Курилы без прикрас. Камикадзе

Виктория Романюк
   
    Мы с супругом прилетели в Южно- Сахалинск в 1988 году.На такси доехали до Корсакова, а там- аншлаг! Пассажиров собралось очень много,а билетов нет.Вскоре всех желающих определили на грузовой паром. Нам не повезло, мы не попали во внутреннее помещение парома, сидели в шезлонгах на открытой палубе почти сутки. Денег  не было даже на обратный билет, так что только вперед.
   Паром не мог близко подойти к острову Итуруп- конечного пункта,нас встречало небольшое суденышко.Шторм был серьезный, суденышко болтало. От кораблика к выходу из парома придвинули трап, но его невозможно было закрепить,мешали очень высокие волны. Трап взмывал вверх метра на три,какое-то мгновенье он пролетал на уровне выхода из парома и падал вниз метра на три. Перил на трапе не наблюдалось. Пришла моя очередь поймать краткий миг, когда трап окажется на уровне выхода, быстро запрыгнуть и бежать на кораблик. У меня получилось!
  Следующим должен был бежать муж с огромным чемоданом ,,Великая Германия", подарком папы из ГДР. У мужа в дороге несколько раз спрашивали, где он купил такой огромный чемодан?" Муж с достоинством отвечал:,,Это не чемодан, а кошелек!" Вот с этим монстром муж побежал, но видимо сильно разогнался и проскочив палубу кораблика, вместе с чемоданом улетел за борт. Выловили его быстро, видимо не он первый.
   Поселили нас в нежилом деревянном бараке, без воды, света и тепла. Жилые бараки были все заняты- путина!  Эх, молодость! Все было нипочем, мы потихоньку обустраивались и ждали очередь в жилой барак.
   Наш ветхий домишко, в зависимости от силы подземных толчков, то танцевал ,,Шейк", то подпрыгивал,то дрожал. Прибавьте к этому жуткую влажность, сырые стены,сырую постель.
   С работой тоже не все было гладко.В рыбколхозе и на рыбзаводе мест не оказалось. Нам посоветовали идти в школу-там нехватка учителей. Повезло, нас взяли!
   Мы, наивные, городские,еще не осознавали всех трудностей и ходили без опаски, изучать окрестности. Позже узнали, что медведи бродят  запросто, да и других сюрпризов хватает.
   На берегу Охотского моря, недалеко от нашего поселка, недавно отстроили громадный холодильник-метров 100 в длину. Это было многотонное металлическое сооружение для сохранения рыбы. Как-то случился тайфун,было землетрясение и цунами. Вечером, до тайфуна, холодильник стоял себе,а утром- на месте холодильника было пустое место, не осталось даже обломков.
   Нам рассказывали, что местный мужчина из соседнего поселка  ушел на несколько часов в лес- на охоту. Пришел, думал заблудился, не мог найти свой поселок.Дома и людей смыло цунами- никто не выжил. Мужчина сошел с ума от горя, он потерял семью.
  Наш барак располагался в поселке ,,Рейдово",здесь, в далеких 60-х, в море унесло рыбаков. Люди очень долго дрейфовали в открытом море, от голода съели свои сапоги. Их удалось спасти, я видела несколько фотографий спасенных в Рейдовской школе.
   В один из осенних выходных, мы с учителями и ребятами решили поехать в глубь острова за брусникой. Отдельно хочется упомянуть о здешней погоде. Местные жители говорят:,,Если вам не нравится наша погода- подождите 20 минут!" Мы этого не учли и оделись кое как.
   Ехали на открытом грузовике по бездорожью и пересеченной местности. Старенькая машинка привезла нас на место бывшего аэродрома камикадзе, остались бетонные взлетные полосы.
   Красные поляны брусники были повсюду,мы с увлечением собирали ягоды. Каждый насобирал по одному десятилитровому ведру. Начинался дождь, мы засобирались домой. Зонтиков никто не взял, да и бесполезно,ветер очень сильный , прямо сдувал нас.
   Первую часть пути мы преодолели благополучно. Трудности начались, когда мы приехали к морю. Дорога пролегала вдоль скалистого берега, начался прилив,море штормило. Задача стояла такая- нужно было метров 50-60 проскочить между скалой и не очень большой волной.Если не угадать волну-прибоем грузовик разобьет о скалу. Пешком тоже нельзя- волны разобьют о скалу . Стемнело, все усложнилось, мы ждали. Вдруг водитель обернулся к нам и заорал дурным голосом:,,Молитесь, сукины дети!" Напряжение зашкалило: дети рыдали , мы обнялись, прижались друг к другу и приготовились. Водитель, страшно выпучив глаза, с душераздирающим криком:,,Банзай!", дал газу. Все обошлось, к ночи мы вернулись в поселок.
   Четыре долгих года мы прожили на острове, несколько грузовиков с водителями разбились за это время.