Харьковский квест в конце лета

Александр Товберг
1
Вот ещё один город звякнул монеткой в копилку памятных впечатлений.
Планы на посещение первой столицы были давние и серьёзные, но, как обычно, подходящего случая не выпадало. А чтобы он выпал – его нужно было спланировать – попытаться подтолкнуть в спину, чтобы он захотел себя проявить и оправдать. От первого толчка он увернулся и не захотел мне помочь, но во втором раунде вольной борьбы я его всё же дожал.
Просто так «побомжевать» по миллионному Харькову, не зная города, - глупость несусветная. Значит, нужен поводырь, то есть проводник, а лучше – гид, а ещё лучше – экскурсовод. В лице друга таковой обещался непременно быть. И – ви-шенкой в дырке от бублика – зря, что ли, еду? – неплохо бы хоть немного хоть где-то хоть у кого-то себя показать и других посмотреть, пофестивалить, значит. Но с фестами последнее время – туговато, проклятый коронавирус не даёт разгу-ляться. Однако – дожатый случай! – смилостивился и подкинул шанс: Андрей Костинский аккурат в пятницу решил про-вести первую тусовку недавно организованной им сотоварищи литгруппы «СТОслов». Ну и я своё виртуальное мнение к ним сунул – на ФБ в виде комментатора-правдоруба (язык мой – враг мой), и немного смешных стишков выложил на обозрение группы. А потом – вот и поездочка! Обожаемый мною принцип загнать двух зайцев сработал, я показал тор-гашу-случаю язык, он улыбнулся, и не оставил меня с носом.
Из Краснопокровска в город Ха добраться несложно – автобусных рейсов достаточно. Но есть существенные нюансы, как то – цена, время в пути, комфорт. Согласитесь, тарахтеть 300 км на чуде отечественного автопрома, богом данного «Богдана» – удовольствие сомнительное. 
«Балувані ви, дядьку!»
«А шо, волами на телеге? 21-й век, говорять, на дворе!»
Я выбрал вариант – частниками на «бусиках» – дешевле, быстрее, и если вам надо пораньше – самое то. Правда, из кучи объявлений дозвониться удалось только по двум номерам. Безответные перевозчики потом не перезванивали, хм… Впрочем, и этот дядька, который  меня записал, не перезванивал вплоть до позднего предпоездочного вечера, хотя обещание перезвона было. Пришлось самому ковать своё счастье, - мне подтвердили, что всё норм, уточнили авто, время выезда и место, где меня заберут. Но всё же, должна быть у извозчиков какая-то заинтересованность процессом за-работка на человецех?,  или я не прав?...
Заинтересованность была, ага.
Утром – сюрпризец: 9-тиместный бусик (с учётом водителя) оказался заполнен маменьками и папеньками, везущими своих чад, поступивших в вузы города Ха, обустраиваться в общежитиях. Мне пришлось быть десятым – на задних (отно-сительно широких) сидушках. Я человек скромной и миролюбивой комплекции, так что нормально втиснулся между двух тётенек приблизительно моего масштаба. Однако, поддержал соседку, возмутившуюся этаким беспределом. А если бы я оказался габаритами с Вирастюка, например!? Но, историческая поездка не имела сослагательного наклонения.

