Беженец

Владимир Пастернак
               
1.

      С Иосифом я познакомился год назад, его привёз для выполнения каких-то работ строительный подрядчик. На вид можно дать ему не более тридцати пяти. Смуглая кожа, короткие, жесткие, слегка курчавые волосы, тонкие черты лица выдавали в нём представителя Эфиопии.
 
      Нужно сказать, что эфиопов в Израиле довольно много. В конце семидесятых - начале восьмидесятых началась их массовая алия*. Вопрос о том, являются ли "фалаш мура" (самоназвание эфиопских евреев) потомками царя Соломона и царицы Савской  до сих пор оспаривается многими авторитетными учёными. Ряд историков и этнографов склоняются к их кушитскому происхождению. Пока учёные спорят между собой, в Израиль переселилась достаточно большая группа эфиопов, в основном, из северной части Эфиопии. Этот регион населяют преимущественно тиграи. По большей части,  представители тиграи – православные христиане-монофизиты*
Следует отметить, что эфиопская православная церковь – одна из древнейших восточных церквей и существует с первого века н.э. Во времена, когда русичи поклонялись идолищам, в Эфиопии уже верили в Единого Бога Иисуса Христа.
 
      Иосиф – эфиоп-христианин*, родился в православной христианской семье, говорящей на тигриньи. Его предки, по всей видимости, никакой этнической связи с евреями не имели. Впрочем, как шутливо говорил поэт И. Губерман в одном своём четверостишии:
 
«Все люди – евреи и просто не все
Нашли в себе смелость признаться"               

      Когда мы встретились, Иосиф неплохо говорил на иврите. Как я уже сказал, на вид ему можно было дать лет 35 лет. Скорее всего, он родился, когда Генеральный секретарь ЦК рабочей партии Эфиопии Менгисту Хайле-Мариам завершал свой путь к "светлому будущему". Как многие африканские диктаторы, придя к власти в результате военного переворота, первым делом, он объявил о социалистическом пути развития. Делалось это не столько из-за пристрастия к марксистской идеологии, но по причине, куда более прозаичной – такой выбор сулил щедрую и безвозмездную братскую помощь от СССР.
С протянутой рукой они устремлялись в Кремль, где их, широко раскрыв объятия, встречал Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Скрепив печатью и жарким поцелуем договор о дружбе и сотрудничестве, они могли рассчитывать на многомиллионные дармовые вливания. В этой череде новоявленных африканских марксистов стоял и Хайле-Мариам.  Ох уж эти марксисты! Среди них можно было встретить и совсем конченных ублюдков, не гнушавшихся полакомиться человечиной. Интересно, знал ли Генеральный Секретарь ЦК КПСС, что лобызает каннибала, целуя в губы, например, Иди Амина или Бокассу?
 
      Разумеется, малолетний Иосиф навряд ли помнил позорное бегство лидера Эфиопской революции из доведенной до полного обнищания страны. Возможно, ему приходилось слышать от родителей о страданиях во времена «красного террора». Как все диктаторские режимы того времени, придя к власти, коммунисты начинали с массового истребления инакомыслящих. Эфиопский лидер не был исключением.
Результатом революционных «достижений» Менгисту Мариама в Эфиопии стали несколько миллионов погибших от террора и умерших от голода. Однако, даже после его бегства, новые лидеры продолжили идти тем же курсом, завершением которого стала гражданская война и отделение Эритреи.
 
      Такие же потрясения испытывали и соседние с Эфиопией страны – Судан и Сомали, правда, там военные столкновения  и гражданские войны носили, скорее,  межэтнический и религиозный характер. Бедственное положение, постоянная угроза для жизни, толкали граждан на бегство.
 
      В 2009 году Иосиф тоже решился на этот шаг. Выбора «куда бежать» не было.  Информация о том, что со стороны Синая можно, без особых проблем, проникнуть в Израиль, распространялась от тех, кто уже сумел это осуществить. В надежде на лучшую жизнь, в еврейское государство устремились потоки африканских беженцев.

