У каждого свои тараканы

Оля Сома
Самые занятные разговоры начинаются в компании, где встречаются три мира. Три разных культуры, три взгляда на жизнь... почему именно три?
Наверное потому, что если спорят двое, каждый остается твердо убежден в своей точке зрения и считает другую кардинально противоположной, антиподом себя и своей жизни, своих взглядов.
Если разговор ведут трое, то каждый из собеседников понимает, что есть как минимум две других модели мироощущения, мировосприятия. Он перестает воспринимать с отрицательным взглядом изложенное другими двумя собеседниками. А с какими то моментами каждого из них возможно даже согласится.
Почему трое а не больше? Наверное это совсем неудобная ситуация, когда вдруг в разговоре вынуждены участвовать четыре разных стороны. Добровольно в таких дискуссиях люди не любят участвовать, ибо подсознательно считают что трое с противоположными взглядами не доставят ему удовольствия от разговора. И обычно предпочитают уйти или молчать, переключившись на другие задачи.

Итак, трое.
Предположим. Хоккеист, боксер и гимнаст.

Хоккеист: Не мыслю жизни без своей любимой команды. Мы знаем друг друга, мы зависим друг от друга. Выходя на лёд перед матчем важно забыть все обиды и разногласия. Мы превращаемся в единую силу, сплоченный механизм где у каждого своё место, своя роль. Мы уважаем друг друга, но вместе с тем идет какое-то внутреннее соревнование, что добавляет остроты игре. Кто лучше сделал пас, кто смог вытащить шайбу, кто забил сложный гол... А после игры празднуем вместе, или огорчаемся вместе и решаем что было не так... Но наверное в этом и есть суть жизни - выть частью своей команды, получать от этого радость.

Боксер: Я всегда один на один с противником. Никто мне не поможет кроме самого себя. Я один во время тренировок, даже если в зале есть много других спортсменов. Я понимаю, что всё внимание должно быть направлено на внутренние силы и ресурсы, на понимание своих возможностей, на умение рассчитать свои силы. Мне некому будет дать пас чтобы противник переключился на него. И каждый раз неизвестно, насколько подготовлен мой соперник. Какая у него техника, сила удара, насколько он выносливый. Каждый раз выходишь на ринг готовый ко всему, к неопределенности. Никогда не знаешь что будет. Считаю что в спорте как в жизни - не нужно ждать помощи со стороны, всегда рассчитывать только на себя. А когда ты уверен в своей силе, в том что один можешь справиться со всеми сюрпризами жизни и проблемами, уверенность в себе и даёт то чувство спокойствия и счастья.

Гимнаст: У меня нет соперников на ковре кроме самого себя. Всё что от меня ждут - это безупречного выполнения сложных элементов. Меня некому поддержать, команды тоже нет. Я так же надеюсь только на себя, но... всегда и на тренировках и на соревнованиях у меня один противник - я сам. И не получится списать проигрыш на противника, на плохую игру команды... Вся ответственность только на мне. Только я и ковёр. Тренировки, бесконечное повторение элементов, давно знакомых и новых. Бесконечное стремление к безумно точной правильности исполнения. Чувствуешь что всё твоё тело превращается в машину, в робота. Бесконечно долгие повторения программы сводят с ума от монотонности. Зато потом, когда ты всё это прошел и добился хороших результатов, ты понимаешь, что всё в жизни достигается бесконечной работой над собой. Насколько ты смог справиться с собой, настолько хорошим будет результат. И в жизни так - только бесконечная работа над собой приносит результаты, только она приносит радость. Надеяться только на себя и винить в неудачах тоже только себя.

Хоккеист: Не согласен. В жизни можно многого добиться работая над собой, но без друзей что это за жизнь? Откуда взяться радости и счастью в одиночестве.

Боксер: Всю жизнь нельзя надеяться на других. Друзья конечно хорошо, но так ли они важны когда каждый день сталкиваешься со своими новыми проблемами. Ни один друг не обязан решать твои проблемы. Это нелепо.

Гимнаст: Друзья и команда конечно хорошо, они радуются вместе с тобой. Но я не могу забывать о том, что вся моя команда еще и мои конкуренты. И если я не справлюсь, они мне никак не помогут.

Хоккеист: Друзья нужны для того чтобы выручать в трудную минуту. Иначе что это за друзья, если они разделяют с тобой только радость. Получается твоя команда тебе вовсе не друзья.

Боксер: Как у вас всё просто. Одно дело конкуренты. А у нас случается так, что приходится быть друг другу противниками. Никогда не пробовали бить друга ради выигрыша? Вы могли бы после этого оставаться с ним друзьями? Всё сложно, иногда проигрываешь не потому что слабее, а потому что не смог ударить товарища. А он смог.

Хоккеист: Так друзья не поступают. Это нелепая ситуация. Нельзя с таким мириться. Средневековая дикость.

Гимнаст: А я верю. Повторюсь, надеяться можно только на свои силы. Кто сильнее морально и физически, тот и побеждает. Но вот вряд ли потом какая-то дружба останется...

