Тарантиновская трагедия Убить Билла Kill Bill

Анна Травинская
Друзья, привет! Сегодня хочу поделиться с вами моими мыслями по поводу очень женской с моей точки зрения саги “Убить Билла”/”Kill Bill”.

На мой взгляд это одно из тех произведений, которые интереснее смотреть, когда уже знаешь всю развязку и мотивы персонажей.

Вся история рассказана во втором фильме, всего лишь в двух сценах: в первой (репетиция свадьбы в церкви) и последней (встреча на вилле). Всё остальное для истории не так важно.

На первый взгляд может показаться, что сюжет фильма достаточно прост и предсказуем. Так ли это? Решать вам после прочтения. Для меня наиболее ценен психологизм картины, её драма, которую Тарантино проявляет (как и всегда) через диалоги и мимику своих героев.

Диалоги в русской версии просто ужасны, многие фразы переведены совершенно ошибочно. Такое ощущение, что люди, которые занимались переводом, вообще не стремились вникнуть в суть происходящего, а пользовались гугл-транслейтом, хотя и он бы перевёл лучше.

Я постаралась исправить перевод некоторых цитат согласно оригиналу.

Итак, приятного чтения

Второй фильм начинается со встречи Беатрикс и Билла в церкви. Беатрикс предстаёт перед нами невинным ангелом в белоснежном платье. Слыша звуки флейты она замирает от счастья, потому что она безумно соскучилась по своему любимому. Она не боится его: первая эмоция - радость встречи, а не страх. Выражение её лица очень чувственное и живое. Их общение - это общение дельфинов, которые понимают друга друга без слов. Беатрикс смотрит на Билла с восхищением. Можно сказать, что её любовь слепа. Она в упор не хочет видеть надвигающейся опасности. Не смотря на то, что она сама была хладнокровной убийцей, с ним она была любящей женщиной, видела его нежность и полностью доверяла ему, кроме того их многое объединяло, они одинаково мыслили и занимались общим ремеслом.

“Как ты нашёл меня?” (How did you find me?)
“Я - мужчина.” (I'm the man.) - в данном ответе Билл подчёркивает свою позицию доминирующего существа и то, что он - “её мужчина”, а значит она принадлежит ему.

“Зачем ты здесь?” (Why are you here?)
“Последний раз взглянуть на тебя.”(Last look.) - Не потому что он уедет и оставит её, а потому что через несколько минут он убьёт её. Для него уже всё решено несмотря на то, что он видит отношение и доверие Беатрикс. Несколько раз появляется выражение тревоги на её лице, ведь она знает, что за человек стоит перед ней. Но слепое чувство любви сильнее.

“Ты будешь хорошим?” (Are you gonna be nice?)
“Никогда за всю мою жизнь я не был хорошим. Но я буду милым на сколько смогу.” (I've never been nice in my whole life. But I'll do my best to be sweet.)
“Я всегда говорила тебе, что это твоя лучшая сторона” (I always told you your sweet side is your best side.)
“Я думаю, это потому, что ты единственная, кто когда-либо её видел.”(I guess that's why you're the only one who's ever seen it.)
Всё указывает на то, что она “special lady” для него, то есть особенная, любимая - он был с ней таким, как не с кем больше. Слово “sweet” - языковой ключик, который говорит о нежной связи между героями. В конце произведения Билл называет дочку также sweety - милая.

“Я должен знать, на ком женится моя девочка “(I happen to be, more or less, particular whom my gal marries.”), - Билл всё время выделяет, что она - его, а он - её мужчина, и для него ничего не поменялось.

“Ты знаешь, я видел чудный сон о тебе” (You know… ...I had the loveliest dream about you... ), - это последняя попытка Билла вернуть её, но для неё тоже уже всё решено.

Вспомним момент, когда Беатрикс не справляется с чувствами и выдаёт свои истинные желания - не идти под венец с простым деревенским парнем - а быть с Биллом. Она пытается объясниться с любимым, чтобы он понял, простил, но Билл останавливает её.

