Торпедоносцы Люфтваффе над Черным морем. Часть 3

Олег Каминский
Предыдущая страница http://proza.ru/2021/09/18/262

Вылеты на «свободную охоту» немецкие летчики совмещали с постановками магнитных мин у входов в советские военно-морские базы и порты.

К примеру, утром 30 августа на «свободную охоту» с торпедами летали три Хе-111 из 6./KG.26. Два самолета кораблей не обнаружили, а третий, в связи с наступлением рассвета, отказался от дальнейшего поиска морских целей.

Вечером с 19 часов 25 минут до 21 часа 22 минут четыре Хе-111 6./KG.26 проводили минирование Цемесской бухты. По наблюдениям экипажей, четыре мины ВМ 1000 упали в пределах порта, одна — вне и одна попала на сушу.

А экипажи Хе-111 из 1./KG.28 в период с 20 часов 40 минут до 21 часа 50 минут сбросили на подходах к Севастополю восемь мин LMB.

31 августа пять Хе-111 6./KG.26 ставили авиационные мины LM 1000 у Севастополя и один самолёт — у Новороссийска. Один из этих самолётов — Не 111 (бортовой код 1H+AP) успел дважды слетать на минирование Севастопольской и Новороссийской бухт.

Как раз в этот день во время минной постановки у Севастополя огнем зенитной артиллерии был поврежден Не-111Н-5 W.Nr. 2859 (1Н+DP) из 5./KG.26. Подбитый самолет смог долететь до территории Румынии, но упал и сгорел в районе аэродрома Фокшаны. Четыре члена экипажа погибли: наблюдатель обер-фельдфебель Роберт Ковальски, бортрадист унтер-офицер Йозеф Копец, бортмеханик фельдфебель Конрад Штаховски и бортстрелок ефрейтор Вальтер Шон.

Спастись удалось лишь пилоту и одновременно командиру 5-го отряда обер-лейтенанту Эберхарду Штюве, который был только ранен. Между прочим, в дальнейшем, уже в составе другой эскадры Штюве был награжден Рыцарским крестом, к тому же он благополучно пережил войну.

Некоторые современные авторы считают, что самолёт во время сброса на парашютах донных мин в районе Севастополя был в 21 час 30 минут подбит лётчиком 8-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота старшим лейтенантом Денисовым К.Д., пилотировавшим И-16. Что ж, можно только приветствовать этот успех «Сталинского сокола».

Правда, не совсем понятно, как самолёт из 5-го отряда оказался в Румынии. Ведь, в то время 4-й и 5-й отряды ещё находились в греческом Элефсисе. Может быть, самолёт перегоняли из Греции для пополнения 6-го отряда и временно подключили к минным постановкам у Севастополя? Оставлю, однако, эту головоломку и продолжу хронику действий торпедоносцев Люфтваффе.

2 сентября три Хe-111 (в том числе самолёт обер-лейтенанта Хорста фон Люттица) из 1./KG.28 вылетали с торпедами на «свободную охоту» и атаковали 12.000-15.000-тонный транспорт, идущий из Одессы в Севастополь. Атака был безуспешной.

Четыре Хe-111 (среди которых снова был самолёт фон Люттица) 1./KG.28 атаковали 4 сентября в районе Одессы транспортный корабль тоннажем около 5.000-6.000 тонн. Какой это был корабль – сложно определить. Ведь, по советским данным, в тот день было зафиксировано не менее двух атак немецких самолётов.

Первый раз это произошло в 3 часа 45 минут, когда один самолет пытался атаковать советский конвой в составе грузовых пароходов «Ураллес» (1.975 брт) и «Калинин» (4.156 брт), которые шли с войсками в Одессу в охранении эсминца «Способный» и двух сторожевых катеров

А в 5 часов 40 минут у мыса Сарыч ещё один немецкий самолет атаковал товаро-пассажирский теплоход «Крым» (4.867 брт)  и санитарный транспорт (бывший товаро-пассажирский теплоход) «Чехов» (2.121 брт), которые шли в охранении вооруженного ледокола «Макаров», тральщика «ТЩ-21» и двух сторожевых катеров.

Правда, обе атаки вражеских самолётов произошли в темное время суток, поэтому наши моряки не разглядели, были ли они торпедоносцами или обычными бомбардировщиками.

Всего по немецким данным, по 2 сентября самолётами было сброшено 18 торпед, две из которых попали в цель.

5 сентября самолеты Хе-111 из 6./KG.26 минировали бухту Севастополя.

На следующий день «Хейнкели» снова сбрасывали морские мины на рейды Севастополя, а также Феодосии (здесь принимал участие и обер-лейтенант Хорст фон Люттиц из 1./KG.28). Вскоре, 12 сентября в 21 час 15 минут, на расстоянии 4 кабельтовых от Феодосийского маяка на донной мине подорвался и погиб базовый тральщик Т-402 «Минреп» (500 тонн). Из 56 членов экипажа было спасено всего 16 человек.

Продолжение следует...