2
О, метро, – современное, техническое олицетворение Аида!... Никуда от тебя не деться в большом городе, придётся спуститься в подземное царство. Шумное, толпливое, с обязательным масконошением, со злыми пожирателями денег – автоматами для билетов (а у меня – карточка – на, ешь, злой турникет!), эскалаторами и обитателями подземных киосков-забегаловок. Здравствуйте, клаустрофобия и агорафобия и куча неизвестных науке фобий, в результате которых возникает эмоциональный стресс и паралич воли. Но из состояния комы помогает выйти фобофобия, то бишь – фобия фобии фобий. Усилием логических уморазмышлений ставишь себя перед фактом – иного не дано, надо ехать, ибо метро – это быстро, просто, надёжно, ну и боле-мене дёшево…
Короче, не заметил, как пригрохотал на площадь с виртуальным названием – Конституции, впрочем, любое название – условно, и от перемены вывесок содержание не меняется. Как не меняется мой географический кретинизм. Старт был в верном направлении, а вот тут уже меня начало водить и шатать по площади, как стрелку компаса в зоне магнитной аномалии. Ведь мой-то провинциальный компас по-прежнему оставался настроен на Краснопокровск, а это всё же был Харьков. Потому и пошёл я вразнос.
Накрапывал лёгкий, приятный дождик, а я нарезал круги,  ища хостел «Мажор», в коем забронировал койкакое кой-коместо. Когда же выдохся, стал приставать к прохожим, интуитивно выбирая на вид неспешащих по делам местных жителей. Они-то меня и сориентировали в нужном направлении. Возможно, как Алиса в Зазеркалье, я бы однажды вышел  к цели, но «чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее», а у меня и так уже язык на плече болтался, и ноги с головой обещались раздрай устроить. Поэтому я внял советам, развернулся корпусом в обратном направлении, и поскакал на улицу Сумскую, номера домов которой начинались, вопреки моей провинциальной логике, в обратном (убегающем) от площади Ко, направлении. Благо, недалеко возвращаться пришлось.
Но тут опять возникло лёгкое недоумение: номер дома был, а столь необходимого мне заведения – тю-тю. Ломануться во двор? Но калитка на решётчатых воротах – под кодовым замком. И – о чудо! – она открывается, выходит молодая пара, я – к ним, они – да вот же ваш объект – бар «Mason», а там – по ступенькам – наверх. Прикольно, в масонских заведениях я ещё не бывал.
Поднялся по ступенькам – на двери приклеена бумажка «хостел», номер телефона и видеофон, ну точно – тайное об-щество. О, это фееричное заведение стоит отдельного рассказа!
Жму кнопку вызова, меня впускают – а там – опять ступеньки, ещё этаж – опять видеофон – блин, куда я попал!? – вы-зываю – и – о чудо! – комната администрации. Меня впустили, захожу, здороваюсь, рекомендуюсь, грю, мол, «я к вам и вот по какому вопросу», мол, кроватку бронировал этцетера. Девушка хрупкой внешности, в коротком платьице, но прямого, административного, характера пробивает меня по инету – есть такой, всё норм. На милом русском:
-Паспорт,.. ага… Будете заселяться?
-Ну а чё я в такую даль ехал-то?
-Вас устроит верхняя кровать с иностранцами?
Я слегка опешиваю, что за свальный грех?, у масонов, какими бы они мажорами не были, вроде б сие не поощрялось.
-Ну в комнате с вами иностранцы живут.
-Ну устроит, - грю, куда деваться, я ж не жить сюда прибыл, а так, временно…
-За вещи не беспокойтесь, у нас всё под видеонаблюдением, чинно, благородно. Она показала мониторы компьютеров, которые отображали картинки с растыканных везде видеокамер. -Оплата сразу, если передумаете, деньги не воз-вращаем.
-Ну понятно. К этому я готов.
-Курите?
-Давно – нет.