      Парадокс, но доведенные до крайности граждане, многие из которых исповедовали ислам, бежали к «сионистским врагам», надеясь спасти свою жизнь, получить защиту, еду и работу.

      С этого места я даю слово Иосифу и постараюсь передать историю его побега из Эфиопии в Израиль  так,  как услышал из его собственных уст.


2.
                ПОБЕГ

               
      Когда в 2009 году родители узнали о моём решении бежать в Израиль, они не стали отговаривать. Наша семья сильно пострадала во время «красного террора».  Двое младших братьев отца были арестованы по обвинению в повстанческой деятельности и, по всей видимости, были убиты. Отца тоже арестовали за попытку прятать повстанцев в церкви. До революции он был священником. Слава богу, отцу повезло, его не убили, но на всю жизнь он остался калекой. Когда я сказал маме о своём решении, она сильно плакала, но согласие дала. Две мои младшие сестры тоже хотели бежать со мной, но это было невозможно.  Для побега одного человека требовалась огромная сумма. Пять  тысяч долларов!  Для нас это были немыслимые деньги, да и родители ни за что не отпустили бы сестёр.

       Больше года ушло, чтобы собрать деньги. Потом меня свели с бедуином из Судана, который за 500 баксов обещал вывести к египетской границе. Разумеется, в эту сумму не входили траты на еду и попутный транспорт, ведь предстоял путь через огромную территорию Судана, включая Нубийскую пустыню. В назначенный день мы встретились. Оказалось, с нами пойдут ещё три человека. Путь до границы с Египтом занял около двух недель, большую часть пришлось идти пешком. Преодолев сотни километров по разбитым дорогам и полнейшему бездорожью, проводник вывел нас в условленное место. Там уже ждали.
Высохший, как мумия, старик – египетский бедуин с белой бородой и длинной кривой палкой в виде посоха. Его сопровождал мальчишка, возможно, правнук, примерно, пятнадцати-шестнадцати лет. Первым делом, старик потребовал аванс по триста долларов с каждого, ещё триста мы должны были дать ему по прибытию на Синай.  Тактика была такая же, как и в Судане: все транспортные расходы и питание мы оплачивали сами.
 
      Дождавшись ночи, мы перешли границу с Египтом. На лицах наших проводников не было ни малейшего беспокойства, видимо, этим путём они прошли десятки, а может, сотни раз. От одного населённого пункта до следующего мы старались идти незаметно, боясь встречи с полицией или военными, иногда, удавалось проехать несколько десятков километров на попутных грузовиках. Последнюю сотню километров до Синая шли пешком, преимущественно, ночью. Старик с мальчишкой вывели в условленное место, где нас встретили синайские бедуины. Их было четверо, лица скрыты обмотанными вокруг головы платками. Судя по тому, как они обнимали старика и мальчишку, я сделал вывод, что это – одна семья.
Мы расплатились и они продолжили нас сопровождать вглубь Синая все вместе.

      Вечером  пришли к тайному убежищу среди скал. Там нас ждала группа, примерно, из ста таких же, как и мы, беженцев из Эритреи, Эфиопии, Судана и Сомали. Среди них были женщины, некоторые беременные или с маленькими детьми. Проводники приказали всем сесть.
 
      Ближе к ночи подошла ещё одна группа, человек 20-30, их сопровождали шестеро бедуинов. В отличии от первых, эти были вооружены и вели себя очень агрессивно. Мне показалось, что они находятся под воздействием наркотиков, из- под одежды торчали стволы калашниковых и лица, как и у первых, обмотаны платками. Я опасался, что нас просто ограбят и убьют, думаю, этого же боялись остальные.  Мои подозрения были не напрасны. Нас начали избивать ногами и палками, при этом,  они орали, чтобы мы смотрели только себе под ноги и не смели поднимать глаза. После избиения, которое продолжалось не меньше получаса, нас положили лицом вниз и начали насиловать женщин. Я не смел поднять голову, но думаю, насилию подверглись и дети.
За ночь это повторилось дважды и всё время мы лежали лицом вниз. Наверное, здесь были мужья, братья или другие родственники несчастных женщин. Я слышал, как некоторые из них пытались сопротивляться, нашлись смельчаки и среди мужчин, но их зверски избили, а возможно, убили. Всё это время я думал о своих младших сёстрах. Боже мой! Ведь это могло произойти с ними, если бы взял их с собой!
 
