Дети Бастет. Реинкарнация. Раз Маркиз, два Маркиз

Диана Адамович
   «Воспоминание о кошке, которую вы любите, становится сокровищем, когда эта кошка становится воспоминанием».

(Рик Риордан)


  Раз пошла такая пьянка, как кошачьи мемуары, то было бы совсем несправедливо не рассказать, с кого вообще всё началось.
Было это как будто в другой жизни. В тот год я заканчивала школу, но помню всё, как сейчас.

 Однажды мама вернулась с работы не одна. Элегантная красивая женщина в струящемся платье, на высоченных каблуках, со стильной дамской сумочкой, она шла по улице не привычной свободной походкой, а чуть семеня, ссутулившись, прижимая к груди  малюпусенький комочек, словно боялась, что он вот-вот выпорхнет, и что-то ему ласково бормотала. Вслед за ней вприпрыжку бежал развесёлый мой младший брат. Маме на работе подарили котёнка. Котят принес председатель профкома. У него окотилась кошка, и радость усыновления ждала добрую половину коллектива. Не миновала она и наше семейство. Под натиском председательских уговоров мама сдалась. Мама, которая категорически была против любой живности в доме! Она любила животных, но всегда говорила, что это большая ответственность: заведешь питомца, потом никуда в отпуск не уехать, оставить не на кого, да и вообще считала, что в городской квартире им делать нечего. За столько лет моего "горького" одинокого детства (дерущийся ябеда-брат не считается) мне удалось выклянчить у мамы только рыбок. Ни о собаках, ни о кошках и речи не могло быть. На все мои сопливые просьбы о четвероногом друге следовал жёсткий отказ. Однако, на мой двенадцатый день рождения папа сжалился надо мной. Вернувшись с прогулки, я обнаружила, что дома меня ждал сюрприз в виде щенка тойтерьера палевой масти. Девочка. Она гордо восседала в ванной на ворохе белья, приготовленного для стирки. Моему восторгу не было предела. Я визжала от счастья, как молочный поросенок. Собака с перепугу забилась под ванну. Пришлось сначала угомонить меня, а потом котлетой выманивать собачку. Додди стала для меня и утешением, и развлечением, и другом. Мы гуляли, играли. Собачка подпевала мне под мои занятия на пианино, сама научилась прыгать через обруч. Мы вместе завтракали. Когда я делала уроки, она лежала у меня на коленях. Но моё счастье длилось недолго. Однажды к нам во двор прибился померанцевый шпиц. Не знаю, откуда он сбежал, но пёсель был очень милый и дрессированный. Он исполнял самые немыслимые цирковые номера. Дворовые мальчишки звали его Графом. Раз, на прогулке Додди, завидя Графа, сорвалась с поводка, и они умчались в заросли палисадника. Когда я её нашла и поймала, было уже поздно: "рандеву состоялось". Кто-то из соседей, наблюдавших мою погоню за собачками, доложил маме о происшествии. На следующий день Додди была подарена друзьям родителей, несмотря ни на какие мои протесты. Мама как могла пыталась меня утешить:

 – Ну, не расстраивайся ты так. Я тоже люблю Додди. Но пойми: она гиперэмоциональна.

 Да, это была правда: собака не находила себе места и громко выла, когда мы разбегались по школам и работам, сильно скучала и встречала нас таким верещанием, с таким восторгом, что от переполнявшей её радости делала лужицу. Но суть не в лужицах. Убрать за ней – ерунда. Проблема в том, что Додди не переносила даже часа одиночества, и эти истерики наносили вред её психике.

  – А в этой семье есть и бабушка, и дедушка, – продолжала мама. – Они на пенсии. Собачка не будет одна.

 Конечно, мама лукавила. На самом деле она боялась, что мы не сможем пристроить будущих щенков. Я корила себя за то, что не уследила за собакой. Но мама была права: Додди действительно очень тяжело переносила наше отсутствие. Я согласилась. Надо сказать, там ей вправду было лучше. И щеночки получились милые. Хозяева их раздали по родственникам.

 Памятуя всё это, я таращилась из окна на маму с котёнком и не верила своим глазам.
Малыш, на первый взгляд, был обычным белым котом с черными пятнами на лбу и черным хвостом. Но непривычный разрез глаз и крупные лапы говорили о странной родословной. Как оказалось, он внук лесной кошки, которая когда-то прибилась к дому председателя. И, хоть он мало чем отличался от других котов, габаритов был внушительных. Когда-то у наших родственников была роскошная пушистая кошка Маркиза. Её все очень любили. Нашего кота мы тоже назвали Маркизом. И вот опять: как вы лодку назовёте, так и схлопочете. Наверное, не нужно объяснять, что мы были для него прислугой. Кормили исключительно по его желанию, уступали везде ему место, баловали и нянчили всей семьей. Но слушался он только маму. И поскольку он был довольно большой, сильный и – если что не так – злой, то и справиться с ним могла только мама. Хотела я как-то кино посмотреть. Телевизор был у нас тогда с кинескопом, так называемый "ящик", который прилично нагревался. Маркиз любил на нём спать. Спал он вальяжно, свесив свои лапы через весь экран до самой тумбы и периодически мягко переворачиваясь. Деревянный корпус телевизора жалобно под ним поскрипывал.