-Это хорошо. Но балкон для курящих у нас есть. Распитие спиртных напитков – запрещено. За несоблюдение правил – принимаем меры. Сменная обувь, полотенце есть?
-Нет, я ж того,.. не знал…
-Артём, выдашь полотенце, - в сторону молодого помощника рабоче-затрапезного вида. – А шлёпки можете купить, 30 гривен.
-Не вопрос, - грю и думаю, во как дёшево, не может быть. И правда – такого быть не могло, так как мне всучили тапочки «отельного» типа 46 размера, коим, как оказалось потом, цена – 5,50, а оптом и того дешевле. Ну так ить, бизнес, куда деваться…
-Постель будете брать?
-Ну как бы, спальный вагон всё-таки...
-Артём, и постельное  возьми, отведи человека, покажи место.
«Хоть за полотенце и постельное не содрали, - сам себе мыслю,  - не, ну а чё ты хотел за такие смешные бабки в центре города в таком крутом хостеле!?»
Поднялись мы с Артёмом ещё на один этаж вверх, - похоже, фирма крутая, раз все этажи выкупили под странноприим-ный дом. В коридоре – специфицкий запах сразу шибает в нос от полочек с многочисленной обувью. Входим через ви-деофон. Вот моя просторная  комната – три пары двухэтажных кроватей со стороны окон, две пары – от стены.  Вентилятор шпарит, воздухи гоняет.
И – да… Я сразу понял, что у меня было устаревшие понятие слова «иностранцы». По ходу, в этом гетто белой  туземной вороной был я один. Среди негров (или как там надо толерантненько – африканцев?), обретались ещё пакистанцы (возможно – афганцы?), турки и прочая мусульманская молодёжь.
А ля коммуналка дружбы народов. Это даже не плацкарт, а общий вагон.
Я вообще-то космополитичен и неприхотлив, но – ни стульев, ни тумбочек, кроме корзины для сумок под кроватью не нашёл – чистая дешёвая функциональность. Правда, на этаже есть три туалета, душевая, столовая  с плитой, столами, чайником, холодильниками, хозкомната со стиралкой и утюгом. Надо отдать должное – за чистотой следят, полы регу-лярно моют. Нарушителей режима выгоняют: при мне девчонка из обслуги выселила, путём стаскивания с кровати, не-коего пацана-пакистанца, уж не знаю за что, но видно, достал. На его месте сразу объявился новичок. Иностранный кон-тингент, как видно, долго не задерживается. Очевидно, приезжают подрабатывать то ли в турецких ресторанах, то ли курьерами, то ли ещё зарятся на какие-то малооплачиваемые работы. Возможно и на учёбу. Причём едут группами това-рищей, конечно, так легче выжить.
Ни бельмеса не понимая на русском, о мове вообще разговора нет, они срываются из своих стран параллельного мира и бегут к нам, в страну (уж не знаю, какого), но вероятно, по их меркам, явно мира не третьего.
Интереснейшая тема, которую, насколько помню, глубоко не копал ни один украинский журналист. 
Омывшись с дороги, оглядев туалет и душ – нет ли камер?, (м.б. и тут подсматривают?, а потом в инет сливают?), и возвращаясь «домой», я случайно открыл дверь в соседнюю полутёмную комнату, сказал «ой, извините» и юркнул в свою. А потому что рядом было женское помещение. За мной никто не погнался, но я понял, что мне с комнатой ещё повезло. В соседней же не было сплошного окна во всю стену, и по площади она была явно меньше! Ну, девчатам не привыкать, они – создания хоть и нежные, но выносливые. Причём, думаю, по скорому рассмотрению, особи наши, отечественного производства, иностранок не наблюдалось. И эти «наши» афроазиатам скучать не давали.
Спустя некоторое время, в комнату влетела пацанка в неглиже (уж не меня ли бить за случайное вторжение?). Светя (пардон за правду) прыщавым худым задом, в короткой маечке и стрингах, она принялась ворковать с валяющимся в кровати пацаном-пакистанцем. Присутствующие не обращали внимания. Ну, значит, всё в порядке, решил я и отвернулся немного подремать.

