Альбина Сберегаева. Любимый Чемоданов и другие

Нина Писарчик
Хохма - очень российское явление. Как и анекдот, который в сжатой форме доносит не только смешную сторону явления, но обязательно подоплёку и вывод, то есть идею, без которой анекдот - не анекдот, а хохма. Не нужно путать со стёбом - ни анекдот, ни хохму. К чему тут драбблы, которые подразумевают литературную зарисовку-эскиз? В перечисленных жанрах имеются границы, ощутимые, как кажется, всеми, а возможно, только старшим поколением, знакомым с чисто советскими (обострёнными в тот период) разновидностями юмора и сатиры: в них всегда существовал подтекст, второе дно, а бывало, и третье. Итак, произведение Альбины Сберегаевой о Чемоданове - именно хохма. Действует такой забавный, безвредный персонаж, в меру нелепый, но в целом положительный. Имеются у него и недостатки, сопряжённые с нашим временем. Единственный сын одинокой матери, свет в её окне, не пытающийся вырваться из удобного домашнего плена. И ни при чём тут невысокая его зарплата - подавленное либидо довольствуется журнальным портретом красотки над кроватью, и дальше эротических снов дело не идёт. Самые понятные для него женщины - старухи-пациентки, его боготворящие (продолжение мамы). Понемногу на свет выплывают и другие неблаговидные стороны героя, пусть и безобидные. Мелкое жульничество - например, история побега из поликлиники под видом трупа или фотосессия с лыжами, трусость - и перед ликом начальства, и перед лицом реальной опасности в случае с хулиганами или увлечённость плевками с высоты на проходящую реальную жизнь (не для брезгливого человека сцена). В общем, хохма - она хохма и есть. Констатирует нелепости, не претендуя ни на мораль, ни на высокие идеалы. Читать - да, забавно, но с какого-то момента становится скучно, потому что нет развития - герой статичен, эмоции ровные, язык постоянен.