Август. Девушка, опера, мастерок

Светлана Самшина
Моя мама закончила новосибирское строительное училище в пятидесятых годах прошлого столетия.
 Вряд ли она мечтала о строительстве зданий, просто, когда они с подружкой после окончания семилетней школы прибыли в областной центр, то спросили у постового милиционера, где находится ближайшее учебное заведение. Постовой и показал. Девчушкам очень понравилось: в училище было общежитие для обучающихся, столовая и униформа. Учиться им тоже нравилось.
 Тем более что культурному воспитанию будущих строителей уделялось большое внимание, и они регулярно посещали оперный и другие театры города.
Оперу, как я понимаю, мама полюбила всей душой.
 Потому что, с детства помню арии, которые она напевала, готовя на кухне. Особенно запомнились: «Тореадор, смелее в бой!», «О дайте, дайте, мне свободу, я свой позор сумею искупить!» и «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну!»
Петь в нашем доме вообще любили и гости, и родители. Слушать пластинки тоже. Но патефон в нашем доме не задержался, помню один красивый, в чемоданчике, с названием «Отдых». Мне было лет пять. Родители принесли его вместе, торжественно поставили на стол. Включили, поставили пластинку. Весь вечер мы наслаждались песнями в исполнении Людмилы Зыкиной: «Женька», «Молодой моряк» и другими. А потом их пригласили на свадьбу, и они его аккуратно сложили на место и подарили молодым. Видно больше было нечего.
Поэтому пели сами. Пели часто. Когда выключали свет, папа пел с нами в темноте песни, чтобы нам не было страшно. Начинали всегда с «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», а заканчивали «Звездой рыбака».
На стройке в поселке Камчатской области мама проработала штукатуром маляром десять лет. Не один дом построен и отремонтирован в посёлке её руками. Конечно же работа была тяжёлой. Особенно зимой. Но она никогда не жаловалась. Да и не принято тогда было жаловаться.
 И вообще они всегда были весёлыми, молодыми, красивыми, даже в робе. Я так любила, когда мама приходила домой в робе. От неё так вкусно пахло мелом и штукатуркой. Я любила отколупывать от робы маленькие кусочки штукатурки.
После рождения брата, мама на стройку уже не вернулась и до последних дней жизни в посёлке работала в КБО, мастером пошива верхней мужской одежды.
Мама белила потолки с кисточкой в одной руке и открыткой в другой! И все! И ни одной капли побелки не падало на пол!
На всю жизнь мама сохранила тёплые отношения с друзьями строителями. С прорабом дядей Славой родители дружили семьями, а к маминой подруге Гале мы даже ездили в гости в Майкоп, куда она потом переехала. Подруга строила с мужем дом и родители вызвались помочь и нас на солнышке погреть.
А оперные арии остались нам с сестренкой на память. Иногда поем.

Фото из семейного архива.