  3
Слегка отдохнув на своём втором этаже от дорожных приключений и приняв соседей, как факт, я отправился к похож-дениям местного порядка. Перед этим внимательнейшим образом изучил карту местности и понял, что все основные объекты моих притязаний – в шаговой доступности. Так это же замечательно! Как всё ловко складывается, ага.
Первая цель – достигнуть то самое кафе со странным названием «Dufarin». В городе Ха – множество странных названий пищевых заведений (забегаловок, столовых, баров, пабов, пиццерий, ресторанов, кафе-кофеен-кафетериев, кав'ярень,  етс), причём писанных латиницей, - тю, европейский город, шо! Как и у нас в провинции – такая ж повальная укролатинизация.
Но с целью как-то не складывалось… Мой геокретинизм достиг масштабов идиотической катастрофы. Не иначе, как местные бесы решили надо мной вволю поиздеваться – я брёл, шёл, шагал, хренячил, нарезал круги, огибал дома, вы-сматривал названия улиц и нумерацию зданий, выруливал на перекрёстки, переходил улицы в положенных и неполо-женных местах, по светофорам и вопреки им, но к ней, родимой, не приближался ни на сантиметр. Да, у бесов сегодня был праздник с фейерверком и пир духа. А у гения места – выходной, отгул или загул, не знаю – что, но помогать он мне явно не собирался, ибо храпел без задних ног, типа пузатого старейшины-генацвале в моей хостельной комнате.
Тогда я плюнул, сдался и призвал на помощь мобильную фею из навигатора. И мы принялись блудить-блукать  уже на пару с её направляющими командами. Прохожие на нас не оглядывались, они были привычны к разного рода чудакам, разговаривающим матерным диалектом с мобилками. Ибо ничего, кроме выразительных междометий после очередного сусанинского часа у меня на языке не вертелось.
Похоже, я довёл навигацкие спутники до сошествия с орбит своими лихими поворотами и разворотами, хаотичными метаниями по спиралям и замкнутым кругам. Черти ржали до икотки, гений местности, разбуженный их бедламом, сбе-жал к друзьям в другой город, и только фея честно продолжала подкидывать направляющие подсказки. Но логические контакты её электронной логики были закорочены, а женскую логику конструкторы ей не вживили. Значит, ситуацию нужно отпустить, и сесть на пенёк, то есть на скамейку в парке и зажевать реальность знаменитым пирожком.
Логистика местности никак не складывалась в моей голове! Она, местность, была не линейной, абстрактной, к ней сна-чала надо было привыкнуть, освоить, принять, сжиться с ней и вжиться в неё, а уж потом, измученного, - она должна была сама впустить в своё бессознательное зазеркалье.
Круговорот жизни вращался. Я наблюдал за его движением, вспоминал бродяжества в Донецке с его простой линейной перспективой, в приморской горно-паутинной Ялте с неожиданными тупиками и улочками, упирающимися в джунгли. Собирал весь этот опыт, скатывал его в клубочек, чтобы потом отбросить – пусть катится, авось доведёт, как языческая мова до Киева.
Живой  русской мовой я и воспользовался. И добрые люди помогли нам с навигаторшей. И паззл сложился в картинку. И у вывески «Дуфарин» фея проснулась, и сообщила преприятнейшую новость, мол, маршрут окончен. Я поблагодарил её за бесценную помощь, воздал хвалу небу, облакам в нём, спутникам-GPS, прощально помахавшими нам солнечными панелями, и уверовав, что теперь-то уж не заблужусь, ибо понял суть бытия, измочаленный, побрёл в сторону «дома».
На веру надейся, а софию не теряй. Эти несколько часов блужданий натрудили мои нижние конечности до нытья и хруста. Закоулками, всё с большим пониманием ориентируясь в местном зазеркалье, без навигаторши и без приставания к прохожим, я выбрел в сквер Победы и выпал в осадок на лавочку у фонтана Зеркальная струя, у храма Жён-мироносиц – да это три в одном. Фух!..

