском флоте.
 
Отец Бутаковых, Иван Николаевич, дослужился до вице-адмирала. Мать была финкой. В семье было семь дочерей и пять сыновей: Алексей, Григорий, Иван, Дмитрий, Владимир. Электричества тогда не было, телевизор не смотрели, в результате - двенадцать детей.
 
В характеристике Ивана Ивановича Бутакова сказано: «Прекрасный мягкий характер, весёлый нрав, энергия настоящего моряка, любовь к морскому делу. Умел поселять любовь к морскому делу у всех, служивших под его началом».
 
Иван Бутаков и Иван Унковский были однокашниками, одного возраста, дружили ещё в Морском кадетском корпусе. Они вместе служили на Чёрном море, хотя в Морском кадетском корпусе Унковский учился намного хуже Ивана Бутакова, по службе и в звании он его обошёл благодаря вниманию императора.
 
Через шесть лет выслуги в мичманском звании Иван Иванович Бутаков получил звание лейтенанта, был награждён орденом св. Анны 3 степени. Его переводили с одного корабля на другой, благодаря чему он осваивал различные типы судов и приобретал знакомства в морской среде.
 
Иван узнавал разных командиров и сослуживцев, и его узнавали. Репутация всегда много значила. Бутаков не стремился специально нравиться, но сослуживцы отмечали его мягкий и дружелюбный характер, добросовестность,а начальники – любовь к морскому делу и умение ладить с матросами, которых он наказывал крайне редко, что для Черноморского флота эпохи Лазарева, Корнилова и Нахимова было очень необычно.       
      
Когда Унковского назначили командиром «Паллады», то он сразу же написал письмо Ивану Бутакову с предложением перевестись на Балтику старшим офицером к нему на «Палладу». Предложение было заманчивым, поэтому Иван сразу ответил согласием.
 
Старший офицер, по-современному, старпом (старший помощник) – самая тяжёлая должность на корабле. Являясь вторым лицом после командира, старпом отвечает за всё, но полноты прав командира не имеет.
 
Когда командир сходит на берег, старпом остаётся на корабле. Во времена парусного флота была шутка, что старший офицер сходит на берег вместе с грот-мачтой. Смысл шутки в том, что старший офицер постоянно находится на корабле. Командиры этим часто злоупотребляют.
 
Хорошо помню, что когда мой отец служил старпомом на гвардейском крейсере «Красный Кавказ», то если я  видел командира крейсера Василия Николаевича Ерошенко - он жил этажом выше  над нами в Севастополе на улице Ленина, 42 (сейчас этого дома нет, на его месте построили другой) - то знал, что в этот день мой отец домой не придёт.
 
На плечи Ивана Ивановича сразу навалилась вся огромная тяжесть подготовки фрегата к плаванию.
 
У старшего офицера при отправлении корабля в дальнее плавание, которое могло затянуться на годы, хлопот полон рот.
 
Унковский был занят с бумагами и инструктажами в Морском министерстве и в Министерстве иностранных дел, занимался комплектованием экипажа, а всю подготовку фрегата поручил Ивану Ивановичу. Ответственность была огромная: никто не знал, сколько времени продлится плавание.
 
Бутаков проверял всё сам, хотя в работе участвовали все офицеры, каждому из которых он давал конкретное задание, но затем проверял исполнение. Требовалось проконтролировать всё, начиная от балласта, оканчивая продовольствием и вооружением.
 
Особенное внимание он уделил бытовым условиям, чтобы в помещениях не было сырости. Она для моряков не менее опасна, чем бури и штормы, потому что люди от неё заболевали.
 
Продолжение следует