Петля для адмирала

Виктор Шаповал 2
                Кальтенбрунер смотрел на некогда грозного адмирала               »Неужели этот тщедушный седой.изможденный человек проникал в секреты многих стран и совершал в них саботаж и диверсии.менял министров и политиков?Мог заставить  работать на себя тысячи людей?А  легенды о его якобы связях с известной Мата Хари?О его побеге из тюрмы,задушив священника…».  Перед ним стоял невысокий седой человек с .все еще румяным лицом..Глаза его были уставшие,но все еще живые.Серый,довольно дорогой гражданскмй костюм порядком истрепался.но тем не менее выглядел  опрятным ну.так тюрма-не санаторий .»Снова будет уговаривать и обещать  жизнь и даже освобождение…..Им нужны мои связи..мои люди..Они дорвались до руководства моей организацией.но это не так просто,как им казалось..Костоломы!Разведка-это искусство.Вот Вальтер….он ,пожалуй.со временем смог бы…Но и он..А этот..Алкоголик.живущий на коньяке и шампанском,не вынимающий со рта свои паршивые сигареты…Надо сражаться!Я не дам им просто так себя уничтожить.Надо искать выход.Надо торговаться.А там…там посмотрим.Эта гиена Гиммлер  не зря послала сюда  именно венца.Все они венцы..и Гитлер и Кальтенбрунер и даже любимчик  фюрера Скорцени.Австрийцы.руководящие Германией».   Кальтенбрунер кивнул и что-то буркнул под нос.Он всегда говорил негромко и на своем ужасном австрийском диалекте.Адмирал улыбнулся.В помещении находились стол и два стула.Все надежно крепилось к полу.Они сели друг против друга.–Адмирал-прокуренный хриплый голос Кальтенбрунера  немного дрожал.Он всегда испытывал какой-то непонятный страх перед этим щуплым человечком-ваше положение очень серьезно…не буду скрывать.И только от вас зависит в качестве кого вы покинете эти стены..По поручению фюрера.я нахожусь здесь…-и он тяжело вздохнул.Он не мог смотреть в глаза  адмиралу.Тот мгновенно поймет.да .наверное.уже давно понял и цель визита и свое незавидное положение.Мрачный эсесовец.в черной форме внес две чашки кофе и тут же вышел.Кофе был настоящий.не тюремный эрзац.От него веяло спокойной жизнью.Канарис это воспринял.как добрый знак.Он сделал маленький глоток и медленно заговорил                .-Я нахожусь здесь по надуманным обвинениям.Никогда  я не был врагом Германии.В трудный час для фатерланда.я готов умереть во имя Германии на поле боя.как солдат рейха……                »Он ни разу не сказал о фюрере!»подумал шеф имперской службы безопасности   Еще раз извини. -По поручению фюрера….мне поручено  предложить.в обмен на жизнь и возвращение  всех  полномочий…..нам нужна ваша агентура в западных странах..Не та,что есть в папках и прочей документации..Нам нужны выходы на Латинскую Америку.связи в Ватикане и связи в США!Если я их не получу-«Надо было прислать этого слащавого умника Шелленберга!»подумал Кальтенбрунер-вы.адмирал .никогда уже не выйдете на свободу!                Дипломат из него был никудышний.Но фюрер поручил лично ему эту мисси..К тому же .не безосновательно полагал.Кальтенбрунер,эта лиса в адмиральском мундире прекрасно знает.что от  него хотят.Равнятся в коварстве с этим маленьким .но таким опасным человеком очень трудно.Не зря его называют Двуликим Янусом.Никогда не знаешь .о чем он думает и что замышляет.                –Какие у меня гарантии?Я хочу быть уверен.что буду оправдан и мне вернут мое звание и дадут сражаться за Германию!-« Немного пафоса не помешает.Тем более.что все они думают цитатами колченого Геббельса!»подумал про себя Канарис                .-Вы почему-то избегаете упоминать нашего фюрера-мрачно заметил Кальтенбрунер                -Для меня Германия и фюрер-едины!-отчеканил  адмирал.прямо глядя в лицо собеседника -Разве это не так?Разве можно думать иначе?-едва улыбнувшись продолжил он.                -Да .конечно…-прокашлялся Кальтенбрунер-но вы не ответили на мое предложение.Что мне передать фюреру         .-Что я всегда остаюсь его верным солдатом и готов пролить кровь для победы….                -Я не об этом…я же сказал.почему я здесь                -Обергруппенфюрер.я всецело готов поставить все  свои возможности и умение на службу…но я должен быть уверен.что буду оправдан и возвращен в ряды вермахта!             -Мы бы хотели убедиться в степени вашей лояльности…прежде   чем….                -Но .если меня в чем-то подозревают.то какое может быть доверие к моим словам…..Как только я выйду из этих стен.я готов тут же  начать  работу по всем известным мне направлениям.вовлекая ваших людей на всех уровнях.                -Эрнст!Вытрясите из него все что он знает.Эта коварная крыса решила покинуть наш корабль и  причалить к берегам Англии!Я никогда.вы слышите-никогда.не потерплю ,чтобы коварный предатель ошивался в руководстве нашей разведки!  –Мой фюрер!Он очень хитер и коварен!Если я не дам ему никаких гарантий-он ничего не скажет..Уже много дней он морочит голову нашим следователям…и они ничего не могут сним сделать.Правда.мы не применяли к нему методы устрашения..-Так примените! Он враг рейха!Если это нужно для рейха…Попробуйте с ним поговорить и убедить его так.              .-Может лучше…пусть это сделает Шелленберг?                -Вы –глава имперской службы безопасности!Он не станет говорить с человеком ниже его по статусу…Если нет… все равно….я никогда его не помилую!!!!!!!Это мое окончательное решение и я от него не отступлюсь!                Сейчас сидя против Канариса.Кальтенбрунер понимал.что без гарантий  ничего он не добьется.Он поднялся.одернул китель                -К сожалению.я должен буду доложить фюреру .что мы ни о чем не договорились                -Почему?Я готов выполнить все.что прикажет фюрер.но только не здесь…..                Перед отъездом.Кальтенбрунер изъявил желание ,в последний раз,поговорить с Канарисом.В тюремном дворике они стояли друг против друга.Огромная фигура шефа имперской безопасности нависала над невысоким.худощавым адмиралом.как бы заслоняя от него солнце.Разговор снова не получился.Кальтенбрунер не выбирая выражений,в ультимативной форме потребовал признания вины и выдачи секретной документации.Махая пудовыми кулаками и не утруждая себя аргументами…Все попытки адмирала вести диалог.ни к чему не привели.                Невысокого роста.в довольно опрятном.как для такого случая. сером гражданском костюме,седой человек с пронизывающим взглядом.Таким в последний раз он запомнил адмирала Вильгема Канариса-бывшего главу абвера.а ныне заключенного тюрмы Фюрстенберг Канарис вернулся в свою камеру.Он сел на кровать и задумался.Возможно был смысл пойти с ними на сотрудничество…ведь обещают.Но он слишком хорошо знал этих людей и знал.что от них ничего не зависит.Все решает фюрер!Он готов сдать им агентуру о которой они просят.Но ведь  это ничего не даст!Ровным счетом!Когда-то молодым офицером,он вот так же сидел в итальянской тюрьме и там ему грозила виселица.Тогда ценой его свободы стала жизнь бедного и доверчевого падре Антонио.который так хотел навернуть его к истенной вере….Он усмехнулся.Тогда..Теперь это не пройдет.Как он играл раскаявшегося грешника!Сколько в этой игре было истинного раскаяния.Как приучал охрану  к тому.что часами лежал неподвижно .утнувшись лицом в тюфяк…А охрана,надо признать.была  настоящая.Неподкупная!Бедный доверчивый падре Антонио!Он падал перед ним на колени и плакал… и из глаз котились настоящие слезы..ручьем.а тот гладил его голову своей старческой сухонькой ручкой и утешал.Когда же в очередной раз он нагнулся…Все произошло на удивление  быстро.Шея у падре оказалась какая-то сухонькая и он только смотрел своими водянистыми глазами….с таким удилением!Все закончилось благополучно!Не для падре.конечно…тогда он избежал петли…Тогда….а сейчас.Нет доброго и наивного падре.а есть крепкие ребята в черной форме.И в  раскаяние они не поверят.Да и сил уже нет…и желания.                Этот взбесиввшийся маньяк не простит ему…Уже только за то.что не предотвратил покушение.а уж ,если всплыло  то,что знал об этом…петли не миновать.А ведь он мог сбежать.Мог.Но вряд ли далеко…Шелленберг явился к нему вместе с бароном Фелькерзамом.Талантливые ребята!Фелькерзам работал у него,а сейчас –правая рука у Скорцени.в его Фридентале.А ведь родился в Петербурге!Вальтер –самый молодой и талантливый генерал разведки…Понял ли я цель визита?Конечно понял.Все таки Вальтер не такая сволочь,как те.кто его послал…Он ;мущаясь.обяснил цель визита.