4
До выхода на связь друга и гида по совместительству, Иван Иваныча, который восстанавливал силы после возвращения из Одессы, времени было достаточно. Соответственно, представилась возможность и мне пережевать увиденное (и соответственно пополнить свои силы) вместе с очередным бонусным волшебным пирожком и мультисоком. Очередной уровень квест-игры был пройден. 
Всё же не зря я приехал пораньше и полдня проблуждал по городу. Не поступи я так – и со своими весёлыми похо-деньками на литмероприятие добрался бы только к следующему утру. Теперь же всё будет прекрасно и удивительно.   
Пока что – побалдею, понаслаждаюсь  последними бархатными деньками уходящего августа. В очередной раз послежу за муравейником. Ну уже понятно – муравьи всех национальностей и верований обретаются в миллионном городе, неофициальная столица всё же – с кучей вузов, возможностью разнообразной работы, в большой степени перетянувшей на себя функции Донецка.
Снуют экспресс-курьеры на самокатах, великах, мопедах – доставляют страждущим всякие пиццы-шаурмиццы и прочую скорую снедь. Молодёжь всех субкультур фланирует, впитывая свободные дни и часы перед новым учебным годом. Муниципальные полициянты работают – дежурят в парках, выписывают штрафы автомобилистам.   
Если сравнивать города, в которых довелось побывать – Киев, Днепр, Запорожье (Одессу исключаю из этого ряда – давно и неправда), – Харьков обволакивает исцеляющим бальзамом истосковавшуюся по странствиям и впечатлениям омертвевшую душу.
Интересно, что, в отличие от Киева, в Харькове бомжей я практически не видал, попалось несколько, очевидно, завсе-гдатаев, здесь, в сквере, мирно дремавших на лавочках. Да один оборванный «хасид» – возле синагоги… И – чистота. Только ли потому, что – центр? Может, на окраинах – страх и ужас, завалы и хаос, но здесь – не вру, ей-богу – благолепие и благорастворение воздухов!
Что напрягало? – под домами, на балконах – грозные таблички, предупреждающие об опасности обвала, ссыпания штукатурки етс – шедевры архитектуры не вечны. Но к опасности падения неслучайного кирпича на голову быстро при-выкаешь.
Здания же – смешение жанров – модерн, классика, конструктивизм, и готика, и соцреализм, и, конечно же, современ-ный хай-тек, активно наступающий на древность. Многие здания, имеющие историческую ценность, охраняются госу-дарством – прикреплёнными на них табличками. Но к каждому дому табличку не приколотишь, особенно – в центральной части города, поэтому «прогресс», перемалывающий кирпичи истории – неумолимо наступает в виде современных коробок или – наоборот – архитектурных изысков, - как пожелает заказчик.
Лишний раз убедился, что в одиночестве бродить по миллионному городу нет смысла – нужно ехать с экскурсией или – в гости к обжившемуся здесь другу.
Иван вышел в эфир во второй половине дня. Договорились встретиться «под градусником» хотя бы за час до кафешного литмероприятия . «Градусник» – одно  из культовых тусовочных мест Харькова. А я-то, утром выскочив из метро на Историческом музее, его-то – слона! – и не заметил…
Плохо, что на  этом культовом месте – ни деревца, ни кустика, ни навесов. И день-то не самый жаркий был, а  я чуть в шашлык не превратился, каково же тут назначать свидания в летнюю жару!? 
И вот – ура! – почти год не виделись, соскучились по общению, и, совмещая приятное с полезным, отправились курси-ровать поблизости.
Гений места вернулся, черти успокоились, фея-навигаторша ушла делать маникюр, а мы  первым делом зашли в фир-менный магазин харьковской бисквитной фабрики «Ведмедик», коему в этом году – 101 годок стукнул. Мебель в магазе и обстановку удалось сохранить со времени основания сего заведения торговым промышленником Жоржем Борманом. Внутреннее убранство – типа Елисеевского в Москве. Попили чайку и затарились сладостями. Успели ещё немного про-бежаться по – уже историческим – местам моего недавнего блуждания – теперь осмысленного. Запечатлелись на фоне исторического здания «Донугля» с Кавалеридзевскими духами-шахтёрами на фасаде.
Подошли к памятнику пламенному большевику Николаю Скрипнику, подивились прихотливости истории, и роли лич-ности в ней, ведь не выступай Николай Алексеевич во времена становления советской власти в Украине за национализа-цию и против ДКР – был бы сегодня на декоммунизационной свалке, а так вот – маємо фактически героя державы. Пе-ребил звонком наши размышления Андрей Костинский – не потерялись ли мы? Но всё шло по плану, к кафе подгребли вовремя. Собирался народ. Наконец-то моё виртуальное знакомство с Андреем перешло в реальное.
Поднялись на второй этаж – небольшой  зал и столики – уютно, неожиданно много набилось народу. Всё то же смеше-ние возрастов, перетекающее в смешение жанров.
Мы с Иваном – в числе почётных выступантов. Порадовали халявные сок-кола-вода и конфеты. Голосовали за конкур-сантов по списку в несколько приёмов. Голоса разделились, но мнения совпали. Музыкально-голосовое сопровождение создавало соответствующий настрой. А достойным призёрам, кроме дипломов, ещё и денежные премии выдали! Очень даже неплохо вышло. Эх, был бы Харьков поближе к Краснопокровску – да хоть каждую неделю мотайся – литературной жизнью дышать.
Предоставлю отчётное слово Андрею:

