Как прекрасен этот мир. Посмотри

Иван Болдырев
                Эссе
Эта публикация о времени, когда большинство жителей нашей страны относились к средствам массовой информации с большим уважением. Люди выписывали периодические издания. Благо в то время подписка нисколько не была обременительной.  Желающим читать газеты и журналы  приходилось выделять из личного своего бюджета на подписку сущие копейки.

 Да и читать людям приходилось не сенсационные материалы о том, что бывшая прима балерина  большого театра пописала у себя во дворе на глазах у возмущенных соседей, а серьезные аналитические материалы. Тогдашние журналисты стремились не только оперативно осветить в полной мере событие, но и дать ему обстоятельный  анализ. Сомнительными сенсациями тогда и не пахло.

Может, потому журналисты того времени пользовались авторитетом. Нередко даже уважительное отношение к ним было несколько завешено. Вспоминается один забавный случай. Одна молодая учительница была замужем за парнем, который заочно окончил факультет журналистики университета и устроился работать в районную газету. Как-то случилось так, что в автобусе с этой женщиной ехала другая молодая учительница. В разговоре она сказала подруге:

– Я тебе завидую. У тебя такой умный муж.

Жена молодого журналиста районной газеты удивилась:

– Да ты-то, откуда знаешь, какой у него ум?

– Ну как  же. Он же в газете у тебя работает.

Этот давний разговор может вызвать насмешку, ерничанье, едкое издевательство. А могут восприняться совсем по-другому. Именно  так воспринимались тогда людьми работники периодической печати. Пусть такая оценка была завышена. Но люди верили печатному слову. И многие журналисты стремились соответствовать такой высокой оценке. И их публикации читатели воспринимали довольно высоко. Потому и считали журналистов периодической печати как людей умных, образованных, честных, патриотичных служителей своей страны.

Эти мысли пришли мне в голову не совсем уж неожиданно.  А после прочтения в фейсбук трех публикаций по случаю внезапной кончины от сердечного приступа писателя, журналиста, фотокорреспондента Александра Федоровича Бровашова.

Всего три публикации. А так много сказано о человеке, который своим недюжинным талантом благотворно воздействовал на чувства, ум и восприятие окружающей нас природы многих людей страны. Первая прочитанная мной вещь была написана тогдашней ученицей Петропавловской средней школы Воронежской области Дарьей Богомоловой. Девушка только вступала во взрослую жизнь. А так тонко и глубоко поняла натуру талантливого художника и писателя, взрослого человека. Школьница бережно и точно подобрала каждое слово своего творения.

Статья из областной газеты «Коммуна» по глубине анализа творчества Александра Бровашова заметно выделяется в публикации фейсбук. Написана она ярким выразительным языком. В этом творении писатель, фотокорреспондент и журналист раскрыт во всем многообразии своего разностороннего таланта. Жаль только, что  в этой копии газетной публикации не указан автор. Он вполне заслуживает того, чтобы о нем знали не только читатели областной газеты, но те, кто познакомился с этим журналистким шедевром на странице фейсбук.

Третья статья со страницы компьютера написана бывшим ответственным секретарем
Петропавловской районной газеты «Родное Приданье» Владимиром Цвиркуном. Она  более сдержанна стилем, но обильно насыщена фактами из жизни и творчества Александра Бровашова. Они были накоплены за годы совместной работы в «Родном Придонье". К тому же после постройки своих домов оба газетчика стали соседями. Близкая жизнь на  работе и в жизни по соседству очень сблизила две семьи.

Во всех трех публикациях меня поразила одна вещь. Их авторы в один голос утверждают, что Александр Бровашов не только отменный фотокорреспондент. Его снимки высочайшего качества по техническому исполнению. Они глубоко насыщены по содержанию. И, как утверждают авторы, фотокорреспондент, еще и автор замечательных текстов к своим совершеннейшим снимкам. Эти авторы приобщались к творчеству Александра Бровашова, когда он уже был зрелым мастером.

Я познакомился с Бровашовым мальчиком. В то время я сам еще только приобщался к журналистской профессии. Был  неопытным, крайне неуверенным в себе человеком. Но у тогдашнего редактора Петропавловской редакции районной газеты «Верный путь» Алексея Иосифовича Багринцева выбирать было не из кого. В коллективе работали половина штатных сотрудников. Поэтому он после двух месяцев моего пребывания литсотрудником назначил меня заведующим отделом писем, а через год ответственным секретарем газеты.