да она и так была ясна.И даже пообещал сделать все .что в его силах для встречи с рейхсфюрером Гиммлером..Вряд ли Гиммлер его послушал…Изложив все,он вдруг негромко произнес                - Если господину адмиралу угодно сделать другие распоряжения… Я буду ждать в этой комнате в течение часа — за это время Вы можете предпринять все, что Вам заблагорассудится. В своем рапорте я укажу, что Вы направились в спальню, чтобы переодеться!                Милый Вальтер!Это было очень приятно услышать.Может он хотел дать возможность застрелиться…вряд ли он думал о возможности моего побега.Это расстрогало-давно не приходилось видеть подобного благородства.Может надо было это сделать?Не пришлось бы сидеть сейчас в этой камере в ожидании смерти…они скорее всего придумают какую-то позорную процедуру.Мясники!Но стрелять в себя…                Ему вдруг пришло .как бы на это отреагировала его жена Эрика.Поджав губки,она бы изрекла что-то вроде;-Вилли!Ты всегда был недостоин  носить мундир немецкого офицера!Потому ты и пошел в разведку.где больше ценится коварство.но не благородство!                Она любила унижать его!Он вдруг улыбнулся.Спорить с нею было скучно и он старался избегать  ссор.стараясь бывать дома.как можно реже.Только один раз он не сдержался.когда…                -Ты сын греческого торговца,случайно ставший адмиралом.У тебя все мелкое!Твоя душонка и даже твой рост!Жалкий маленький Грек!                Вот тогда он не сдержался.Она никогда не выдерживала его взгляд.так было и в этот раз                -Да я сын греяческого торговца!И в отличии от  многих-адмирал флота!Да я создал этот абвер…. из того.что было и что не могли сделать коренные пруссаки!Мою душонку трогать не смей,а мой рост…Ты только его рассмотрела?За столько лет?Раньше он тебя не смущал!                В дальнейшем он предпочитал общаться с дочерями.Они любили его таким .как он есть!И не только они!           Мадрид.Трокадеро.Сцена в огнях!Звезда!Мата Хари!Он даже вздрогнул.так ярко все представил…как будто только вчера.Она смотрит надменно и даже вызывающе…только внечале!В отличии от Эрики,ее никогда не смущал его внешний вид или манера общения.Она ведь его любила!Много раз  просила бросить все и скрыться от всех…только вдвоем!Это было приятно слушать….А ведь это и из-за него ее расстреляли…она стала слишком опасна!Может она прокляла его в последние минуты?Он вздохнул.Как странно устроен этот мир!Она –рядовая разведчица,шпионка…большинство своих удачных оперваций провела в постели!Ее расстреляли!Она стала легендой!А вот он.адмирал Вильгельм Канарис,создавший из скромного отдела вермахта,мощнейшую разведслужбу скорее всего.будет повешен.Странная штука жизнь.Сейчас ,когда у него много времени,адмирал все чаще уходил мыслями в прошлое…Он поймал себя на мысли,что перед смертью.человек всегда  вспоминает свою жизнь.Значит пришло и его время!Пока он находится здесь в Флоссенбюрг,шансы остаются.Мизерные ,но шансы….Они еще надеются…и он наадеется.А ведь его вначале встретили здесь .как гостя…Следователь Кренц долго не мог найти приемлимый вариант допроса.Он прекрасно знал.кто перед ним сидит и понимал,чем ему грозит ошибка.Как любой полицейский,осознавал.что  отступление на миллиметр и-он труп!Ни Мюллер.ни Кальтенбрунер не спешили давать санкции на  применения методов устрашения…                -Вы должны  максимально объективно выяснить все обстоятельства возможной причастности адмирала Канариса к покушению на нашего фюрера!                В этом распоряжении не было намека  на то в каком направлении вести следствие,вернее сказать-как вести…допустимые методы..Было указано звание и очень смущало  это»максимально объективно»….Это был не просто подследственный,а человек.обладавший огромной незримой силой.В начале их общения.на столе появлялся кофе.Адмирал улыбался и отвечал на все вопросы.не пытаясь.что-то оговаривать или отказываться.Наоборот.Казалось.что он проявляет искренний интерес и готов во всем помогать следствию.Все было хорошо.Пока не позвонил начальник гестапо группенфюрер СС Мюллер                -Кренц,как ты думаешь.на Восточном фронте легче получить Железный крест,чем в тылу?                -Но.