Хоккеист: Моя душа - моя команда. Счастье - уверенность в каждом из них. Это моя вторая семья. Не завидую вам, ребята, вы лишены возможности чувствовать себя частью коллектива и разделять с ними победы и поражения.

Боксёр: Моё душевное спокойствие - в моём умении достойно принимать все сюрпризы судьбы, пусть даже они не будут приятными. Счастье - ощущение себя в этом мире как сильного и готового ко всему, не боящегося перемен. Не надеющегося на кого-то. Каждый день - это новый бой с неизвестностью. Не хотел бы я зависеть от кого-то.

Гимнаст: Иногда хочется поддержки товарищей. Но... не хотел бы я зависеть от их спортивных результатов. Не хотел бы я проиграть выполнив свою программу на высшие баллы, когда они выступили бы плохо. Нет уж, я привык надеяться только на себя. Мои достижения - моя бесконечная работа над собой. И она навсегда останется со мной. То чему я научился не сможет изменить кто-то другой. И в этом моё спокойствие. Я знаю что могу. И уверен в себе. Не хотел бы я зависеть ни от команды, ни от неизвестного противника. Счастье в стабильности и спокойствии.

Вот как-то так...
Но всё же их миры были довольно близки. А если...

Итак, трое.
Предположим. Строитель, художник и молодая мама.

Строитель: Есть точный план работы. Технологию нельзя нарушать. В этом смысл успешной качественной работы. Всё по порядку, всё для чего-то предназначено, у всего своя функция. Беспорядок даже в мелочах может погубить всё, весь многодневный труд нескольких бригад. И придется всё разбирать и переделывать, иначе ничего не получится.

Художник: Это ужасно - всегда всё делать так как уже было. Для меня неприемлемо любое повторение. Это остановка, когда нет нового, нет и движения вперед. А смысл жизни - всегда стремиться к саморазвитию, постоянно что-то менять, совершенствовать, не бояться пробовать новое. Без риска нет удачи.

Молодая мама: Ой уж нет. Риска мне в жизни еще не хватало. У меня на руках новая жизнь. Человечек, который всецело зависит от меня. Всё должно быть проверено временем и другими мамами. И даже это не спасает от внезапных обстоятельств. Когда только начинаешь привыкать к роли мамы, всё кажется новым и неизвестным. Раньше никогда не встречались тебе такие проблемы и задачи. И это похоже на гонку. Пытаешься успеть приспособиться к новой жизни, к новым обязанностям, приобрести необходимые навыки, сделать всё правильно. И очень страшно ошибиться. Ведь не всё можно исправить.

Строитель: Если ты не владеешь профессией, никто не допустит тебя до работ. Это немыслимо. Техника безопасности важна и обязательна. И конечно недопустимо, если все работники будут делать всё как хочется им. Нет, однозначно, только в порядке, спокойствии и последовательности может быть истина. И жизнь тоже не терпит нарушения правил. Мир устроен по своим правилам, по которым мы все живем. Нарушаешь правила жизни - рушится всё, что ты строил.

Художник: Нельзя загнать в рамки правил и учебников живые чувства человека. Нельзя объяснить и научить его любить что-то. Мир разнообразен и предоставляет каждому свободу выбора своего пути, своих поступков. Мир живой и всё постоянно меняется - чувства, настроение, приоритеты...

Мама: Да уж, часто всё меняется и не всегда в хорошую сторону. А что-то остаётся постоянным. Постоянное чувство ответственности, страха за ребенка, желание дать ему только самое лучшее. Если это всё внезапно пропадет, мир рухнет. Но это постоянство стремлений. Фактически же всё меняется. И опять же нужно успеть перестроиться под новые условия, быть готовым к выполнению новых задач. Иногда эта гонка так утомляет...

Строитель: Спокойствие в порядке, в устоявшихся правилах. В них смысл и счастье. К этому надо стремиться.

Художник: Без новых идей нет развития. Иногда так долго ждешь когда тебя посетит озарение и придумаешь что-то новое. Так угнетает монотонность и повторение. Счастье - умение придумывать и изменять мир вокруг себя, делать его лучше.

Мама: Счастье рядом. И оно требует всё твоё внимание и время. Временное спокойствие до новых перемен, а потом решение новых задач... к сожалению их не избежать. Приходится узнавать что-то новое каждый день. Счастье рядом, а мир живет своей жизнью. Всё меняется, и в этой гонке надо не забывать любить. Это важно.

И что теперь?..
Все правы, у всех своя истина, свой мир. Разнообразный, многозадачный.

Не люблю глупых высказываний типа "я не такой как все".
Ты совсем дурачок? Открой глаза, посмотри вокруг. "Все" они да, они не такие как ты. И они тоже не похожи друг на друга. Конкретно каких "всех" ты имеешь в виду? Если ты отождествляешь людей с серой однородной массой, то наверное ты чего-то не знаешь. Каждый уникален. Каждый ищет свой путь в этом мире. У каждого свои "тараканы в голове", которые и ведут его в итоге к построению своего жизненного пути. Прислушайся к своим тараканам)))  И иди.