50 оттенков зависти

Эдуард Кобринчук
Всем нам доводилось слышать о том, что завидовать, по меньшей мере, не красиво. Однако человек не является властителем своих чувств (как бы нам этого не хотелось). Сравнивать себя с окружающими людьми, его заставляет природа. Без этой склонности, он довольствовался бы тем, что у него есть, и, как нам думается, был бы счастлив.
 

Но так ли это на самом деле? Представьте себе на минуту, что у вас отсутствует чувство стыда. И если бы кто-то сказал вам: "Так поступать не красиво”, – то эти слова не имели бы для вас никакого смысла.  Ведь вместе с отсутствием чувства стыда, перестаёт ощущаться как ваша личность, так и личность говорящего.

И вот, по пути превращения в «совершенное существо», не завидующее никому и ничему, вы перестаёте задумываться о будущем, и о том, что когда-нибудь умрёте. Исчезнет забота о завтрашнем дне, депрессия, и душевные заболевания. Ведь они существуют, исключительно по причине наличия у нас склонности сравнивать себя с другими людьми.


Но Природа наделила нас ощущением ближнего. Мы наблюдали смерть людей, и осознали, что и наша жизнь конечна. И тогда человек стал воспринимать себя существующим во времени, движении и пространстве.


А "защищаясь" от стыда и зависти, он желает видеть в ближнем исключительно его недостатки. Однако природа не позволит человеку вернуться в животное состояние и существовать, не испытывая чувства зависти и стыда (как нам известно, животные не обладают такими свойствами).  Он просто должен будет понять, научиться как завидовать правильно.
 

Правильная зависть — это зависть к таким ценностям, коими являются свойства милосердия и добра. Именно они делают человека Человеком, а не эгоизм, формирующий общественное мнение. И если бы нам удалось его изменить, то зависть к свойству добра, и желание уподобиться ему, не позволили бы человеку «стереть» их у товарища.  Ведь желая ему добра, человек будет стремится видеть в нём обладателя именно этих возвышенных свойств.


Такая цель может показаться утопической, но только до того момента, пока человек не осознает суть происходящего в мире. Чтобы в нём существовать, он уже сегодня нуждается в свойстве добра и милосердия.