Лоренцо Лотто. Мистическое обручение Св. Екатерины

Алина Алексеева-Маркезин
Лоренцо Лотто.    Мистическое обручение святой Екатерины. 1523г.  Холст, масло. Бергамо, Академия Каррара

     По возвращении из Рима в Северную Италию Лотто на продолжительное время обосновался в Бергамо. Эти годы отмечены наиболее продуктивной деятельностью художника, именно тогда складываются отличительные черты его стиля. Исчезает некоторая резкость, присущая творчеству молодого Лотто. Смягчаются и закругляются линии, более грациозными становятся образы его религиозных композиций, изящнее движения, изысканнее цветовая гамма, нежнее и прозрачнее световоздушная среда. К этому периоду относится произведение «Мистическое обручение святой Екатерины».

      Святая Екатерина Александрийская (в переводе с греч. «всегда чистая»). Дочь Ксантоса, правителя Александрии, отличалась красотой и образованностью. К ней сваталось много знатных женихов, но духовный наставник Екатерины рассказал ей о «небесном женихе», единственно достойном. Однажды во сне Екатерина увидела Деву Марию с Младенцем, но Богомладенец отвращал свой лик от коленопреклоненной Екатерины. По совету наставника Екатерина приняла крещение, и тогда, в следующем сне, Христос ласково посмотрел на нее, вручил ей перстень и назвал своей невестой. Когда Екатерина пробудилась, на ее пальце светилось кольцо. Затем в Александрию прибыл Максимин, племянник римского императора Максимиана, преследовавшего христиан.
      Святая Екатерина отправилась к нему и смело обличала заблуждения язычников. Тогда Максимин изобрел для Екатерины орудие пыток – четыре колеса с железными шипами. Но колеса разлетелись на куски и вместо Екатерины убили на месте многих язычников, тогда по приказу Максимина её обезглавили. Ангелы отнесли тело святой на гору Синай. Нередко Святую Екатерину изображают с таким колесом, а также, как на этой картине, с пальмовой ветвью мученицы.

     Композиция была написана по заказу Никколо Бонги, в доме которого, в городе Бергамо художник жил некоторое время. Подразумевалось, что Лотто создает драгоценную семейную реликвию - кроме Богоматери с Младенцем, св. Екатерины и ангела, несколько в стороне мы видим изображение самого Бонги, выступающего в роли донатора, т. е. заказчика священного образа, который определенным образом становится свидетелем чуда Обручения.
Включение изображения донаторов в религиозные композиции - традиция очень древняя. Мы можем видеть подобные примеры и в искусстве Средневековья, античности, Древнего Египта...
Получив заказ в пригороде Трескоре, художнику пришлось оставить эту картину заказчику в качестве оплаты за год аренды.

     Венецианцы, даже провинциальные, отличались пристрастием к красивым вещам. Они любили искусство яркое и праздничное. Первое место отводилось колориту, сияющему как самоцветные камни или опалы. Этому всецело отвечали работы Лотто. Его картины иногда так ослепительны и свежи по своему прозрачному, холодноватому колориту, что их можно сравнить с лучшими образцами венецианского стекла, а отдельные детали, ярко освещенные и насыщенные цветом, сияют, как рубины и изумруды. К сожалению, все это можно оценить только стоя пред самой картиной, и совершенно теряется в репродукции...
   
    В композиции есть печальная утрата. Над головой Богоматери мы видим окно, украшенное перекинутым через него богатым ковром. Однако пейзаж, когда-то видимый сквозь окно, так понравился некоему солдату из разбушевавшихся войск наемников Карла V, что он решил вырезать эту часть холста. Разрезанный холст надставили, но вместо синего неба, зеленых деревьев, а может быть, моря и солнца, теперь только унылая серая поверхность...По свидетельству исследователей, там был изображен прекрасный вид на гору Синай.


     Несмотря на утрату, эта работа является одним из лучших произведений Лоренцо Лотто. В безмятежной, мягкой, уютной атмосфере изображена коленопреклоненная святая Екатерина перед Мадонной с Младенцем, надевающим Екатерине на палец кольцо. Действие происходит в богатом доме, о чем свидетельствуют роскошный восточный ковер, который спускается с подоконника, и ручки кресла, обитые тисненой кожей. Свидетелями сцены мистического обручения становятся ангел с молитвенно сложенными руками и человек, одетый по моде XVI века.
 