И вот тут-то и впервые школьник Красноселовской средней школы впервые появился в редакции. Он принес короткую информацию о читательской конференции в библиотеке своего села. Потом  такого рода информация у нас стала появляться периодически. Сначала сотрудники районки старались привлекать к себе красноселовского школьника. Потом в нем разочаровались. В редакции утвердилось убеждение, что мальчик лишен способности к газетному творчеству. Его информации были написаны корявым языком. Почти все от начала до конца у школьника приходилось переписывать. И наши сотрудники, а они все были  не намного старше от Саши Бровашова, стали отказываться от его материалов. Находили способ избавиться от его услуг. В конце концов, остался только я. И как-то Саша зашел ко мне в кабинет со смущенным видом. Он долго сидел, молча, и наблюдал, как я составлял макет очередной полосы. Потом смущенно откашлялся и произнес:

– А можно мне сдавать свои материалы прямо вам?

Я удивленно посмотрел на мальчика:

– Ну, если ты мне так доверяешь, приноси все тобой написанное прямо мне. Буду я готовить твои материалы в печать.

С того дня так и повелось. Но я вскоре убедился, что наши ребята были совершенно правы. У Саши Бровашова мне приходилось почти все переписывать. Тогда я еще стеснялся говорить мальчику об этом прямо. Да и некогда было с ним спокойно и обстоятельно поговорить. Меня поминутно вызывали то в наборный, то в печатный цеха.  Петропавловский район Воронежской области совсем недавно был восстановлен после хрущевских укрупнений и объединений. Во вновь созданной редакции и типографии работали в основном новые неопытные газетчики и полиграфисты. Они постоянно испытывали потребность в разъяснениях и подсказках.

Как-то я решился поговорить о малолетнем селькоре с Алексеем Иосифовичем Багринцевым. Он выслушал меня с улыбкой на лице:

– У тебя малый газетный стаж. Поэтому для тебя Сашка Бровашов в новинку. А я за время своей работы в районных и межрайонных редакциях насмотрелся на них вволю. Большинство из них мало переживают, что их судьба обделила творческими способностями. Для них главное, чтобы их подпись стояла под материалами. Чтоб люди видели: их постоянно публикуют. А кто будет знать, они ли  это написали, или штатный сотрудник редакции подчистую все переделал.

Я подумал и сказал:

– Но у меня впечатление, что Бровашов мальчик неглупый. Он держится не по возрасту очень достойно. По-взрослому. Мне кажется, что со временем он наберется опыта.
Багринцев посмотрел на меня недоверчиво:

– Может, в этом случае ты окажешься и прав. Только я за свою жизнь такого случая не наблюдал.

Так оно тогда и было. Саша приносил нам свои информации. Я их почти полностью  переписывал. Продолжалось это до тех пор, пока Саша Бровашов не окончил среднюю школу. Мальчик, пришедший в нашу редакцию впервые, вырос в статного и симпатичного парня. После выпускных  экзаменов он пришел ко мне на работу веселый и возбужденный. Я спросил, в чем дело? Почему он такой возбужденный?  Он охотно ответил: уезжает в Краснодар. Там у него родственник работает в сельхозинституте. Обещает помочь с поступлением. Только вот для него это нежелательный вариант. Его всей душой тянет на газетную работу. Я оказался в полной растерянности. Попробовал мягко отговорить его от этой зряшной, на мой взгляд, мечты:

– Я бы, Саша, на твоем месте не отказывался от предложения твоего краснодарского родственника. Мне как-то не случилось разговаривать с  тобой на эту тему. Но ты парень неглупый. И, наверное, сам замечал, что твои материалы основательно правились. Но это ты ходил в наших внештатных корреспондентах. А если ты поступишь в штат и будешь так писать, тебя на работе в редакции долго держать не будут. Ты уж меня извини. Я с тобой говорю предельно откровенно.

