Кхмер и рис, или Душа Камбоджи

Светлана Сук
«Ты запомни сынок золотые слова: рис всему голова, рис всему голова», - это фраза, безусловно, может служить неофициальным гимном как для Камбоджи, так и для любой азиатской страны. «Как можно всю жизнь есть рис три раза в день?», - удивляются европейцы. «Как!!! Ну как можно обойтись без ежедневного риса?», - ужасаются азиаты.

За свою жизнь в Азии я слышала множество историй, главное действующее лицо которых – рис. Так, один мой индийский друг, молодой человек с хорошим университетским образованием, уверял, что его блестящую карьеру разрушил… рис. Дело в том, что работать над карьерой нужно было в другом штате, где, как выяснилось, не выращивают рис того сорта, к которому он привык с детства. «Их рис был другой. Его форма и цвет были непривычными. Я ел этот рис и не чувствовал синергии. Я ел и не наполнялся энергией. В таком состоянии работать было невозможно». Парень вернулся в свой штат, к своему рису, его жизнь и карьера стали налаживаться. Подобную мысль озвучила и знакомая кхмерская девушка, которая несколько лет жила в России. Больше чем холод и кардинально отличающийся уклад жизни, поразило ее отсутствие риса в ежедневном рационе россиян. После самых пышных русских застолий, с пирогами, мясом и майонезными салатами, со слов девушки, «несмотря на полный желудок, я ощущала внутреннюю пустоту». Потому что рис в Азии – это не просто еда. В отличии от западного рационализма, здесь преобладает мифологический тип сознания. А с рисом на востоке связано очень, очень много мифов и легенд.

Рис обладает собственной душой, рис имеет божественное происхождение. Это тема разнообразно развивается в азиатском эпосе. В Японии считают, что зерна, имеющие божественное происхождение, подарила людям богиня Инари. Ей возводят храмы и почитают как богиню риса. Своя богиня риса есть на Бали, на Яве и других островах Индонезии. Зовут ее Деви Шри, без ритуалов почитания богини ни обходится ни один этап выращивания и сбора риса.

В Камбодже тоже известно множество легенд, связанных с рисом. Так, одна из легенд гласит, что раньше рис произрастал из неба, а зерна сразу перескакивали в амбар (не удивительно, правда, что это придумали именно кхмеры?) Управлял всем процессом бог риса, который любил мир и покой. Однажды, забыв о почтении к богу риса, одна молодая супружеская пара устроила вблизи рисовых зерен громкую ссору. Оскорбленный, бог риса покинул людей, погрузив их в голод и отчаяние. Долго молили люди бога риса вернуться к ним. Сжалившись, бог вернулся, но теперь людям нужно было тяжело трудится, чтобы получить рис, который раньше сам прыгал в амбар. Во Вьетнаме говорят, что «одно зерно риса содержит десять капель пота». Возможно, одна из причин, почему в Камбодже не принято громко выяснять семейные отношения – это то, что людям нельзя злить бога риса.

Ничто так точно не отражает сознание народа, как его язык. Чтобы понять всю глубину отношения человека и риса в Азии, нужно немного углубиться в лингвистику. В Японии существительное «рис» и глагол «есть» звучат одинаково. В китайском языке слово «есть» имеет то же значение, что и словосочетание «есть рис». Слова «завтрак», «обед» и «ужин» звучат на китайском как «ранний рис», «полуденный рис» и «поздний рис». Китайское кулинарное искусство построено на принципах сочетания «главной» и «дополнительной» пищи. Нетрудно догадаться, что к главной пище относится рис. Именно рис оттеняет и проявляет все другие вкусы – специй, овощей, морепродуктов.

В Камбодже выращивается около 3000 сортов риса. Камбоджийский рис сорта «Жасмин» неоднократно был отмечен на международных выставках в качестве «лучшего в мире риса». Хотите познать душу Камбоджи? Ешьте ее рис! Наполняйтесь энергией риса и становитесь частью души Кампучии. Никогда не отказывайтесь от угощения рисом. И угощайте рисом гостей вашего дома. Ведь «тот, кто предлагает рис, предлагает жизнь». Так говорил Будда.
С любовью к рису, Светлана Сук