      Рано утром до восхода солнца мы услышали, как кто-то молится. Я приподнял голову и увидел наших мучителей, совершающих утренний намаз. После кошмарной ночи  видеть этих зверей, молящихся Аллаху, было невыносимо.
Помолившись, они приказали всем сесть на корточки и приготовить по две тысячи долларов. Старик с мальчишкой начали обходить и собирать деньги. Когда очередь дошла до меня, я вытащил подаренное отцом  старинное Священное писание на языке геэз* и хотел достать деньги, спрятанные в корешок. Увидев на переплёте крест, один из бедуинов попытался выбить ногой Библию из моих рук, она разбила мне лицо. Старик с кожаным мешком ждал пока я вытирал кровь и доставал деньги.
У шести или семи суданцев не оказалось нужной суммы, их отвели в сторону, скрутили проволокой руки и долго били. Через некоторое время со стороны Синая подъехал старый грузовик военного образца с прицепом и длинный бензовоз. Проводники долго ругались с водителями, наверное, те приехали с опозданием. Один из проводников стал выдёргивать из толпы самых молодых и сильных. Отобрав человек 30-35, он приказал лезть в цистерну. Мне повезло: я забрался внутрь одним из последних.  Оба люка водитель оставил открытыми, но дышать всё равно было нечем, мне не хотелось даже думать о том, что чувствуют те, кто оказались внизу. Многие кричали и просили остановиться, но водитель не слышал.

      Сколько ехали, не знаю, через какое-то время я потерял сознание. Очнулся от острой боли в правом боку. Надо мной стоял проводник и тыкал стволом калашникова в рёбра. Тоже самое делали с остальными, которые лежали слева и справа от меня. Несколько человек за ноги оттащили в кусты, наверное, они были мертвы. Когда все, более менее, оклемались, нам швырнули канистру с тёплой, отдающей бензином водой и завёрнутые в тряпку сухие лепёшки. Мне не хотелось ни есть, ни пить, думаю, несколько рёбер были сломаны, пришлось лечь на спину. Слева от нас вдали виднелась египетская вышка. Мы находились под прикрытием больших каменных обломков и египтяне не могли нас видеть. Через какое-то время подъехал грузовик, привёз ещё человек 35-40 и поехал за остальными.
 
      Так мы лежали до вечера, пока бедуины не привели остальных. Возможно, грузовик сломался или выгрузил где-то далеко и остаток пути они шли пешком, поэтому еле держались на ногах, особенно, женщины. Было видно, что дошли не все, по крайней мере, я не увидел несколько беременных женщин. Мой земляк шепнул, что избитых суданцев на бензовозе увезли в Эль-Ариш*, а вместе с ними и всех беременных. Ещё до побега ходили слухи, что на окраинах Эль-Ариш существуют  тайные лагеря, где держат беженцев, не сумевших расплатиться с проводниками-бедуинами. В лагерях их подвергают всяческим пыткам, пытаясь получить выкуп от родственников. Если не удаётся получить выкуп, их органы продают чёрным трансплантологам из Каирских частных клиник*. Не знаю, насколько это правда, но и суданский бедуин, что привёл нас к египетской границе, рассказывал об ужасах, творящихся в лагерях Эль-Ариша.

      Когда все, насколько возможно, передохнули, и стало достаточно темно, один из проводников начал инструктаж. Я не понимал по-арабски, но земляк из Эфиопии  переводил:

      «Через десять минут вы будете бежать в этом направлении, - сказал старший, указав рукой . -  До израильской границы не более трёх-четырёх километров. Старайтесь бежать подальше друг от друга, эти трусливые шакалы, - продолжал он и махнул в сторону египетской вышки, - будут стрелять, но вы не останавливайтесь, бегите дальше, в основном, они стреляют в воздух»

Потом он снова вытянул руку в сторону границы, крикнул короткое «ялла»* и мы побежали.

