Петроэлектросбыт как зеркало маркетинг-креатинизма

Андрей Девин
     «Мало ли в Бразилии Педро!.. И не сосчитаешь!». Эта фраза из ставшего классикой телефильма давно стала крылатой. Применительно к нынешним рыночным реалиям её можно слегка видоизменить: «Мало ли в Питере "Петро..."!». Коммерческих и государственных структур, отразивших в своём названии географическую принадлежность, пруд пруди. Однако вряд ли хоть одна из них может сравниться по известности и влиянию с «Петроэлектросбытом», чья неустанная подвижническая деятельность обеспечивает гражданам доступ к электроэнергии. Можно без всякой натяжки утверждать, что не найти в городе на Неве никого, кто избежал бы знакомства с этим региональным энергетическим монополистом.
     Ещё одна фраза — которую нередко используют в репортажах: «Старожилы помнят...». Так вот, старожилы помнят, как лет тридцать – сорок назад оплачивалось потребление электроэнергии в квартирах. Для тех, кто подзабыл или вовсе не застал тех времён, небольшой экскурс в историю. Под рукой всегда имелись небольшие пустые бланки (формата менее А6 в современном выражении), куда граждане самостоятельно вносили предыдущие и текущие показания счётчика, вычисляли разность и умножали её на тариф, таким образом определяя сумму к оплате. Затем этот заполненный бланк присовокуплялся к другим таким же (квартплата, газ, телефон) для одновременного осуществления всех платежей.
     С тех пор утекло немало воды, и не только в Неве. Появился интернет, разнообразные электронные устройства, именуемые на новоязе гаджетами, развились сетевые средства коммуникации. Казалось бы, созданы все предпосылки для того, чтобы облегчить и упростить оплату расходов на коммунальные нужды. Как бы не так! Новации вводятся в первую очередь для возможности более эффективного обирания граждан, причём на абсолютно законных основаниях, и вряд ли удастся найти более преуспевшую в этом организацию, чем «Петроэлектросбыт».
     Ещё один небольшой экскурс в историю. В упомянутые стародавние времена электроснабжением в городе, как и взиманием платежей, занималось предприятие под названием «Ленэнерго». Располагалось оно в престижном здании в самом центре города — у Марсова поля, что не могло не сказаться при проведении рыночных преобразований в стране. Если кто не помнит или не знает, этими преобразованиями руководил всемирно известный реформатор Анатолий Борисович Чубайс, одним из направлений деятельности которого в тот период была жёсткая замена повсеместно распространённого бартера на оплату живыми деньгами. То, что этими живыми деньгами мало кто тогда располагал, в расчёт не бралось.
     В целях более эффективного выжимания денег из клиентов и направления финансовых потоков в нужное русло предприятия энергетики были разделены на производственные и сбытовые. Разумеется, подавалась такая реформа под предлогом более эффективного использования существующих энергетических мощностей, необходимости модернизации и замены изношенного оборудования и прочими привлекательными обоснованиями. Относительно «эффективности» умолчим, обратив внимание лишь на примечательную деталь: ежегодно представители «Ленэнерго» рассказывали о громадных убытках, а в СМИ проходила информация о миллиардных прибылях и миллионных премиях топ-менеджменту. Что и говорить, надо быть искусным кудесником, чтобы грести деньги лопатой при «убыточности» вверенной организации. Ещё одна примечательная деталь: руководству организации, видно, настолько мешали бороться с убыточностью проходящие мимо здания трамваи, что по решению городских властей пути к Конюшенной площади были полностью демонтированы. Кстати, впоследствии такая же участь постигла многие трамвайные линии, по невероятному стечению обстоятельств проходившие вблизи районных администраций, отдельных коммерческих структур или в престижных районах, предуготовленных для строительства элитного жилья и бизнес-центров. Понятное дело, солидные господа трамваями не пользуются и более заинтересованы не в доступном для горожан транспорте, а в собственных удобствах проезда и парковки.