группнфюрер…                -Кренц!Все.что ты мне прислал.не стоит ровным счетом ничего!Абсолютно!У тебя находится в руках дело государственного преступника!Пить с ним кофе я мог бы и сам!Мне нужны результаты!Кто.с кем.когда.где.почему.каким образом-вот .что требуется…это то чем мы занимаемся1Ваши опусы не дают таких ответов!Он просто вас дурачит!                -Могу ли я.группенфюрер…применять…                -Если уверены в результате.вы можете все…меня не интересует кусок фарша.с которым нельзя будет говорить…вы можете лишать его сна.угрожать…если вы не знаете,что делать,-я направлю другого.более сообразительного следователя…Мне не нужен его труп…если он виновен.то должен болтаться на виселице!На виселице!И доказательства должен мне предоставить ты,Кренц!                -Я понял.группенфюрер!                Про себя подумал «Конечно,требовать легко…А ведь до этого сам пытался его разговорить и не где-нибудь, а на Принц-Альбрехтштрассе…За четыре часа-никакого результата…и это при том ,что адмирал отвечал на все вопросы!»-но начальству так не ответишь.                С этого момента все изменилось!Со стола исчез кофе.а допросы стали длиться  бесконечно долго и сопровождаться криками и угрозами.Иногда поднимали ночью и установив лампу.прямо в лицо.задавались одни и те же вопросы.Кренц сам потерял цвет лица и глаза у него были красными.                -Господин следователь.а вам не кажется странным.что вы стали на меня кричать?-спокойно спросил адмирал .Это вывело из себя оберштурмбанфюрера.Он впервые ударил подследственного.Этого подследственного!Допрос следовал за допросом.Часто следователь сам не понимал смысл вопроса. так как пользовался  кем-то составленным опросником.Меры содержания ужесточились.В камере адмирал вынужден был одевать наручники и кандалы.Но он оставался всегда франтом.Ему разрешалось носить даже галстук.Шансов на освобождения никаких.                Они продолжают настаивать на своем.Этот следователь.судя по всему получил указания из Берлина .любой ценой выбить из него признания.но им нужно  не это....Им надо мои связи.Они надеются сломать меня физически и морально.И даже не понимают,что тем самым  помогают мне приготовиться к смерти.Трудно представить.что есть шансы выйти отсюда.Нивно полагать,что они выпустят  после такого прессинга!Вопрос только ,когда ввсе это кончится.                С каждым днем  он все больше привыкал к мысли о неизбежности смерти.Неотвратимость ее вошла в сознание и теперь главным был вопрос.как встретить неизбежное.Рядом с его камерой №22 .в камере №21 находился датчанин по фамилии Лундинг.Офицер.Порядочный человек.Сегодня они опять перестукивались по   особой тюремной азбуке.Когда ты в полной изоляции.то любая связь с другим человеком-уже большой подарок. После отъезда Кальтенбрунера, следователь допускал физическое воздействие.Это их методы!Они не умеют работать головой.Кулаки-это их главный аргумент и главное умение.Они не понимают,что человек,испытывающий боль,во избежания этого насилия будет согласен подписать.что угодно…Нет .он не собирался подписывать что-то угодно…Ощущение боли будило в нем ненависть и осознание того.что они-его враги.А с врагами он привык бороться по –своему…Канарис не оставил ни один вопрос без ответа.на каждый он находил ответ.Но…это только бесило следователей!И не могло не бесить тонкому  и изощренному интелекту.им было нечего противопоставитьНачав приминять физическую силу,они лишили меня всяких иллюзий.которые .впрочем.я испытывал только в начальный период следствия.Теперь они пытаются выбить из меня хоть что-то…Моя судьба скорее всего решена и только вопрос времени,когда я загляну в глаза Вечности.Если мне приведется предстать пред Господом….Да грешен!Грешен.Господи!На моих руках есть кровь…осознаю!Кровь падре Антонио и моей несчастной Маргарет!Моей Мата Хари!...Много людей пострадало из-за меня…осознаю и каюсь!Каюсь Господи!Но самый большой грех мой,что служил.верно служил…но ведь осознал…грех.что не поднялась рука…как когда-то на добрейшего падре,земля ему пухом и царство ему небесное!Неужели все это он сказал?Да.если даже подумал…Смерть приходит к каждому…по-разному.но к каждому.К ней мало кто оказывается готов…особенно к мученической.