      Египтяне как будто ждали, в нашу сторону взлетела осветительная ракета. С вышки начали стрелять. Сначала светящиеся трассы шли высоко над нашими головами, но чем ближе мы приближались к границе, огонь стал более прицельным. Видимо,  стрельба по бегущим живым мишеням каждую ночь стала для египетских пограничников чем-то вроде забавы.
 
      Мы рассеялись, кто-то бежал, кто-то полз на четвереньках. Я тоже не мог бежать, каждый шаг и каждый вдох причинял нестерпимую боль. Сначала я ещё пытался идти, потом  полз на четвереньках. Это продолжалось вечность, мне уже было всё равно: попадут в меня египтяне или нет, я хотел только одного – поскорее бы всё закончилось...

      Когда меня с двух сторон подхватили чьи-то руки, я уже ничего не соображал, может, был без сознания. К счастью, это были израильские пограничники. Мои мучения закончились...




*Алия; (ивр. ;;;;;;;;, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») — репатриация (понимаемая в данном случае как возвращение на историческую родину)

*Монофизиты (от monos,  «один», и physis, «природа») – традиционное название тех, кто отрицает присутствие в Иисусе Христе двух равноправных природ (божественной и человеческой)

*Эфиопы-христиане помимо монофизитства придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан считаются неактуальными, таких как соблюдение законов о пище (кашрут). Практикуется также обрезание младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете)
 
*Ге;эз (геез, гы;ыз, (классический) эфиопский, древнеэфиопский язык)                В настоящее время сохраняет функцию языка литургии Эфиопской православной церкви и Эфиопской католической церкви.

 *Эль-Ариш (в древности — Ринокорура) — административный центр и крупнейший город провинции Северный Синай.

*Тайные лагеря                ...Источники CNN сообщили, что на Синай приезжают «черные трансплантологи» из каирских частных клиник. Они ищут подходящих доноров среди «неплатежеспособных» беженцев из Эфиопии, Судана, Эритреи и других подобных мест, не сумевших выплатить требуемые суммы за переход границы бедуинским «проводникам». Африканцев накачивают наркотиками и извлекают из их тела требуемые органы — чаще всего печень, почки и роговицы глаз. Затем «донора» кое-как зашивают и бросают умирать...Хамди аль-Азази из New Generation Foundation сообщил, что видел тела, сваленные в высохших колодцах, а также осмотрел множество тел африканских нелегалов, поступивших в больницы Эль-Ариша. Многие трупы носили следы свежих операций в области живота. Фотографии тел были показаны доктору Фахри Салиху, эксперту по вопросам торговли органами. Тот подтвердил, что многие шрамы оставлены скальпелем хирурга, причем примерно за 48 часов до смерти...

*Ялла - арабское слово, восклицание, имеющее несколько значений, например, "давай", "вперёд!".



СПРАВКА
                2 января 2013 года состоялось торжественное завершение строительства заградительного барьера на границе с Египтом. Основная «миссия» этого сооружения – сокращение нелегальной миграции в Израиль из Судана и Эритреи, а также снижение опасности со стороны маргинальных террористических группировок, которые в настоящее время процветают на формально демилитаризованном Синайском полуострове. Бюджет строительства составил около 430 миллионов долларов, длина забора – 230 километров. По данным МИД Израиля, с начала активной нелегальной эмиграции из Африки в Израиль (ее начало пришлось на середину 2000-х годов) на территорию еврейского государства проникло 59 858 таких мигрантов.
После завершения строительства заградительного барьера поток нелегальных африканских беженцев был остановлен.


ПОСЛЕСЛОВИЕ


      В этом очерке я не коснулся одной очень важной темы, касающейся нелегальной эмиграции в Израиль. Однако не упомянуть о ней будет несправедливо по отношению к гражданам еврейского государства, особенно тех районов, где скопления африканских нелегалов вызвали большие проблемы.
 
