Морони. Парные портреты Бернардо Спини и его жены

Алина Алексеева-Маркезин
      Джован Баттиста Морони.Портрет дворянина Бернардо Спини и Портрет дворянки Паче Ривола Спини .ок. 1573 г. холст, масло, золото Академия Каррара, Бергамо,
(приобретены у графини Ипполиты Мартиненго Спини в 1852 г.)

     В эпоху Возрождения в центре внимания картин становятся люди. Портреты не только отмечают ключевые события, такие как брак, беременность или приход к власти, но и документируют сходство человека для будущих поколений.

    Портреты раннего Возрождения представляют людей в профиль, как изображение на римской монете или медальоне. Позже развивается более широкий диапазон до больших изображений в полный рост.

      Портреты четы Спини (Spini), Бернардо (Bernardo) и Паче Ривола (Pace Rivola) выделяются тем, что выполнены в полный рост. Бернардо был торговцем и политическим деятелем. Он изображён в строгом испанском костюме по моде того времени с резким контрастом между черной тканью и белыми манжетами. В руке  согнутый лист бумаги  и перчатки.

   Портрет его жены Паче выполнен как зеркальное отражение портрета мужа. Она представлена на нем в простой манере, без пышных одеяний и драгоценностей, в красном нижнем платье, застегнутом под самым подбородком, и верхнем платье черного цвета. Обе картины имеют одинаковые размеры и фон, поскольку в свое время располагались рядом друг с другом в доме супругов.

    Портреты графа и графини Спини Джованни Баттисты Морони всегда были вместе как парные  и считались наиболее важными портретами в период становления  художника за их психологическую тонкость и проницательную характеристику провинциальной ломбардской знати. Портреты очень ценились и хранились в семье до 1852 года, когда Академия Каррара выкупила их у последней  наследницы  графини Martinengo Спини, приобретение было организовано графом Гульельмо Лохисом.

     Портрет графини ПАЧЕ (мир) был более популярен, чем портрет ее мужа, и он выставлялся чаще, в том числе – на выставках в Париже, Лондоне и других местах. Широкую известность портреты приобрели в девятнадцатом веке, когда портреты Морони покупали для коллекции Национальной галереи Лондона. Сегодня работы Морони иллюстрируют не только хрестоматии по искусству позднего Возрождения, но и учебники по истории итальянского общества.

      Спини был представителем аристократической семьи из Альбино,  небольшого города, расположенного в семи милях к северу от Бергамо, в долине Сериана. (Альбино – родина Морони). Еще отец Бернардо Спини, Марк Антонио, часто делал заказы молодому Морони: фрески для дворца и для церкви Сан-Джулиано. Бернардо продолжил традицию. Бернардо Спини занимался текстильным бизнесом, работал в местных органах власти, занимался общественной деятельностью. Возможно, оба портрета висели в семейном дворце.

 В своем завещании Бернардо Спини признал трех сыновей, которые родились вне брака. С женой Паче Риволо Спини у Бернардо был один сын, Джованни.

 Одетый в черное, горделивый Бернандо Спини, сделавший состояние на производстве и продаже тканей, изображен в полный рост на холодном сером фоне — так раньше рисовали императоров. Надпись на портрете, золотом, сделанная после его смерти:"BERNARDVS SPINVS / OBYT MDCXII / ETATIS LXXVI", говорит о его долголетии: он умер в 1612 году в возрасте семидесяти шести лет.

   Силуэт графа, его драматическая поза, одетая в черное на сером фоне в полный рост заимствован у Тициана , который изобрел мотив для изображения императоров. Поскольку семья Спини разбогатела на производстве и окраске ткани, в некоторой степени предсказуемо, что Бернардо одет в самую роскошную одежду тонких оттенков черного, частично расшитую, с изысканными «испанскими» белыми воротниками на  шее и запястье. У него румяное лицо, рыжеватая борода и усы. Он держит сложенное письмо, возможно, свидетельствующее о его деловых интересах; или предназначен для подписи художника. Надпись неразборчива, поэтому можно только догадываться.

     Паче Риволо Спини, дочь Джованни Риволо, была обручена с графом Бернардо Спини 16 ноября 1568 и принесла с собой значительное приданое 2000 экю. Возможно, портреты были выполнены в память о свадьбе, которая праздновалась первые месяцы 1569. Шикарные детали их одежды, такие, как «испанский» воротник и форма головного убора Бернардо, стали модными после 1570, поэтому последняя датировка портретов - примерно 1573 год. Надпись золотом, которая была добавлена на портрете после смерти графини: "PAX RIVOLA SPINVS / obyt 1613 ETATIS 72 ', говорит о ее долголетии: она умерла в 1613 году в возрасте семидесяти двух лет, пережив мужа на месяц.

       Паче Риволо Спини всегда воспринималась как более интригующий персонаж, чем ее муж Бернардо. У нее лицо деревенской девушки, которая борется с неудобной роскошью своей одежды. Она носит яркий веер из черных перьев, словно не знает, куда его положить. Ее красивое тяжелое платье  сшито из красного шелка с тяжелыми золотыми вставками по центру и подолу. Ее волосы связаны красными шелковыми лентами в кокетливом стиле, который тогда был модным. На талии легкомысленный белый бант. Форма передней части платья может указывать на беременность. Из-под подола ее платья видна одна очень роскошная серебряная туфелька.

       Тон обоих портретов, часто описываемых современниками как «серебристый» изобретен Морони. Первые заказы художника приходились на время первого заседания Трентского совета , и их предписания сделать образы более понятными или реалистичными для публики были неотъемлемой частью таланта Морони на протяжении всей его жизни, будь то портретная живопись или религиозная.