     Ранее считалось, что это автопортрет самого Лотто, но оказалось, что это Никколо Бонги, чей портрет художник включил в композицию. Красноречивый жест его рук говорит о том, что он сдерживает сильное душевное волнение, присутствуя при этом сакральном событии. Его строгий костюм вносит некий акцент, чтобы оттенить пышность других нарядов. Мадонна и Екатерина не просто красивы, они ослепительно прекрасны.

      Их утонченная прелесть и фарфоровая белизна кожи подчеркиваются яркими пышными платьями с виртуозно выписанной фактурой. Благодаря искусной технике живописи, становятся почти неразличимы мазки краски. Обратите внимание, как написаны тончайшая вуаль на голове Марии и белая прозрачная материя её сорочки. Изображение волнистых нежных белокурых волос Младенца Христа и Екатерины столь детально, что от них трудно отвести взгляд

    Сложную прическу Екатерины венчает княжеская диадема, украшенная нитью из жемчуга, на виске рубиновая брошь с еще одной крупной жемчужиной, и жемчужная каплевидная сережка.

     Жемчуг – это символ чистоты и целомудрия Святой Екатерины как невесты Христовой. Каждая деталь этого произведения привлекает внимание сама по себе: трогательная молельная подушечка с шелковой кисточкой, пальмовая ветвь мученицы, как тонкое перо диковинной птицы, а нимбы напоминают золотую гравировку.

     Но главным живописным средством в этой картине является, безусловно, богатство цвета – колористическая полифония всевозможных оттенков. Как же Лоренцо Лотто создавал такие динамичные, прозрачные цвета, которые заставляли сиять фигуры и предметы на его работах?

       Многие художники Северной Италии экспериментировали с техникой живописи, особенно с используемыми в работе материалами. Недавние исследования различных работ Лотто показали, что художник не только с непринужденностью использовал цветовую палитру, позволяющую получить новые оттенки, но и применял секретный ингредиент – толченое стекло.
    Это подтверждается и собственными записями художника, как известно, Лотто перечислял в «Книге расходов» все купленные им материалы.
Также и в образцах краски полотен многих венецианских художников, таких, как Тинторетто, Джованни Беллини, и других, были обнаружены разнообразные типы частиц стекла, смешанные с краской.

     Вполне возможно, что, помимо основной функции улучшения цветов, стекло могло ускорять высыхание краски. До XV века художники смешивали пигменты с темперой на основе яичного желтка, которая сохла мгновенно и на дереве, и на холсте. Когда же они перешли на масляные краски, обнаружилась проблема: они слишком долго сохли. Поскольку художники наносили несколько слоев краски для достижения нужного эффекта, было важно получить способ более быстрой сушки.

      Вероятно, присутствие стекла в венецианских картинах неслучайно. В эпоху Возрождения Венеция была мировой столицей производства стекла. В конце XV века стеклодувы вместо обычного песка, который содержал примеси железа, и которые, в свою очередь, придавали стеклу зеленоватый оттенок, стали использовать чистый кварц.
 
    Так появилось стекло, называемое «кристалло», получившее признание во всей Европе за абсолютную прозрачность и чистоту.
Наверное, художники пытались достичь этой же прозрачности в своих работах. Лотто накладывал краску такими тонкими слоями, и, видимо, пытался использовать преимущества оптических свойств стекла.

     Частицы стекла делали его краску до некоторой степени прозрачной, так что свет, проходя через один слой, подчеркивал цвет нижележащего слоя. К тому же, варьируя количество стеклянных частиц в краске, Лотто добивался разной степени прозрачности. Таким образом, вместо постоянных оттенков, стекло позволило Лотто создавать более живописную поверхность.

       В этой картине сияние насыщенных и благородных цветов придает живописи праздничный характер. Струящиеся складки шелковых тканей переданы с удивительным богатством оттенков. Изысканные сопоставления алого и ультрамарина, золотистого и фиалкового, зеленого и белого.
      Лотто здесь просто нет равных: будь то благородный красный шелк платья Марии или белая парча Екатерины, фантастическая прозрачность синей и золотистой ткани драпировок рукавов. А сколько оттенков серого в одеянии ангела: от жемчужно-серого до дымчатого маренго.