      Следует  признать, что с потоками, действительно, несчастных, спасающих свою жизнь беженцев, в Израиль незаконно проникло огромное число лиц, не желающих честно жить и трудиться. Особенно, это почувствовали жители южного Тель-Авива, где концентрация нелегалов из Африки самая высокая по стране.

      До строительства заградительной стены на египетской границе, да и после этого новостные каналы и газеты периодически сообщают о случаях изнасилования, кражах, грабежах и убийствах, совершаемых нелегалами. Всё это привело к тому, что уставшие от произвола непрошенных гостей граждане южного Тель-Авива стали регулярно выходить на демонстрации протеста.
 
      Что касается уголовников, ситуация решалась и решается просто: совершил преступление – получи законное наказание. Вот с теми, кто проникли в Израиль, пусть незаконно, но не нарушают порядок и пытаются честно трудиться, здесь сразу возникли проблемы. Часть африканских нелегалов, которые, действительно, спасали свои жизни, бежав из опасных районов, где идёт гражданская война, например,  из Судана (Дарфур), уже получили статус беженцев. Но таких немного, речь идёт о нескольких тысячах человек. Основная же часть - это те, кто прибыли, скажем, из Эритреи, уклоняясь от воинской службы. На статус беженца рассчитывать они не могут. Однако и отправить их обратно Израиль не может по гуманным соображениям – там их ждёт суровое наказание. Египет, с чьей территории прибыли нелегалы, брать на себя ответственность категорически не хочет. Как быть в этой ситуации?
 
     Предыдущему правительству удалось договориться с Руандой и она согласилась принять часть африканских беженцев. Всем желающим добровольно покинуть Израиль была предложена разовая помощь (3500 $ США) и бесплатный билет в один конец. Какая-то часть согласилась, но в стране осталось всё ещё большое количество нелегалов из Африки. Ситуация усугубилась тем, что за время своего незаконного пребывания у них родились дети, некоторые беженцы заключили брак с гражданами Израиля...

      Таким образом, на сегодняшний день в Израиле всё ещё остаются на полулегальном положении несколько десятков тысяч нелегальных эмигрантов, сохраняя надежду на законную легализацию.

      В таком положении оказался и герой моего очерка Иосиф. Уже десять лет он находится в стране, имея документ о праве на жизнь и работу в Израиле, который  обязан продлевать каждые три года.

      Завершая очерк, я расскажу короткую историю, она случилась с моим очень давним и хорошим знакомым. Зовут его Михаэль, а по профессии он – садовник.
Десятки лет он занимается частным предпринимательством, выполняя садовые работы.

      По своей натуре Михаэль – добрейший человек и не раз при наших встречах высказывался о своём сочувствии к несчастным африканским беженцам. Однажды я не выдержал и спросил: "Если ты так их жалеешь, почему бы тебе не взять несколько работников, тем более, ты можешь платить им минимальную зарплату (на тот момент - 4800 шекелей)?
 "Я это и хочу сделать", - ответил Михаэль и мы расстались.

      Когда в очередной раз он приехал для выполнения плановых работ, вид у него был какой-то озабоченный, а после моего вопроса про нелегалов Михаэль явно занервничал. Обычно, он всегда весел и шутит, а тут – сник. Мне стало любопытно и я спросил, что с ним случилось. В общем, услышал я такую историю.

      Через несколько дней после нашего последнего разговора он увидел трёх несчастных и грязных африканцев из Судана, сидящих на скамейке возле старого автовокзала в Тель-Авиве. Ему, как обычно, стало жалко, он отвёл их в близлежащий ресторанчик и накормил. За обедом Михаэль предложил им не тяжелую работу с достойной оплатой и те с радостью согласились. Привёз их к заказчику, выгрузил оборудование, показал, как работать. Проверил, что они неплохо усвоили урок и поехал на другой объект закончить работу. Вернулся назад – ни суданцев, ни дорогущего оборудования.  «Вот и верь после этого людям! – Сказал, чуть не плача, Михаэль.