Не хочу быть пророком. Может, со временем у  тебя по газетной стезе все и образуется. В жизни людей разное случается. Но ты все-таки послушайся своего родственника. Я знаю таких газетчиков, кто на факультете журналистики не учился. А газетчики из них вышли совсем неплохие. Может, и ты таким способом устроишь свою судьбу. А если у тебя так не получится, у тебя будет надежная профессия для обустройства дальнейшей своей жизни в сельскохозяйственном производстве. Не у всех, Саша, получается, устроить свою жизнь так, как мечтается. Ты к людям присмотрись повнимательнее. У всех ли все выходит так, как хочется. Лично я знаю многих, у кого мечта так мечтой и осталась. А реальная жизнь пошла по другой дорожке.

Саша помрачнел. С его лица исчезли прежняя радость и возбужденность. Он крепко задумался. Потом со мной согласился. Сказал, что еще над этим подумает. Возможно, он со мной согласится.

Больше с Сашей Бровашевым мы долго не встречались. О его дальнейшей судьбе у меня никаких сведений не было. Из Петропавловки меня перевели на работу в соседний город Калач заместителем редактора районной газеты. Окружили другие люди, появились другие заботы. И я все реже стал вспоминать красноселовского мальчика, который так хотел стать журналистом, хотя писал свои заметки и информации так нескладно. Потом и совсем память о нем рассеялась.

И вдруг как-то июльским душным днем дверь моего кабинета резко распахнулась, и я увидел сияющее лицо Саши Бровашова. Он стал еще статнее в сложении. А по лицу его я понял, что он доволен всем. Значит, жизнь у него сложилась как нельзя лучше. Я стремительно встал со своего стула и мы крепко обнялись.

– Саша! Да откуда же ты у нвс появился? От тебя же ни слуху, ни духу!
Саша весь светился:

– Издалека я к вам приехал. Издалека. С самого Ямала приехал.

– Да что ты говоришь? И как ты туда попал? Ты что, там работал?

–  Нет. Не работал. Считайте, что я там отдыхал.

– Да разве там можно отдыхать?  В таком суровом климате?

– Да нет там никакой суровости в летнее время. Зато я там безмерно обогатился. Не хотите посмотреть? Такие находки. На всю жизнь мне в радость.

И Саша распахнул свой чемоданчик. Из него он достал бумажную папку. Развязал тесемки и моим глазам предстали снимки удивительной красоты и качества.

Я смотрел на  Сашу во все глаза. Он на меня – с нескрываемым торжеством:

– Ну, что? Вижу, что впечатлило.

И Саша с сияющим лицом стал торопливо рассказывает, зачем он ездил на Ямал.

 К тому времени Бровашов закончил сельхозинститут. С  дипломом агронома был направлен работать в колхоз. Два года проработал в этой должности, пока окончательно не разочаровался в этой специальности. Понял, что сел не в свою телегу.  Нашел себе новую случайную работу. Теперь уже не помню, по какой специальности. И вот летом ему выпала удача получить отпуск. Тогда Саша уже окончательно утвердился в своем жизненном пристрастии. Его всем существом тянуло в живую и неживую природу. Ему хотелось все знать о том, что на земле растет. И что в нашем мире живет. 

И друзья у него завелись с такими же устремлениями. Некоторые из них уже побывали за Полярным кругом. Возвратились оттуда с дивными впечатлениями. Саша Бровашов, вполне естественно, тоже загорелся желанием побывать в тех чудных местах. Вот все и случилось. И случилось вполне удачно. Приехал он туда, будучи в неуверенности, что там  за люди живут. Еще со школьной скамьи он знал, что Ямал населяют люди  основном трех национальностей: ненцы, селькупы и ханты. Но в нынешние времена там, наверное, много представителей других национальностей Советского Союза. Так оно и было. Только вот представители коренных народностей отнеслись к парню с особой приветливостью. Видать, им льстило то, что представитель из центрального  края страны проявил интерес к их Заполярью. И коренные жители очень здорово помогли Саше в его поисках. Они рассказывали парню о привычках, повадках и особенностях поведения животных, живущих за Полярным Кругом.

Еще с самого детства Саша Бровашов ощущал в себе особую тягу к птичьему царству. Будучи школьником, он часто пропадал на местной речушке Толучеевке и пристально приглядывался к гнездящимся там птицам. В памяти мальчика накрепко оседали все повадки и особенности.

