Торпедоносцы Люфтваффе над Черным морем. Часть 1

Олег Каминский
Первым подразделением немецкой авиации, предназначенным для торпедных атак советских кораблей в Черном море, был 1-й отряд 28-й бомбардировочной эскадры (1./KG.28). Отряд базировался в Румынии с середины августа 1941 года. На вооружении отряда были самолёты Хейнкель-111, которых насчитывалось примерно 10-12 штук. Дальность полёта этого самолёта была вполне достаточной, чтобы с подвешенными двумя торпедами он мог с румынских аэродромов долетать до побережья Кавказа.

Командовал отрядом 27-летний обер-лейтенант Герд Шэфер. Кроме командира, в отряде служили 24-летние обер-лейтенанты Гейнц Була, барон Хорст фон Люттиц и другие лётчики. Однако, судя по всему, первое время лётчики не вылетали на «свободную охоту» с торпедами, а находились в стадии подготовки к этому.

С целью усиления торпедоносной авиации на Черном море, в конце августа 1941 года из Греции в Румынию были переброшены самолёты Хе-111 6-го отряда 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная» (6./KG.26). Местом базирования отряда стал аэродром Бузяу (в 80 км от Бухареста).

Командиром отряда был недавно назначенный на эту должность 27-летний обер-лейтенант Хорст Крупка. Многие лётчики отряда уже имели некоторый опыт торпедных атак против морских целей в Средиземном море. В том числе ветеран войны в Испании 27-летний обер-лейтенант Руди Шмидт, который в конце второй мировой войны станет кавалером Рыцарского креста.

Обычно для затруднения атак торпедоносцев противоборствующая сторона применяла камуфлирование кораблей. Ведь, как известно, камуфляж искажает курсовой угол корабля, определение которого очень важно при торпедных атаках с самолётов. Однако советские корабли в то время камуфлированы ещё не были, что уже вскорости дало себя знать.

На своё первое боевое задание торпедоносцы вылетели 24 августа. В тот день два Не-111 6./KG.26 в 20 часов 10 минут атаковали в 40 км западнее Евпатории грузовой пароход «Фабрициус» (2.434 брт), охраняемый двумя небольшими сторожевиками. Экипажи наблюдали, что след торпеды шел точно на один из сторожевиков, но взрыва не последовало. По мнению пилотов, осадка сторожевика оказалась меньше, чем глубина хода торпеды.

На следующий день три Хе-111 из 6./KG.26 вели «свободную охоту» между Одессой и Севастополем. Один самолет недалеко от Одессы атаковал пассажирский и  транспортный корабли, но торпеды в цель не попали.

Две пары торпедоносцев «охотились» 26 августа на коммуникации Одесса – Севастополь, соответственно, в утренних и в вечерних сумерках. Утром в районе Одессы два Хe-111 (бортовые коды 1H+AP и 1H+EP) 6./KG.26 с километровой дистанции атаковали одной торпедой пассажирский пароход тоннажем около 12-15.000 тонн. Но ход торпеды не наблюдался.

28 августа на «охоту» вылетали по два торпедоносца от обоих отрядов. Экипажи из 1./KG.28, стартовавшие в 16 часов 34 минуты и приземлившиеся в 22 часа 50 минут, морских целей не обнаружили. А по докладам лётчиков 6./KG.26 на коммуникации Одесса — Севастополь они атаковали транспорт водоизмещением в семь тысяч тонн и пассажирское судно в 10.000 тонн. Однако в обоих случаях элементы движения целей были определены неверно, и торпеды в цель не попали.

Продолжение следует...