“Билл, я всего лишь хотела...”(Bill... I just want…)
“Ты мне ничего не должна. Если он тот мужчина, с которым ты хочешь быть - будь с ним”. (You don't owe me a damn thing. If he's the man you want then go stand by him.)
Он подчёркивает её личный выбор и в его понимании такой выбор неминуемо является выбором смерти, потому что она - его, и он её не отдаст “какому-то придурку”. Но Беатрикс по-прежнему не понимает, что именно он имеет ввиду, не чувствует страха и целует его на прощание.

“Я красивая?” (Do I look pretty?)
“О да” (Oh, yes)
“Спасибо” (Thank you) - она благодарит его, ведь решила, что он отпустил её.

После этого камера отдаляется от них. Билл стоит в стороне, на обочине её жизни, согнувшись и окончательно разочарованный - уничтоженный. Он словно печальный и поверженный демон. Он не выдаёт признаков внутренней бури, но каким-то образом мы чувствуем её, особенно в этот момент, когда камера вылетает из церкви и перед нами появляется отряд “гадюк”.

Его образ очень напоминает мне образ Врубелевского и Лермонтовского демона. Даже на мече у Билла гравировка то ли чёрта, то ли дьявола, которую несколько раз в фильме показывают крупным планом - Тарантино как бы откровенно говорит, какой образ он воплощает в этом герое. И пусть обаяние этого персонажа, его проницательность и тонкая ирония не обольщают зрителя.

Биллу важны только его собственные чувства и его собственная боль. Он не стремится узнать мотивацию Беатрикс, не стремится понять её. Она заставила его страдать, а значит должна быть наказана. Такова любовь Билла. Беспощадного и властного человека. И чем сильнее его чувства к ней - тем больше боли, а чем больше боли - тем больше злости и обиды.

Именно этим Билл и напоминает Лермонтовского демона, что он эгоистичен в своих страданиях. Вспомним, демон плачет и просит Тамару о любви, зная, что как только она уступит ему, она умрёт. Ему плевать на неё. Его любовь к ней, это любовь к себе, как к проявлению себя через неё. Его чувства сильны и страсть безгранична, но собственная боль всегда будет важнее боли возлюбленной. И нет ни малейшей попытки прочувствовать мир другого человека, как будто такие существа совершенно лишены эмпатии.

Теперь, вернёмся к Беатрикс и к её мотивации. Когда она узнаёт, что у неё будет ребёнок. Вся жизнь её переворачивается - в ней запускается механизм материнства. У неё есть лишь смутное представление о другой нормальной жизни, которой живут простые люди. Но теперь она мыслит и чувствует лишь в интересах своего малыша. Да, она еще убийца, часть криминального фантасмагорического мира, но она уже знает - и это знание приходит ей из глубин её женской природы -  теперь нужно всё кардинально поменять и построить совершенно новую чистую невинную жизнь, которую заслуживает её дочка. А это значит, похоронить себя прежнюю и своё прошлое, как бы оно ей не было дорого. Тут, конечно, еще далеко до христианской любви, но это уже что-то.

Когда Беатрикс теряет ребёнка и её навсегда лишают того великого чуда, которое она уже испытала и приняла как единственную верную реальность и неотъемлемую часть себя - она превращается в разъярённую львицу. Ну и логично, что будучи сказочно-виртуозным воином, практически Брюсом Ли, она разрывает тех, кто виновен в её горе.

Перелистнём страницы на последнюю встречу на вилле Билла. До того момента, как она вошла к нему, она была уверена, что её ребёнок умер, была убита горем и, как следствие, в дикой ярости. Но вот заходя и видя свою малышку живой, она обезоружена. Как говорит Билл во время игры с Биби “Ты убита, мама”.