 Саша часто косился на часы и торопился с рассказом. Спешил управиться до отхода автобуса в свое родное село.

 Я с жадностью разглядывал снимки. Саша прерывал иногда свой рассказ о дивной жизни на Ямале и произносил названия птиц. А я все вглядывался в снимки. Кулик, овсянка, гусь белолобый, гагара, лебедь, поморник, Никогда не считал себя большим знатоком птиц нашего воронежского края. Но некоторые особи на бровашовских снимках казались похожими на наших. Большую же часть видел впервые.

То же самое и с животными. Оленя, разумеется, угадал сразу. То же самое и с медведями. И белый, и бурый были мной угаданы сразу. Моржа и лося тоже часто доводилось видеть на картинках. А вот остальные животные – диво дивное. О них я никогда ничего не слышал. И если бы Саша ко мне не зашел, никогда бы о них представления не имел.

Время до отхода его автобуса из Калача в его родное село Красноселовку пролетело, как мне показалось, мгновенно. Саша встал со своего стула и с заметным сожалением произнес:

– Жаль, что подольше побыть не могу. Автобус меня ждать не будет. Если вы не против, при случае обязательно зайду. Посмотрим остальные снимки. Они у меня в папке в миниатюрном виде.

Я тоже встал со своего стула, немного помялся и все-таки спросил:

– Саша! Снимки у тебя выше всякой похвалы. А тексты ты по-прежнему пишешь?

– Практически обхожусь больше без  этого. Если делаю краткое пояснение к снимку, то  редко. Вы и сами могли убедиться, что смысл моих фото стараюсь передать  в фотоизображении предельно ясно.

Ну, я пошел. Больше задерживаться не могу. Иначе потом придется добираться на попутной машине.

Он поднял руку над головой в знак прощание и вышел из кабинета. Я остался один с ощущением радости от нашей встречи. И с чувством стыда. Какими слепыми, недальновидными оказались мы в свое время в Петропавловской редакции. Все считали красноселовского мальчика с некоторым недогоном в выражении своих мыслей и взглядов. Оказались с недогоном имен мы. Став парнем, Саша нашел свою стезю и нашел свою судьбу в этом своем выборе.

И я оказался хорош. Когда Саша собирался к родственнику в Краснодар, переубеждал его не поступать на факультет журналистики. А ему, как, оказалось, было и место. Теперь приходится глодать себя за то свое деяние. Сколько лет человек зря протирал штаны в сельхозинституте.

Судьбы наши сложились так, что мы с Сашей Бровашовым больше не встретились. Лично я в течение десяти лет вынужден был уйти  с газетной работы. Потом, когда вернулся, он уже покинул этот мир. И я вынужден был читать о нем поминальные статьи на страницах фейсбуке. В статье бывшего секретаря Петропавловской районной газеты Владимира Цвиркуна  пришлось прочитать  укоризненный для себя факт. Бровашов переехал жить на свою родину.  И снова он пришел в Петропавловскую районную редакции. Принес свои снимки о природе. Показал их ответственному секретарю Владимиру Цвиркуну. Тому работы Бровашова очень понравились. И между ними произошел разговор. Привожу его отрывок:

– И ещё. Не вижу среди множества твоих снимков ни одного портрета. Ты что избегаешь их?

– Нет. Просто первозданная природа мне ближе.

– Попробуй для нашей газеты.   Кстати, а где ты работаешь?

– Рабочим на комбикормовом заводе.

– Знаешь, посоветуйся с руководителями, сними для нас передовиков  производства.

– Попробую.  А эти?

– Обязательно дадим. У нас ежемесячно выходит тематическая полоса «Колокольчик». Думаю, что ты будешь частым её гостем.

– Договорились.

– Вот ещё что: а пробовал писать что-то вроде фенозарисовок?  Ты же говоришь, что любишь природу. Постарайся свои снимки сопроводить непринуждённым рассказом.

– Ой, писать для меня…

– Понимаю, но вдруг получится.


– Постараюсь.

– Ну, дерзай.  Жду тебя. Заходи чаще. Натаптывай свою тропинку к нам в редакцию.

И это случилось именно так. Вскоре Сашу Бровашова взяли на постоянную работу в Петропавловскую районную газету. Его тексты все очень понравились.