Нельзя привыкнуть к казалось бы неизбежному…всегда не хватает чуть-чуть..Он вдруг вспомнил .как не хватало ему в детстве пару минут.чтобы выспаться…А было  оно это детство?Кажется…было.Приехал штандартенфюрер СС Хуппенкотен и значит скоро все кончится..Когда-то бывали в одной компании и тот пытался вести с ним беседы о разведке…он почему-то считал себе большим специалистом в этом вопросе…люди часто ошибаются в отношении себя и любят преувеличивать свою значимость.Но он –доверенное лицо Мюллера…значит конец близко.  Он  сидит на допросе  и смотрит на меня.Желваки на лице выдают его состояния.которое передается следователю.Они не играют в доброго и злого-я для этого  не гожусь…Кивком голову он отправляет следователя  из камеры-Я приехал сюда.чтобы в последний раз предложить  сотрудничество и жизнь-он и сам не верит в то .что говорит и моя улыбка вызывает  злобу.Удар отработан и восстановить дыхание очень трудно…Еще удар и голова идет кругом.а вглазах плывут красные круги.Лицо деревьянеет и где-то издалека слышен голос-Ты сволочь.предавшая фюрера и Германию!Очень трудно открыть окровавленный рот  -Я всегда служил только Германии!Свет вдруг померк  и наступила темень.В камере кое-как пришел в себя…одежда была мокрая.Наверное облили водой.смывая кровь.Попробовал нос…больно.А чего я хотел? Наверное-это и есть конец.»Думаю.это последний допрос…избит…сломали нос»Надо перевести дыхание…умеют бить.сволочи.Только бить!Костоломы!Надо успеть.сегодня.сейчас!»Я умираю за Германию,как офицер вы меня поймете!Моя совесть  чиста1Я не хочу поражения своей родине.а только освобождения от этих маньяков.ведущих ее в пропасть…я это понял еще в 42 году.но ничего сделать не мог».Возможно другой возможности не будет.а это сделать надо…»Прошу передайте моей семье.что им не надо за меня стыдится…что я умирая.думал о них» Дочери будут плакать.а вот Эрика…но попрощаться надо!Ложиться спать не имело смысла…отосплюсь еще! Там!Но все же усталость взяла свое и сон коснулся измученного адмирала.Он уснул сидя.так меньше ощущалась боль от полученных ударов.Удар в дверь и вращения ключа развеяли легкий сон-На выход1Быстро1-заорал высокий рыжий эсесовец.-Стоять1К стене!Затем с него быстро сняли наручники и кандалы и они остались лежать у дверей камеры.-Пошел1Сегодня они очень стараются показать свою грубость,значит…Вот и Остер и Штрюнк…это конец!В канцелярии.во главе стола.сидел Хуппенкотен-Подойти!-послышалась команда.-Вильгельм Канарис 1За измену родине и фюреру вы приговорены к смертной казни через повешения!-Я всегда служил Германии…-Раздеться!До гола!Здоровущая рука схватила за ворот…Утро было прохладным.Во дворе ярко горели лампы. Предстояло пройти несколько шагов и-в вечность.Несколько человек составляли  зрительскую аудиторию.С древних времен находились индивидумы.получающие удовольствие от лицезрения чьих-то предсмертных судорог.В сотороне лежали небрежно сколоченные гробы из нестроганных досок.В них уже лежали повешенные до него…»Совсем не по-немецки…»вдруг пришла мысль.-Ты подлый предатель!Тебе место на виселице!-услышал голос откуда-то из толпы»Вот оно проявление верноподданичества….»Он обернулся.но так и не понял кто это был.                — По приговору Народного суда!.. —услышал он и даже вздрогнул от неожиданности.Читающий не отличался хорошей дикцией.Он даже шепелявил чуть-чуть. — Исходя из тяжести преступлений совершинных бывшим адмиралом Вильгельмом Канарисом…лишить его всех званий и наград…предать смерти путем повешения… как врага и пре
дателя рейха!И вдруг он увидел,что .что крепыш-палач приспосабливает необычную петлю…это был металлический ошейник.Последнее унижение.которое ему придется пережить…
— Я не предатель! — выкрикнул Канарис.Звук его голоса был слабым.но его услышали-Я патриот своей родины и умираю за Ге…-лука палача зажала его рот.На шее он ощутил холод стали.Вырваться не было никакой возможности…последний вздох…как он хотел,чтобы он был последний!Он чувствовал нехватку кислорода..сознания то покидало.товозвращалось…все плыло..тело конвульсивно вздрагивало…. Полчаса продолжалась агония»маленького адмирала»Великий разведчик.двуликий Янус  унес в могилу свои секреты  .