Билл играет с малышкой в убийство, говорит с Биби о смерти и включает ей фильмы о самураях. Он совершенно спокойно растит ребёнка в той атмосфере, в которой так боялась растить Беатрикс.

Когда Беатрикс укладывает Биби спать, она вешает украшение с шеи на свою фотографию. Потому что единственный воин, который может с ней сравниться - это Билл. Так она оставляет Биби маленькое воспоминание о себе на тот случай, если погибнет.

Билл вкалывает Беатрикс сыворотку правды, и она плача в эйфории выдаёт то, что хотела бы скрыть от него. Это выглядит так, как будто она раскаивается в своих скрытых эмоциях и желаниях, ведь они не совместимы со счастливой и безопасной жизнью Биби. Этим поступком Билл как будто старается переубедить Беатрикс в её решении изменить свою жизнь и доказать, что она та, кем является, и будет такой не смотря ни на что. И похоже надеется на воскрешение “прошлого”.

“Я слишком остро отреагировал” (I overreacted)
“И это твоё объяснение?” (Is that your explanation?)
“Я киллер, подонок и убийца. Ты знаешь это. И следует думать о последствиях, когда разбиваешь сердце подонку.”
(I'm a killer.I'm a murdering bastard. You know that. And there are consequences......to breaking the heart of a murdering bastard.)

В свою очередь, Билл, как и следовало ожидать, не раскаивается ни на грамм. Он признаётся в своих болезненных чувствах и этим спокойно оправдывает свой поступок. Конечно, после этих слов Беатрикс взрывается и начинается схватка - она тоже хотела услышать совершенно другое.

В схватке кажется, что преимущество у Билла, но Беатрикс применяет секретный удар разрыва сердца пяти пальцами, которому её научил Пай Мэй, ведь она была его любимой ученицей. Осознав, что Беатрикс убила любимого, её ярость сменяется горечью потери.

Глотая кровь, Билл спрашивает:
“Пай Мэй научил тебя разрывающему сердце удару? Почему ты не сказала мне” (Pai Mei taught you the Five-Point-Palm Exploding-Heart Technique? Why didn't you tell me?)
“Я не знаю, потому что я плохой человек” (I don't know. Because I'm a bad person.)

“Нет, ты не плохой человек, ты потрясающий человек, мой любимый человек” (No. You're not a bad person. You're a terrific person. You're my favorite person.)

Билл не принимает другую - новую для Беатрикс реальность. Он просто не увидел её, не допустил возможность существования чего-то, что ему непостижимо. Для него Беатрикс навсегда осталась лишь частью его мира, даже точнее сказать частью его самого, неспособной отделиться и переродиться.

Последние кадры фильма показывают нам, что Билл ошибался, что для Беатрикс эта реальность стала явью. Ребёнок смотрит мультик, в котором обнимаются весёлые вороны. Беатрикс будет растить Биби в тёплой и безопасной атмосфере, как она того и хотела. Не смотря ни на что она изменится - ради дочки. Она уже давно сделала этот выбор - в тот день, когда узнала, что беременна, и испытала страх за своего ребёнка во время нападения в отеле.

Именно поэтому Беатрикс Киддо рыдает в ванной - это не просто слёзы счастья - это истерика счастья, которое она уже похоронила. И вот это счастье воскресло из пепла.

Для меня этот фильм о перерождении личности, не мгновенном, но постепенном.
О том, что это всегда личный выбор, и всегда отказ от чего-то, что тебе по-своему дорого - от какой-то частички себя.
О том, что единственная сила, которая может по-настоящему изменить человека - это сила, идущая изнутри.

И что нужен нехилый пинок, чтобы кардинально поменять себя. Особенно, когда ты талантливый киллер, возлюбленная величайшего воина и тебе всё это очень нравится. Вот тут-то и начинается миф или древнегреческая трагедия, или, как я её назвала “Тарантиновская” трагедия - гротескная история о скрытых и потаённых чувствах.