И с этого момента, как мне представляется, можно отсчитывать рождение, рост и совершенствование журналиста и писателя Александра Бровашова. Автора книг"Лесными тропами", "Ежи и яблоки", "Мир вокруг меня", "Мир природы сквозь окуляр фотоаппарата».  А созданные фотопортреты прославленных земляков собраны в книге "Люди земли Петропавловской».

Владимир Цвиркун о таланте Бровашова очень точно в своей статье написал:

«Александр был поэтом в мире фото. Он чувствовал природу живую и не живую. Она щедро делилась с ним своими тайнами. А он посвящал в них нас. Своими фотоочерками и фенозарисовками  Александр говорил: «Послушайте, посмотрите, почувствуйте тех, кто рядом с вами и вокруг. Станьте частью природы, не будьте равнодушным пешеходом.

Его друзьями стали многие ученые природоведы. Александр Федорович тесно общался с писателем и журналистом, лауреатом Ленинской премии Василием Песковым, ученым естествоведом Леонидом Семаго. Его имя стало широко известно в нашей стране

Все это случилось как-то неожиданно, непредсказуемо. Когда я впервые услышал о тесной дружбе Василия Михайловича Пескова и Александра Федоровича Бровашова, сразу и не поверил. Такой знаменитый на весь земной мир человек и житель Петропавловской Красноселовки. Человек, который до последнего времени ничем себя не проявивший.  И вдруг дружба со знаменитейшим представителем российского интеллектуального мира.

Гораздо позже тесная дружба этих людей перестала быть для меня неожиданностью. Все вполне закономерно. Чтобы подтвердить  это свое утверждение, придется снова обратиться к материалу Владимира Цвиркуна. Его статья заканчивается ярким эпизодом. Василий  Михайлович Песков к тому времени был уже больным человеком. Он утратил подвижность и активность. Но как-то пожаловался Александру Бровашову, что, сколько ни старался, так и не нашел гнездовья филина. А так хотелось поближе познакомиться с этой умной и очень осторожной птицей.

Бровашову эта жалоба лауреата Ленинской премии запала в душу. В своих поисках гнездовий птиц он и сам ни разу не имел удачи ознакомиться с такой находкой. Время шло. И вдруг на крутом и труднодоступном берегу Дона Александр Федорович нашел все-таки гнездо филина. Он тут же отправил эту весть в Москву. А через два дня Василий Михайлович Песков появился в Петропавловке. Газетчики местной районной газеты тут же об  этом узнали и подключились к операции  редкого знакомства с местом обиталиния редчайшей для нашего края птицы.

Потом, гораздо позже, бывший редактор Петропавловской районной газеты Михаил Михайлович Кривошлыков рассказал, как все происходило. Обрывистый берег Дона в том месте был в высшей степени недоступен для молодых мужчин. А тут старый, измученный своей болезнью человек. Но Василий Михайлович был крайне возбужден. Он просто горел  желанием как можно ближе оказаться у гнезда и сделать как можно больше фотоснимков. При этом риск сорваться с обрыва и сильно разбиться тоже был очень велик. Петропавловские газетчики впали в дрожь. Они очень опасались, что не справятся со своей непосильной для них задачей, уберечь знаменитого писателя и журналиста от падения. Никакой твердой гарантии, что этого не случился за все время проведения операции изучения гнездовья филина у них не было. Поэтому ребята от всей души желали, чтобы вся  эта авантюра поскорее закончилась.

К чести Петропавловских газетчиков они справились с порученным им делом. Хотя Василию Михайловичу Пескову и намекнуть нельзя было, что пора заканчивать крайне опасную для него авантюру. Казалось, он прикипел к этому месту навечно.

Оба журналиста   разразились солидными впечатляющими материалами. Василий Михайлович – в «Комсомольской правде». На двух страницах. Александр Федорович – в своей районке «Родное Приданье».

Владимир Цвиркун в своем материале написал, что Александр Федорович Бровашов поэт в фотоснимках. И  это действительно так. Его снимки несут в себе много чувств и ощущений. Невольно вспоминается очень популярная в советское время песня «Как прекрасен это мир. Посмотри». Бровашов своим творчеством всю свою жизнь призывал нас смотреть на окружающую нас живую и неодушевленную природу, как на красивейшее в этом мире явление.