«27 августа, в последний пятничный вечер лета-2021, литературный портал 100 СЛОВ от старта в интернет-пространстве перешёл к старту реальному, а именно – провёл свой первый литературный вечер с конкурсом, призами и специальными гостями.
Почти три часа поэзии, живого общения, скрипки и гитары, пения арии и авторских песен в уютном кафе «Dufarin» не оставили никого равнодушным. Вход при этом был свободный.
Ведущий вечера Виталий Ковальчук, дав интервью телевидению, начал конкурс в два тура с указания регламента и объявления участников, а их оказалось два десятка. Во второй тур проходила половина выступающих – это определяло честное голосование всеми присутствующими.
Пока шёл подсчёт голосов, выступили гости – великолепная Дарья Ткаченко (скрипка), известный поэт-сатирик Вла-димир Глебов, поэт и музыкант Влад Святаш, донбасские поэты, члены Межрегионального союза писателей Алекс Берг (Покровск) и Иван Нечипорук (Горловка), а Вероника Загоскина исполнила Арию Мистера Икс из оперетты "Принцесса цирка".
Разные поколения, разные стили и подачи - такие литературные встречи очень важны для обмена опытом, для зна-комства с поэзией друзей по перу.
Важно было донести свои произведения, используя все возможные способы. Так, Елена Го читала под мелодию, специ-ально написанную под ее стих, а Ярослав Титенок подал свой текст песней.
Победителем конкурса предсказуемо стал Ковальчук.
Второе место заняла Елена Го, третье разделили поэты Тюльпа и Александр Мельник.
Призеры получили денежные призы.
Запомнились своим выступлением финалисты – Анжела Арсенова, Анна Щербак, Екатерина Экозьянц-Атрошенко, Ольга Семёнова, Ярослав Титенок и прошедшие в финал через он-лайн голосование Анна Соболева и Ирина Арапова, а также выступившие в первом туре Татьяна Алексеева, Лилу Амбер, Диана Должко, Надежда Иванова (Мирабелла Го-зар), Ксения Кандул, Оксана Кошелева, Дина Мильчакова, Виктория Молодыко, Сергей Невский, Галина Фадеева, Свет-лана Ефремова.
Было здорово, что в едва вместившем всех присутствующих кафе большая часть была из зрителей!
Первая такая литературная встреча, превзошедшая все ожидания, побуждает проводить подобные вечера регуляр-но. Ждите анонс!»

