Свеча навеянное Hans Zimmer Duduk of the North

Зухайр Наккаш
***


В состоянии ли мы понять, что с годами, уходя и  отдаляясь от активной жизни, глядя себе вслед, мы горько переживаем, что в свое время,  неправильно определив ценности человеческой жизни, наделали множество ошибок, которые могли бы не совершать, отчего единственная наша жизнь была бы полнее? Понимая это…, можем ли мы донести наш опыт до наших детей…, наших потомков? При взгляде на окружающее меня, и моих близких, общество, где ценностью являются деньги, мне кажется, что большая часть его ведет себя глупо, ибо «делать то же самое и надеяться на другой результат – есть большая глупость».
    При выключенном освещении люблю, и могу бесконечно смотреть, на танцующее пламя свечи, стоящей посреди стола, в окружении чашки крепко заваренного кофе и раскуренной сигареты, лежащей на бортике пепельницы, восходящий к потолку дымок которой, совокупляясь с ярким пламенем свечи, выписывает причудливые формы из линий, создавая неповторимые образы, в свою очередь увлекая в прозрачную безграничную даль размышлений.
  Дома тихо, уютно и тепло. В духовке печется яблочный пирог, который нравится моей внучке. Включенное освещение духовки как-то по- особенному дополняет колорит подвижных световых и теневых образований на большой кухне, создаваемой горящей свечой.
 -«Моя внучка…» - сидя за столиком, на мягком стуле, улыбнувшись, подумал я, и взглянул на рассеивающийся свет духовки, из которой исходил волшебный запах ванили и корицы.
  Моей внучке уже пятнадцать лет! Время неумолимо! Еще вчера, когда мы были на даче у моего товарища,  мне по телефону сообщили, что мой сын стал отцом…, а я дедом, после чего сразу же  мы радостно бросились в машину и помчались в родильный дом… Еще вчера, на следующий день, придя на работу утром, я нацепил на груди полоску ватмана с надписью «Я – ДЕД!», и получая поздравления, был счастлив, осознавая, что продолжение меня на этой планете существует…
Время неумолимо… Многое за это время произошло… Многое изменилось… Многие безвозвратно ушли… Многое пришлось пережить в статусе сына, отца и деда…
 Раз в две недели внучка приезжает навестить меня с другого конца города. Ловлю себя на мысли, что, учитывая ее переходной возраст, у меня не получается организовать интересное для нее времяпровождение, как это было раньше. Раньше, грызя жаренные семечки, громко смеясь,  или украдкой плача, вечерами,  перед сном, растянувшись на кате (тапчане), просматривали фильмы или долго беседовали.
Сейчас же…, она садится рядом со мной, как когда-то и моя дочь, прислоняет голову к моему плечу и молча … «листает» свой телефон. А, я, ласково глажу ее по волосам и испытываю величайший покой.
- Хм. « …продолжение меня на этой планете…» - вслух произнес я.
Мы уже неоднократно говорили с ней о истинных ценностях в человеческом мире, которые не измеряются никакой мерой, в отличие от материальных. В свое время она соглашалась с тем, что ценностями я называл свободу, справедливость, доброту, человеческую порядочность (О, Боже! Какое это емкое понятие!) и осознанную, не смотря на то, что она относится к категории чувств, любовь. Видит ли она подтверждение моих убеждений, общаясь в своем кругу и наблюдая за окружающей ежедневной сегодняшней действительностью в свои пятнадцать лет?
Мы говорили с ней не раз об этом… Я пытался объяснить ей, своим витиеватым слогом и экспромтными примерами, что невежество в человеческом мире - есть зерно всех других пороков.  Приводя в пример многих известных людей, пришедших к власти и богатству за последние тридцать лет, на фоне всей бросающейся в глаза показательной роскоши, мне казалось, что я смог убедить ее в том, что приобретя и нагребая все это, они так и не приблизились к человеческому счастью, которое тоже измерить чем-то невозможно. Пытался объяснить, что такие люди вызывают жалость, ибо они похожи на слабо зрячих людей,  с глаз которых, «благодаря» воспитанию, не была снята пелена туманности, искажающей правду…, истину.
 Пытался убедить, что такие люди, потратив много сил, и безвозвратного времени своей жизни, на обладание ценностями сегодняшнего общества, увидев счастливые лица и чистые, искренние, без фальши взаимоотношения других, которые всем тем, к чему они стремились всю свою жизнь, не обладают, невольно изрыгают зависть, всячески проявляя ее в действии, тем самым пытаясь оправдать свою единственную несостоявшуюся бессмысленную жизнь. 
  Пятнадцать лет… Понимает ли она?  Я часто задавал себе этот вопрос, воспитывая своих детей… Жизнь… Жизнь покажет насколько эти уроки усвоены.
    Все же неописуем этот уют, который создает свет этой свечи! За окном ранняя осень. Небольшой ветерок колыхая немного пожелтевшие, будто нанесенные мазками, листья деревьев, возвещает о смене сезона. Все идет по кругу…
  Еще немного и пирог для внучки будет готов…
  Магическое пламя! Магический свет! Суть то в том, что эта свеча иссякнет, однако весь тот неизмеримый душевный уют, всю мягкость полета души и душевное тепло, которые она создала, останутся, невольно заставляя, время от времени, к стремлению их повторения.
 Будет время, когда «мое продолжение» будет шагать по этой планете без меня… Придет время, когда она прильнет доверчиво головой к плечу, но уже другие руки будут гладить ее по волосам, успокаивая и подбадривая, чтобы сделать очередной шаг в завтра, в общество людей, которое живет ориентируясь на другие…, измеряемые ценности.
          Зная об этом…, зная о бренности нашего бытия, даже в этих зарослях невежества, бескультурья, алчности и неблагодарности, важно, чтобы она знала, что среди хаотичной заросли есть прекрасные вечноцветущие цветы, благоухающие таинственным запахом  свободы, справедливости, добра, милосердия, терпения, воздержанности, целомудрия, смирения, щедрости, нравственности и любви, которые и являются истинными ценностями и
источником смысла короткой человеческой жизни в этом очень непростом, но, все же, прекрасном мире…
И я надеюсь, что помог ей в этом.

  Виктор Франкл, сказал: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать увидеть этот смысл другим».
Я тоже!