 – Маркиз, прибери лапки. Экран закрываешь, – пыталась я уговорить лодыря.

В ответ животное на меня шикнуло и продолжило дремать. Я попыталась снять его с телевизора, рискуя быть раненой. Кот меня побил, но оцарапал не сильно. Пришлось ждать, когда мама вернётся с работы. Я пожаловалась ей на кота.

– Маркизушка, будь ласка, дай кино посмотреть, – мамин голос был переполнен ванильными нотками. Маркиз что-то буркнул, заурчал и подобрал лапы под себя, освободив экран.

 Купать себя он разрешал тоже только маме, на колени ложился только к ней, миски мыть разрешал только ей. Если видел, что его посуду помыл кто-то другой, полдня не прикасался к еде. Что сказать, котик был с характером. Он быстро рос, хорошо набирал вес и, главное, катастрофически дичал. Бабкины инстинкты очень сильно давали о себе знать: на балконе мы то и дело находили трупики птиц и летучих мышей. Занавески, мягкая мебель, кое-какая одежда рвались в клочья с остервенением. Когти стричь титулованный паразит не позволял, а две когтеточки имел в виду. С возрастом Маркиз становился всё агрессивнее. Ему нужен был простор и частный двор. Остальные его братья и сестры разъехались по деревням и сёлам, отчего, видимо, таких проблем не испытывали. Мама задумалась. С одной стороны, мы к нему очень привязались. Но с другой, сложности в поведении диктовали необходимость найти для молодого кота соответствующие его темпераменту условия проживания. Мама рассказала сотрудникам о нашей проблеме.

 – Тома, не переживай, – утешила ее бухгалтер. – Я скажу сыну – он придёт к вам посмотреть, что это за хищник такой. У них мыши расплодились – сил нет. Везде: уже и в доме пакостят.

 Вечером нарисовался на пороге Олег. Мы пригласили его на ужин. Пока пили чай, Маркиз юлой крутился вокруг гостя. Обтёр его штаны, обнюхал, потоптался рядом на диване, но агрессии не проявил. Наоборот, незнакомец очень заинтересовал кота. Возможно, ему понравились Олеговы гостинцы – куриные лапки. Мы договорились, что Олег будет приходить в гости несколько дней подряд, пока кот хоть немного к нему привыкнет. Прошла неделя. На седьмой день Олег пришел с другим гостинцем: купил Маркизу куриных потрохов. Весь вечер они просидели бок о бок. Маркиз уже совсем привык и позволял Олегу себя гладить. Уходя домой, Олег на пороге обернулся и сказал:

 – Ну что, брат, пойдешь со мной? У меня дома хорошо. Никто не обидит.

 Маркиз подошёл к дверям, посмотрел на нас вполоборота, буркнул и… вышел с Олегом. Потом ещё долго мы перезванивались с новым хозяином. Олег в подробностях рассказывал, как наш вельможа поспал и как поел. Но поначалу Маркиз насмешил Олега.

 – Представляешь, первые два дня не было никаких результатов: мыши вовсю резвятся… Я понаблюдал за Маркизом. Вот, бежит мышь. А этот паршивец бежит рядом и играется. Мышь в норку шмыг, и всё. Он их не душит, а провожает! Я одну дохленькую из мышеловки достал, показал ему. Он её лапой поворочал, попинал, ушёл в подвал. Через десять минут смотрю: двух задушенных за хвосты в зубах несёт. Положил передо мной, сидит гордится. Я похвалил, дал печёнки. На кухне теперь мышей нет. А Маркиз в подвале всё время пропадает. Стеснялся душить их, что ли?

 Постепенно кот привык к новому месту и чётко выполнял своё дело. Жизнь каждого из нас пошла своим чередом. Спустя примерно пять лет мы встретились с Олегом на рынке. Увидев меня, он сник.

 – Привет. Как дела? Как Маркиз? Ты чего не в настроении? – засыпала я его вопросами.

 – Привет. Спасибо, у нас всё нормально. Только Маркиз на днях пропал. Убежал и не вернулся.

 Оказывается, Олегу подарили двух щенят афганской борзой. Он решил их разводить. Собачки подросли и в какой-то момент, заигравшись, напугали Маркиза.

 – Рванул, как белка, по макушкам деревьев, - рассказывал, вздыхая, Олег. – Я два квартала за ним бежал. А он по деревьям через дворы... В общем, упустил. Он так и не вернулся.

