Любовь с первой ноты

Фархад Гулямов
А сейчас я хочу рассказать вам маленькую историю любви. Своей любви.

Как-то очень давно, не в этом веке точно, по телевизору я увидел и услышал песню, в которую влюбился до последнего вздоха. Это была песня "Эй санам!" ("Эй красавица!") Вообще-то кощунственно переводить это имя на любой другой язык - слово "красавица" ("красотка", бр-р - тем более!) не передаёт и десятой доли того, что обозначается словом "санам", именем Санам. Это же Восток! Это же гурия!

Песню в Союзе начинал исполнять таджикский ансамбль "Гульшан". Меня же с ног сшибла в исполнении другого, тоже таджикского, ансамбля уже за воротами Союза.

Как-то через много лет в г. Кирове спускаюсь в подземный переход и не верю своему счастью: звучит моя любовь!

Подбегаю к продавцу и прошу продать мне кассету. Не замечаю, что у прилавка уже кто-то растерянно перебирает коробочки с кассетами. Видимо, моя настырность подсказала ему решение и тот говорит;

- Хочу эту кассету!

Расплачивается и уходит. Я:

- Мне тоже такую же кассету.

- Это была последняя.

Я догоняю того мужика и прошу продать мне кассету:

- Нет, сам хочу послушать!.

- Я вам дам двойную цену? Тройную?

Мужик упрямо мотает головой.

- Вам хоть одно слово кроме "Эй, санам!" там знакомо?

- А вам какое дело? Я купил - и точка.

Я оббегал все близлежащие ларьки - безрезультатно.

Потом ещё лет через двадцать я оказался в Бухаре и рассказал своему другу эту историю. Тот невозмутимо щёлкнул кнопкой магнитолы:

- Слушай!

Это было именно то исполнение, что меня покорило в первый раз!

А сегодня эта песня - в память об узбекском соловье, моем соплеменнике, двоюродном брате Рустаме Самарканди*. Его, совсем молодого, ровно год назад унес от нас коронавирус. Он не мог не знать и не петь эту песню:

"Ту сарви нозе, махрами розе
Эй, санам!
Диламро бурде, бозе ба бозе
Эй, санам!"

Перевод примерно такой:

"Ты капризна, словно кипарис, и ты желанна,
Эй, красавица!
Увела моё сердце, играючи
Эй, красавица!“

Я по-прежнему считаю, что переводить такие песни на любой другой язык (тем более кривляться под неё как "На-На") - кощунство: её надо слушать и понять сердцем.

Просто слушайте**.

__________________________
* https://youtu.be/8B2IrjeX05o
**https://youtu.be/FQODbH__0A8