2. 9 Отношение ребёнка к поглощаемой пище

Лариса Болотова
                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

 (стр. 78) «Если еда не ассоциируется с гневом и агрессивными импульсами, то поглощение, слияние с объектом не будет связываться с уничтожением объекта. Исчезновение еды не будет ассоциироваться с уничтожением …

Таким образом, уже в поглощении пищи содержится предвкушение, что это будет повторяться в дальнейшем. Как и хорошая грудь, еда всегда возникнет при необходимости, как бы сильно и энергично зубы и губы ни стремились с ней расправиться. В таком случае ребёнок не боится применять свои зубы. Их использование вызывает удовольствие, они делают то, что нужно, их активность одобряется. Так же как еда становится перевоплощением груди, зубы заменяют собой сосущие и приносящие удовольствие губы, дёсны и рот. Поглощение становиться хорошей активностью, оно приносит удовольствие и пользу, - конечно, кусание и жевание становится необходимым, и тренировка зубной мускулатуры для детей будет не деструктивным, а продуктивным процессом. Поистине отношение согласия и любви устанавливается между едоком и едой».

                Если раньше поглощение молока из груди было не связано с исчезновением самой груди, то при приёме другой пищи помимо молока происходит исчезновение источника пищи. Это может смущать ребёнка.

Деструктивность – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо.

«Мы можем сказать, следовательно, что поглощение не просто приравнивается к понятию разрушения, но может быть характеризовано большим разнообразием чувств и переживаний. Это подводит нас к процессу, который обеспечивает основания для обретения индивидом своей идентичности. Выражая это простыми словами: ощущение поглощаемого объекта становиться ощущением самого себя.

На безсознательном и младенческом уровне индивид выводит свою идентичность из первичных объектов, которые он поглощает и воспринимает как находящиеся внутри себя. Так же как грудь и сосок могут переживаться младенцем множеством способов, так же интернализованные объекты могут обладать различными качествами.

Поглощение, помещение объекта вовнутрь путём его поедания, представляет собой расширение активности орального либидо – губ и рта, - и качество поглощённых объектов во многом определяется качеством чувств, переживаемых в процессе сосания. Поглощение неудовлетворяющего или плохого объекта будет отличаться от поглощения удовлетворяющего или хорошего объекта.

Мы видели, что в сосании, приносящем удовольствие, поглощаются молоко и его либидо, а грудь будет продолжать существовать как постоянный источник удовольствия и удовлетворения. При агрессивном сосании младенец нападает на грудь, и будет бояться её уничтожить или стать причиной её исчезновения.

Как мы отмечали, ребёнок будет нападать или сжимать плохой объект, для того чтобы силой выдавить из него внимание и тепло, в которых он нуждается для поддержания жизни, так, что, когда ребёнок ощущает объект внутри себя, агрессивные импульсы будут направляться в сторону внутренних объектов и, следовательно, против самого себя.

Вкратце, интроецированный объект требует такого же обращения, как и первичный внешний объект, и заменители первичного внешнего объекта. Агрессия, направленная на объект, становиться, в процессе интернализации, агрессией направленной на самого себя. Так как получение наслаждения от агрессии является основой садизма, интроекция объекта агрессии превращает садизм в мазохизм.

Интроецированный – безсознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты.

Интернализация – (внутренние) процессы освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами».

                Зачем ребёнок поглощает объект, который вызывает в нём неприятие? От голода?