 Мы тоже горевали. Ждали, вдруг по старому адресу объявится. Бывает, кошки возвращаются на прежнее место. К двери ночью подходили, на улице высматривали – но Маркиз так и не объявился.

  С тех пор прошло около полугода. Возвратясь вечером домой, вижу на нашей лестничной площадке двух маленьких котят: мальчик и девочка, беленькие с чёрными пятнами. Девочка прямо леопардовая, а мальчик – копия Маркиза. Я им вынесла поесть. Принесли их соседские дети. Нашли на улице, а мама не разрешила им котят приютить – они их и оставили на лестнице. Через час девочку забрали. Мальчишка сидел на том же месте, поникший. Я вернулась домой за коробкой для котёнка. Но тут зашёл домой брат, занёс этого малыша, пробурчал: "Он совсем продрог. И глаза у него закисли, лечить надо" – и тут же умчался: вызвали на работу.

  Пришла мама и начала причитать и ругаться:
 
 – Опять кот! Вынеси туда, где взяли! Я больше не хочу никого заводить.

 – Вот сама и выноси, – говорю. – Не я его принесла.

 Конечно, у мамы рука не поднялась выгнать ребёнка. Так у нас появился Маркиз номер два. Очень хотелось верить, что это потомство первого Маркиза и поэтому именно в нашем доме оказались эти котята. Но если реинкарнация – это не миф, то к нам точно вернулся прежний Маркиз. Мало того, что окрас у котёнка был точно такой же, – все привычки, манеры, мимика, характер и другие составляющие поведения были абсолютно такими же. И началось всё сначала: "Маркиз, телевизор! Маркиз, занавески! Маркиз, диван! Маркиз, геть со стола!" Отличался он только дружелюбным и мягким нравом, ласковый был кот.

 Однажды брат зачем-то вышел на лестничную площадку и не прикрыл дверь. Маркиз вышел за ним. Когда брат вернулся, кота нигде не было. Мы слышали, как соседи сверху спустились по лестнице. Скорее всего, кот испугался и побежал не домой, а вниз. Поиски по дому не дали результатов. Мы искали Маркиза по всему району. Облазили все подвалы, склады, веранды ближайшего детского садика, чердаки и мусорки. Расклеили объявления. Две недели безуспешных поисков. В доме воцарились молчание и уныние. Приближалось восьмое марта. Настроение было совсем не праздничное. Тем не менее, мама послала брата в подвал за соленьями для стола. Брат нехотя взял авоськи и вышел, а через несколько минут вернулся, держа на руках отощавшего и напуганного Маркиза.

 – Где? Где ты его нашёл? – кинулась я к нему.

 – В нашем сарайчике. Я банки в сетку складывал, и вдруг с верхней полки: "Мяяаауу!" Голову поднимаю, а там эта морда среди компотов.

 Подвал у нас тёплый. Когда-то папа вырезал маленькое окошко в двери для продуха. Через него он в наш подвал и забрался. Видимо, нашёл по запаху. Такой вот праздничный подарок.

 Две недели мы плотно откармливали Маркиза. Вскоре нас навестила мамина сосношница. Жила она с семьёй недалеко, в соседнем городке, в частном секторе. Большой дом, большой сад, какая-никакая скотинка имелась. Рай для кота. Тётя стала жаловаться, что в курятнике крысы завелись. Мама возьми и предложи ей Маркиза: всё лучше на воле, чем в квартире чахнуть и от соседей шарахаться. У тёти была своя кошка, но она была мелкая, как пупсик, и никого, кроме бабочек, не ловила. Вопреки моим воплям, мама отправила Маркиза с тётей.

    Через месяц моя двоюродная сестра, дочь той самой тёти, выходила замуж. Мы поехали на свадьбу. Войдя в дом, первым делом я чуть ли не с пытками пристала к тёте, чтобы показала мне моего кота.

 – Пойдём, – усмехнулась она, – покажу.

 Мы вышли из дома во двор, обогнули его по отмостке. За углом, облокотившись спиной на цоколь дома, вытянув задние лапки, сидело по-человечьи на попе и качалось из стороны в сторону толстое, пузатое маркизоподобное существо. Перед ним лежала горка мясных обрезков. Кот уже обожрался, но не мог бросить кучу еды. Мучаясь дилеммой "жрать нельзя оставить", он стонал, закатив к небу глаза.

 – Вот ваш светлейший, – показала на него тётя, – умница, на пять дворов в округе теперь крыс нет.

 У меня от сердца отлегло: ему тут хорошо. Ну и пусть тогда тут живёт, раз мы такие непутёвые хозяева. Но это было только начало. До следующего кота – Бонифация – нам предстояли ещё парочка попугаев и джунгарский хомяк.




   Настоящие фото Маркизов за давностью лет утеряны. Данное фото очень похожего кота взято из интернета. Фотограф: Анна Кривицкая.