Ну а потом, чтоб уже по полной добить этот насыщеннейший день, мы пошли в турецкий ресторан с говорящим назва-нием «Хан Едан». «Hanedan» переводится с турецкого, как «династия». Отправились в него не потому что – любители турецкой кухни, не потому, что после хостеловских соседей мне не хватало экзотики, не потому, что решили состояние промотать, не потому,.. а потому что – работает там Иваныч, дежурит по ночам. И мы сидели дооолгооо, общаясь, делясь новостями и впечатлениями, до последнего посетителя, почти до нуля часов. Хозяин – главный Хан Едан, или как его там, очевидно, человек либерального настроя, нас не выгонял и с вопросами не приставал.
Тихой сапой пробрался я в хостел, думал все спят – ага, щас, тусня шла полным ходом под храпёж толстопузого ста-рейшины – очевидно, профессионального спуна и храпуна. Но мне было по фиг, и сон накрыл меня сладковатной пеле-ной.

5
По законам сериального жанра, надо бы не вываливать одномоментно всё произошедшее, а растянуть хотя бы на не-сколько серий. Но чё мне-то, как автору квест-впечатлений, выпендриваться? Я что вижу – о том сразу и пою, одновре-менно и мысли по ходу действия по полочкам раскладываю, по верёвочкам развешиваю. Да что вываливать?, - вчера всё вывалилось, а сегодня – остатки банкета. Потому – о втором дне харьковских побредушек можно сказать – побродили-поглядели – знатно! Ну всё, о чём ещё поведать, разве что руками развести и попрощаться, ручкой помахать?
Но я таки попробую набросать мелочи в копилку впечатлений.
Итак, проснулся я под тюркский коленчатый храп старейшины нашей интернациональной комнаты. Смугло-и чёрноко-жая молодёжь угомонилась и спала спокойно до тех пор, пока в комнату не ворвалась некая бой-баба с короткой стриж-кой, славянской наружности, этакая Бригадирша. На русской прокуренно-сиплой мове она принялась расталкивать непо-воротливых азиатско-африканских пацанов. Оказывается, у них сегодня, была договорённость выехать на природу, на речку покупаться (суббота – выходной?), она уже и такси заказала, а эти неуклюжие н;руси всё чухаются. Особенно – один упирался, но и его в итоге она растормошила и практически в спину вытолкала на местную природу. Мда, есть ещё женщины в наших селеньях… Своих им мужиков, что ли не хватает?.. Отряд бы таких бригадирш забросить куда-нибудь в Африку ли, в Азию ли – они бы им там экономику подняли. Странно только, почему у нас у руля таких бой-баб нету, а всё больше слабоумные мужики-задроты какие-то, ориентированные на госкормушку.
Комната практически опустела. Остались несколько не входящих в шайку персонажей, один из которых постелил коврик у глухой стены и совершал намаз. Я тоже решил последовать его примеру, то есть сбежал в привычный сквер Победы – перекусить и насладиться влажным фонтанным воздухом. Ноги (как бы это каламбурно не звучало) уже отошли после вчерашнего квеста и были готовы к очередному забегу. Нужно было только моего гида дождаться.
И начался наш марафон, конечно, от турецкого ресторана. Программа была не такая насыщенная, как вчера, тем не менее, посмотрели многое. Может показаться, что бродили мы сумбурно – метались туда-сюда, может, на самом деле так и было, а я просто перечисляю запомнившееся, нужно ли его выстраивать в бухгалтерский отчёт? Нет, это, скорее, отчёт для себя, ну и для тех, кому-то он будет интересен, кто захочет проведать город Ха.
Прошлись мы по набережной к слиянию Харькова и Лопани, к так называемому харьковскому пешеходному мосту – нелепой белой железной конструкции на растяжках-тросах, помогли железному чёрному человеку у здания Метростроя поднять колёсную пару, побывали у памятника апостолу Андрею, поставленному на деньги Януковича и его команды (помните, был такой президент?, для него закон (типа декоммунизации), не придумали, всё впереди ещё), вернулись в центр, фоткаясь с памятниками на Площади Поэзии, побывали  в Саду им.Шевченко, нашли муралы Леонида Быкова, Людмилы Гурченко (спрятанные между высокими зданиями), Кузьмы Скрябина, насладились старинной архитектурой улицы Дарвина, множество домов на которой построены по проекту архитектора Бекетова, муралов которых почему-то ещё не нарисовали.
Чтоб не свалиться с усталых ног, перекусили в сравнительно недорогом вьетнамском кафе супом с прозрачной, прак-тически невидимой, лапшой и супом с очень даже видимыми грибами. Допинг подействовал, дополненный волшебными пирожками, можно двигаться дальше.
Из особо запомнившегося – впечатлил Сад скульптур на Максимилиановской улице – перед входом нас встретил Бул-гаков, беседующий с разжиревшим котом Бегемотом.
Да, вот так идёшь себе, идёшь, - дома-подъезды-ворота-арки – мимо-мимо-мимо – входишь во двор под длинным арочным проходом – а внутри уютно, зелено, гостиница спряталась, и встречают тебя писатели-коллеги из прошлого, до которых не дотянуться ни по росту, ни по времени, ни по таланту, фактически ставшие не только историческими фигурами литпроцесса, но и персонажами самих себя и других, о них пишущих. Грех не сфоткаться с классическим литбомондом. Здравствуйте, Пастернак, Маяковский, Есенин, Цветаева. И Тальков, ей на гитаре бренчащий, а она отвернулась, не слушает, мол, тоже мне, бард! Вот Высоцкий – другое дело, но он куда-то от нас сбежал, не нашли. Кто был ещё? Воло-шин, Бунин, Толстой, Достоевский, Окуджава. Малороссы тоже были, но не выглядели внушительно – Тарас Григорич, конечно, Сковорода, Леся Украинка, зачем-то Столыпин, были маски писателей Серебряного века. Всех не упомнишь. Были – мы, и был некий улыбчивый иностранец, говорящий только на «инглиш» или «френч», любезно запечатлевший нас с Николаем Гумилёвым.
Очередное неизгладимое впечатление (о хостеле уже было) оставило посещение кафе «Париж» – великолепно спро-ектированное заведение во французском стиле, я бы дизайнерам за разработку антуража, создающего настроение, кроме архипремии, отдельный личный респект в виде катарсиса презентовал бы. А тут ещё и кинозал имеется. Сидишь, кофиёк попиваешь и Де Фюнеса или Ришара смотришь, ну или кто там в репертуар затешется. Нам синему не крутили, но кофий мы откушали. Недёшево, конечно, но оно того стоило.  На какой воде готовится сие caf; fran;ais не знаю, может и на местной – «Роганьской», кою и к нам возят цистернами. А в городе Ха по городу разбросаны водоматы с этой фирменной водицей – кидаешь копеечки – и пей, сколько влезет! Очень удобно!
Бродили мы мимо разрушающихся старых зданий, ждущих своего хозяина, затянутых принт-тряпками, вот развалятся, а их потом за бесценок выкупят, перестроят или снесут, в центре ведь. Современная общепринятая практика.
Забрели в один из пустынных (агонизируя, книга продолжает отмирать?) книжных магазинов, подышать книжным воздухом. Нашли там издания донецкого фентезиста Владислава Русанова, что порадовало. А вот биографию Александра Башлачёва с его стихами я так и не нашёл, увы.    