     Уместно вспомнить ещё одну важную особенность прошлых лет: за состоянием квартирных счётчиков следила сама снабжающая организация, проверяла их работу и при необходимости бесплатно (!) заменяла. Почему раньше старинным счётчикам доверяли десятилетиями и не устраивали регулярных поверок, а теперь эту обязанность «на законном основании» (ну как же иначе!) повесили на жителей, остаётся лишь догадываться. Впрочем, ответ лежит на поверхности: зачем же отказываться от масштабного бизнеса по продаже счётчиков самых разнообразных моделей, да ещё с регулярными принудительными платными услугами по их поверке? (Кому интересно, могут ознакомиться с публикацией 2014 года «Как всех поставили на счётчик»: http://proza.ru/2014/06/24/1936).
     Впрочем, это небольшое отступление сделано лишь для рассказа о том, с какой целью и в каких условиях появился на свет вышеупомянутый «Петроэлектросбыт». К описанию некоторых сторон деятельности этой организации теперь и вернёмся, а точнее — к платежам за предоставляемые услуги.
     Здесь вновь не обойтись без очередного исторического экскурса, правда, существенно более близкого по времени. Ещё не так давно в городе существовала возможность свободно и без дополнительных комиссий оплатить счета за коммунальные услуги во многих отделениях банков. Но кого будут тревожить доставленные рядовым гражданам неудобства, когда на кону контроль мощных финансовых потоков? В результате банки были лишены права приёма платежей без комиссии (а то и совсем), зато в городе появилось множество центров с вывеской «Петроэлектросбыт», где можно оплатить счета всех коммунальных служб без дополнительного сбора. Но... только за наличные! Возможность оплаты при помощи банковской карты появилась лишь в 2020 году, да и то касается не всех платежей. Чем «Петроэлектросбыт» заслужил фактическую монополию на приём денег от жителей многомиллионного мегаполиса, пусть выясняют специальные госструктуры типа антимонопольного комитета, хотя, скажем прямо, надежд на этих прикормленных контролёров немного.
     Однако вернёмся непосредственно к платежам. Птенцы гнезда Чубайсова не посрамили светлое имя реформатора и с завидной эффективностью продолжили дело по отъёму у граждан излишней наличности, проявляя порой чудеса изобретательности.
     Одной из таких гениальных придумок стал перенос крайней даты платежа за электроэнергию на более ранний срок — на 20-е число текущего месяца — при том, что на протяжении многих лет в качестве такой границы выступало 30-е число и (внимание!) на обороте счёта крупными (!) буквами написано: «Рекомендуемый срок для передачи показаний прибора учёта — 25-е число». Воистину правая рука не знает, что делает левая, впрочем, нечему удивляться, когда весь мыслительный процесс подчинён одной задаче — максимально эффективному отъёму денег у клиентов.
     В обоснование переноса на 20-е число, вероятно, могут быть приведены очередные байки про необходимость обработки поступивших платежей до конца текущего месяца, про стремление обеспечить более равномерную нагрузку на пункты приёма платежей и прочее бла-бла-бла.
     Чтобы оценить красоту замысла, придётся в очередной раз немного отмотать назад. Как обычно оплачивают коммунальные услуги законопослушные граждане? Дождутся, когда придут все счета, соберут их в кучку и оплатят за один поход в пункт приёма платежей ближе к концу месяца. Срок этот указан не с потолка, а определяется примерным графиком поступления счетов и указанными в них сроками оплаты. К слову, почему-то газ, воду, отопление можно оплатить до 10-го числа следующего месяца, а вот «Петроэлектросбыту» с некоторых пор стало просто позарез необходимо получить до 20-го числа текущего. Может, в связи с очередным «переформатированием» в новое юридическое лицо — на этот раз в АО «Единый информационно-расчётный центр Петроэлектросбыт»?
     Как сказано выше, ранее крайний срок оплаты электроэнергии практически совпадал с концом текущего месяца и не слишком далеко отстоял от 10-го числа следующего, что если и вызывало неудобства, то лишь повышенным скоплением людей в пунктах оплаты в последнюю неделю месяца. Что имеем теперь? Плательщик имеет право выбора: либо таскаться в пункты приёма платежей дважды в месяц — сначала для оплаты электроэнергии до 20-го числа, а потом ещё раз — когда придут остальные счета, либо посетить эти «святые места» с вывеской «Петроэлектросбыт» лишь единожды, допустив незначительную просрочку. Цена вопроса относительно невелика — за экономию времени придётся заплатить небольшую сумму в качестве пени. Трудно даже представить, какие душевные страдания испытывали эти сборщики дани в течение целого года, пока из-за коронавирусной пандемии действовал введённый государством мораторий на штрафы за несвоевременную оплату. Тем же, у кого, по мнению «Петроэлектросбыта», плоховато с памятью, он всегда напомнит звонком по телефону или СМС-рассылкой. Пустячное дело — обзвонить всех жителей мегаполиса, на тарифе практически не сказывается, не так ли?
