Позывной Толстый. Серафимов Станислав

Ирина Горбань
Серафимов Станислав Антонович. Позывной «Толстый»

31.03.1980 – 21.01 2015

г. Донецк


- Оделся, сказал: «Я на войну», поцеловал и ушел, - вспоминает вдова ополченца Станислава Серафимова.

Так в 2014 году поступали многие мужчины. Когда 2 мая 2014 года в Одессе  горел дом Профсоюзов и людей живьем сжигали, не выпуская из горящего здания, все поняли, что шутки с Майданом и лозунгами «Хто нэ скаче, той москаль» переросли в опасные игры. Когда-то родные братья вдруг стали врагами.

Спустя неделю, 9 мая 2014 года Станислав Серафимов ушел записываться в ополчение. Жена Марина, как соратница всех его взглядов по поводу справедливости, горько вздохнула, поплакала, и не стала отговаривать мужа. Знала, что никакие аргументы и доводы не остановят ее Стаса - если решил, так и сделает. Спустя несколько часов вернулся домой, бросил в угол сумку и с отчаянием в голосе сказал, что стрелять умеет (он охотник), на танке тоже справился бы, ведь он может управлять трактором, а его вернули домой, мотивируя тем, что он у матери и отца единственный сын, и у него маленький ребенок.

Накал наступлений врага на родной город с каждым днем нарастал. Люди выезжали на неопределенное время, оставляя родные дома. Станислав помогал беженцам из Донецка - семьям с детьми, не имеющих личного транспорта. Насмотревшись на всеобщее горе, страх от обстрелов, снова обратился в комендатуру Донецка. На этот раз он был принят в ряды ополчения.

4 июля 2014 Станислав Серафимов ушел на защиту Донбасса. Это было самое горячее время: аэропорт, Пески, Иловайск.

- Первый раз Стас позвонил только через десять дней, - вспоминает вдова защитника Марина Николаевна. – Он не мог поступить иначе. Воспитание деда оказалось серьезным. «Если ты настоящий мужчина, -  должен защищать Родину», - говорил он внуку.

С Мариной был договор – родителям ничего не говорить. И жене он тоже не рассказывал, что с ним было, когда впервые увидел, как убивают людей. Охота в лесу ни в какое сравнение не шла с охотой на людей в черте города.

Когда ждешь мужа с войны, время будто останавливается. Месяц постоянной тревоги о любимом человеке, вечная недосказанность порождает тревогу за тревогой. По телевидению в военных сводках ясно видно, в какой опасности находится Донбасс, но слышишь спокойный и веселый голос в трубке, становится немного легче – жив!
Однажды в трубке прозвучал незнакомый голос. Сердце Марины оборвалось. Но человек успокоил женщину, сказал, что «Толстый» (позывной Станислава) легко ранен, терпит боль, отказывается от медицинской помощи, но его привезли в Донецк показать травматологу. Вот тогда Марина сказала родителям мужа, что есть возможность повидать сына.

Получив помощь в челюстно-лицевом отделении, «Толстый» вернулся в строй. Второй раз  Станислав приехал домой только через месяц. Да не один, а с боевыми товарищами.

- Мы живем в частном секторе, - рассказывает Марина Николаевна. – Подъезжает машина с развевающимся Российским флагом, и слышу радостный голос Стаса: «Мы победим!».

В этот раз Станислав рассказал жене, что был на Нижней Крынке (здесь получил первое ранение), затем направились в Зугрэс, когда был авианалёт на городской пляж. И только сейчас получилось вырваться в увольнение.

Часто происходила ротация подразделений, поэтому Станислав Серафимов  был в разных местах дислокации ополченцев. Это были «Гром», «Гром-2», служил и в подразделении Сомали. Долго Наталья Викторовна умоляла единственного сына вернуться домой. Чтобы меньше тревожить мать, Станислав, старший сержант, командир танка, в очередном телефонном разговоре пообещал в конце года вернуться.
Но разве материнское сердце обманешь? Да и как оставить боевых товарищей? 20 января всех подняли по тревоге. Началась битва за освобождение аэропорта.

- Утром, 21января, мы с мужем общались по телефону, - вспоминает Марина Николаевна. - Он радостно сообщил: «Всё, аэропорт наш!». А вечером, ближе к 22-м часам, позвонил его товарищ и сообщил о гибели «Толстого». Осколок снаряда попал «Толстому» в голову. Рана была смертельной.

- Что я скажу нашей дочери Сонечке? Как объясню, что папа никогда в жизни к нам не вернется? Его у нас отняла война. У меня отняли мужа, у Сонечки – папу…
- Стас был хорошим мужем, отцом, хозяином. В частном доме всегда нужны мужские руки. Он сам поставил забор, провел воду, отремонтировал крышу, планировал построить гараж. И сегодня во дворе хранятся стройматериалы. После его гибели всё начало рушиться, - сокрушается вдова.

Для Донецка двадцатые числа января 2015 года были трагическими не только для ополченцев, но и для мирных жителей. Регулярные обстрелы со стороны Украины были жестокими. 21 января снаряды рвались на передовой, а затем полетели в центральные районы Донецка. На Боссе один из снарядов попал в троллейбус, наполненный людьми. Душераздирающие стоны раненых, истекающих кровью. Морги и ритуальные службы работали круглосуточно.

Похоронили Станислава Серафимова (позывной «Толстый») с военными почестями 23 января 2015 года на Мушкетовском кладбище, где покоятся его родные.

- Я считаю своего мужа героем, - плачет Марина Владимировна. - Было бы таких отважных и ответственных людей больше, уже бы давно всё закончилось. Уверена: если бы вернуть то время, Станислав все равно принял бы решение  уйти на защиту Родины.

В память о защитнике Донецкой Народной Республики сотрудники администрации Буденновского района Донецка прикрепили на фронтон дома Серафимовых Звезду Героя.
- Пусть простит меня Станислав, - плачет Марина Николаевна, - я не хожу в День Победы в колонне «Бессмертный полк», – для меня он живой. Сердце болит, боль не проходит.

Дочери погибшего воина было 10 лет, когда она в последний раз видела отца:
- Папа был добрым, и в то же время достаточно строгим. Они с мамой друг друга дополняли:  папа отвечал за дисциплину, мама за всё остальное. Часто вместе гуляли, выезжали каждое лето к морю. Помню, я занималась танцами, ходила на танцевальный кружок, - он меня часто сопровождал. Был заботливым, учил, что во всём должен быть порядок, - не сдержалась,  расплакалась София. - Если бы я его увидела, рассказала бы, что учусь в ДонНУ на юридическом факультете, что очень люблю эту профессию, и что он бы мною гордился.

Особенно жалеет девушка, что не успела сказать отцу, как крепко она его любит, что папки ей очень не хватает. Не успела.

- Считаю, что мой отец Герой. Я горжусь им. Он ушел воевать за нас, - сквозь горькие слёзы сказала София.


Автор текста Ирина Горбань

Проект "Белые журавли". Отдел реализации соц.проектов Мининфо ДНР