6
Время вечерело. Программа максимум была выполнена.
Билеты на вечерний обратный автобус заказал по инету (правильно сделал, потом не пожалел – людей набилось при посадке до фига, даже стоячие были) – дороже, чем на маршрутке, путь длиннее, но комфортнее и – ночью – поспать можно. Смысла оставаться ещё на следующие полдня я не видел.
В хостеле попытался поваляться перед тем, как поваляться в автобусе, но храпливый старейшина (нет, не спал, не хра-пел!), но эмоционально разговаривал на тарабарском языке, постоянно повторяя слово «генацвале». Хотя никаких гру-зинских черт, как ни старался, я в нём не разглядел. Нужно было готовиться отчаливать. Я соскочил со своей верхней полки, он извинился за громкую речь:
-Слюшай – друга звонит, сто лет не опчались!
-Да общайтесь, ради Бога, - брякнул я, подумав, что может, надо было сказать «ради Аллаха?»
Нужно было предупредить хостельную администрацию.
Меня впустили.  Кроме уже известной админши, на столе сидела дива в чёрном коротком платьице, на вольную ка-менщицу она явно не тянула. Местные нравы продолжали удивлять. Стараясь на неё не пялиться, объяснил, что справился с делами быстрее, чем планировал, и на ещё одну ночь оставаться не буду.
-Денег мы не возвращаем, - сразу сказала админша.
-Не в деньгах счастье.
-Ну, постельное сдадите и всё.
И всё. Одноразовые тапочки оставил в коридоре – может, кому-то пригодятся?... Прощайте мажорные масоны, прощай дружба народов, счастливо оставаться. Я еду домой, а вы? Чего здесь ищете, бездомные кочевые народы, что вас заста-вило сняться и приехать в наше захолустье? Где ответ? Нет ответа. Наверное, там у них ещё хуже, а мы-то думаем – у нас…
Теперь нужно не заблудиться в метрополитене – доехать в правильную сторону! На 6-ю автостанцию, это там, где я вы-саживался, Индустриальная, конечная метро (или – начальная).
С успехом удалось! Вот только темнота на вокзале – не сразу сориентировался, блин, где фонари!? Неужто нельзя ос-ветить хотя бы выход-вход и направление к автовокзалу?, ну да ладно… Когда теперь ещё побываю во второй столице, и побываю ли?, тайна, покрытая дорожным мраком…

30.08.,2-14.09.2021   

 
ГОРОДУ Х

Гарный город с русскою душою
Околоеврейскою судьбой
Жидкою вьетнамскою лапшою
Афро-пакистанской голытьбой

Кухня дня нарезала отрезки
И сварила варево в мозгу
Мы немецкий кофе по-турецки
Пили на парижском берегу

На сумской масоны сумували
Лымари по рымарской брели
Ну и мы гуляли – генацвале –
На краю всепушкинской земли

Благорастворение поэзий
Штаммы мандельштамов во дворах
Отдаляли дело от болезней
Приближали к скорому «пора»

Метрополитеном в метрополье
Я сбежал расшатанный обрат-
новый город памятью заполнил
Устаревший фотоаппарат

7-8.09.21