     Скажем прямо, фантазия энерго-манагеров работает не только над выдумыванием разнообразных способов добычи денег. С некоторых пор счета за электроэнергию приобрели вид, более напоминающий поздравительные открытки — с цветными изображениями на лицевой стороне. Вероятно, подобный художественный ход призван доставить получателям счетов исключительно положительные эмоции. Для закрепления эффекта внутрь ещё вложена парочка листовок с рекламой предприятий, имеющих к энергоснабжению такое же отношение, как лошадь Пржевальского к Большому театру. Впрочем, интуиция подсказывает, что тут в очередной раз проявилось вбитое этим уважаемым джентльменам в подкорку стремление извлекать выгоду любым способом откуда угодно.
     Однако формированием устойчивых денежных ручейков от рекламы и штрафов за несвоевременную оплату креативность манагеров «Петроэлектросбыта» не ограничилась. Следующий ход восхищает своим изяществом. Вопрос к аудитории: какая связь между электроснабжением и капитальным ремонтом дома? Никакой? Ответ неправильный. Связь есть, и очень даже явственная. Выражается она в том, что с недавних пор оплата электроэнергии и взносов на капитальный ремонт осуществляется по одному платёжному документу на основании договора между «Петроэлектросбытом» и некой некоммерческой организацией под названием «Фонд — региональный оператор капитального ремонта в многоквартирных домах».
     Лица, принимавшие решение о таком объединении, вероятно, не в последнюю очередь рассчитывали, что теперь гражданам не удастся уклониться от уплаты взноса на капремонт. Комментировать действия этого «Фонда» нет нужды, там тоже не лыком шитые окопались. В качестве иллюстрации можно ознакомиться со страницей ответов этой организации на вопросы жителей (http://fkr-spb.ru/node/1068). Выдающийся образец современного юридически-маркетологического крючкотворства, а уж на форме платёжного документа креативность авторов оттопталась по полной: для понимания, откуда взялись там те или иные суммы, среднего ума явно недостаточно. Уже не вызовет удивления, если следующим шагом станут платные консультации по разъяснению сих творческих фантазий.
     Кстати, для сведения. Теперь при оплате взносов за капремонт «Петроэлектросбытом» взимается комиссия «за услуги» (что характерно, навязанные). Чтобы исключить всякие инсинуации и грязные намёки, получение взносов за капремонт (а заодно и пени!) упомянутый «Фонд» передал «Петроэлектросбыту» не за красивые глаза, а «по результатам конкурса». А вы как думали? Всё должно быть исключительно по закону! А в какую сторону повернуть это «дышло», определят компетентные господа.
     Осталось прояснить ещё один вопрос применительно к этому объединённому платёжному документу. Как сказано выше, в нём указан срок оплаты электроэнергии — 20-е число текущего месяца. А строчкой ниже — срок оплаты взноса за капремонт. И что же вы думаете? Там стоит 10-е число месяца следующего! Есть желающие сходить в пункт оплаты дважды с одним и тем же платёжным документом?
     В публикациях СМИ появились сообщения ещё об одной инициативе: объединить в одном платёжном документе все платежи по линии ЖКХ — естественно, исключительно «для удобства населения». Удастся ли провернуть такое объединение, покажет ближайшее будущее. Как можно судить из тех же публикаций, ещё не до конца решены некоторые вопросы, связанные с распределением полученных средств между организациями, предоставляющими те или иные услуги. Понятное дело, финансовые потоки — это святое, тут торг может идти долго.

     В заключение вернёмся к упомянутой в самом начале материнской структуре — «Ленэнерго». Для этой уважаемой организации выстроено новое внушительное административное здание, носящее гордое имя «Башня Лидер». По странному стечению обстоятельств силуэт этого 42-этажного небоскрёба сильно напоминает оттопыренный средний палец. Типа, имели мы вас всех. В виду...


     VIII.2021