По краю легенд и озер 1 ч. Цикл Окно в Прибалтику

Эми Ариель
2021 г.

            Первые июньские выходные этого года мы посвятили  очередной экспедиции, на этот раз по восточной Литве, живописному Молетскому направлению.   В самом этом районе уже не раз приходилось бывать,  в восьмидесятых годах даже неделю отдыхали на ведомственной базе   отдыха у озера по профсоюзным путевкам, которые выделили моему папе.  Бытовые условия там были   неважные, питание мизерное, да и погоды всё время стояли холодные и дождливые. Но база отдыха располагала сауной, построенной прямо на берегу озера, и это компенсировало все недостатки – прыгали в озеро из парилки в любую погоду.

      Но одно дело пролететь по шоссе в пункт назначения, а другое дело –  подробно и обстоятельно знакомиться  с краем. И поэтому, отъехав от Вильнюса несколько километров по Молетскому  шоссе, мы сворачиваем на краевую дорогу.
 
СРЕДИ БЕРЁЗОВЫХ ЛЕСОВ

         Наша первая остановка – городок  Пабярже (в переводе - Подберезье). Как и всюду в Вильнюсском районе большую часть населения   городка составляют поляки и другие русскоязычные жители.   Название посёлка связано с берёзой  и изображение берёзовой веточки украшает его герб.  Первое название поселения и было когда-то Бяржай  (Берёзы), поскольку располагалось оно среди лесов и березняков.

       На въезде в посёлок  расположено  католическое кладбище, на стоянке возле него  - машины,  через невысокую ограду видно, как люди  ухаживают за могилами. Напротив – старинное еврейское кладбище, вернее, то, что от него осталось – несколько десятков старинных надгробий, на некоторых ещё можно разобрать надписи. Территория ограждена металлическим заборчиком, ворота наглухо заперты. Информационная табличка сообщает, что исследования этого кладбища проводились в 2019 г.  в рамках пилотного проекта «Охрана Европейских еврейских кладбищ »   при кофинансировании Европейского Союза.  Только потомки тех, кто обрел здесь вечный покой, сюда не приходят. Потому что их не осталось.

          О том, что в здешних местах люди селились с древних времен, свидетельствуют курганы в окрестностях, датируемые I  тысячелетием.  Ну а первые упоминания в письменных источниках относятся к 1484 году, когда был построен первый костёл и создан приход.    После раздела Речи Посполитой весь край отошёл Российской  империи. И как это нередко случалось в этих местах, деревянный костёл, построенный в 1860 году, через несколько лет был передан православным – тогда храмы часто «меняли» конфессию. Интересно, что тогда, в 1866 году,  эксксендз Щелецкий провёл в этом храме последнюю католическую службу и объявил прихожанам, что принял православие и призвал их следовать его примеру.
 
           Да, много история тут намешала народов и религий, и всем здесь находилось место. В настоящее время в городке  действует неоготический костёл Пресвятого Сердца Иисуса, строительство которого было закончено в 1932 г.  Поскольку ещё в XIX веке в этих краях  обосновалась русская старообрядческая религиозная община,   в окрестных деревнях действуют православные молельные дома старообрядцев – деревянная церковь Св. Николая в деревне Жемайтеляй,  а также церковь в деревне Акмене.  А деревня Жемайтеляй  во времена Российской империи  называлась Митрофановкой.  Вообще староверы на территории современной Литвы появились после  «Никоновских»  церковных реформ 1666 года, когда тысячи старообрядцев, скрываясь от репрессий, бежали из России на земли  Речи Посполитой.  Они пускали корни, строили храмы. Первая мировая война остановила строительство староверской церкви в этих местах, многие жители общины тогда эвакуировались вглубь России, но потом всё же вернулись обратно через 3-4 года. После 1920 года эти территории отошли Польше, тем не менее, в 1928 г. староверская церковь была построена и освящена. Община имела и свою библиотеку. Местные староверы в основном занимались сельским хозяйством на своей земле.  Некоторые зарабатывали наемным трудом, чаще всего строительством. К сожалению, мы  пропустили эти интересные объекты, поскольку поехали другой дорогой, а не по Молетскому шоссе.

             В исторических источниках упоминается  дворянская усадьба в Пабярже, в начале   ХХ века  здесь устраивались бои быков.  Это было единственное место в Литве, где устраивалась коррида едва ли не до самого начала Первой мировой войны.  Надо же!

         Во время Второй мировой войны  городок Пабярже очень пострадал, был практически разрушен, за исключением нескольких старинных зданий. Мы   подъехали и осмотрели неоготический костёл – довольно строгий, простой и массивный из красного кирпича с белыми конструктивными элементами. Территория огорожена оградой с интересными воротами и очень хорошо ухожена.  Удивительно, сколько в начале ХХ в. на территории современной  Литвы было построено неоготических костелов, но каждый имеет своё «лицо» и отличается от других.

     От костёла свернули налево и направились по узкой деревенской улице вперёд до развилки, откуда поехали в сторону  леса.  Совсем недалеко. В нескольких десятках метров – памятный указатель – ещё одно место трагедии, место массового расстрела жертв Холокоста. Огороженная металлической оградкой площадка в небольшом овраге в лесу. Скромный камень со звездой Давида. Сколько   здесь погублено людей, не указано, видимо, не сохранилось точных сведений, ведь расстрелы здешних евреев производились в нескольких местах. Всё происходило летом и осенью 1941 г., как и повсюду в Литве. Возле памятника камни, многие с надписями.  От пришедших почтить память невинно убиенных …

       По той же деревенской улочке мы вернулись к костёлу, откуда продолжили наше путешествие.  Следующий пункт нашего маршрута -  городок Гедрайчяй.  И хотя расстояние до него от Пабярже всего 16 км, это уже другой район – Молетский,  и другая история, о чём я расскажу далее.

МЕСТО ВОЙН И СРАЖЕНИЙ.

        Итак, Гедрайчяй. Это поселение впервые упоминается  в  1338 году в хрониках крестоносцев под названием Gedereiten, которые его несколько раз разоряли в 14 веке.  Уже с 15 века селение стало важнейшим центром князей Гедрайтисов, здесь появился костёл, приход и в 18 веке весь городок перешёл под юрисдикцию католической церкви.

           Войны и сражения все время почему-то не обходили этот городок - именно здесь происходили упорные столкновения польских повстанцев  в 1831 г. и  в 1863 г. с частями  армии  Российской империи.  Перед Первой мировой войной здесь вспыхивали массовые беспорядки, связанные с сопротивлением местных поляков  употреблению литовского языка в костёлах.  Поистине – странное место, видимо расположенное на каком-то энергетическом разломе.

          После Октябрьской революции на обломках Российской империи новобразовавшиеся государства Литва и Польша начали войну за спорные территории. Гораздо более сильные польские воинские подразделения под руководством генерала Люциана  Желиговского заняли Вильно и успешно теснили литовскую армию, занимая всё больше и больше территорий края в западном и северо-западном направлении.  Поскольку Лига Наций вмешалась в литовско-польский конфликт  и  постановила его решить с помощью плебисцита на спорных территориях, в район военных действий была направлена  комиссия военного контроля Лиги Наций. Генерал Л. Желиговский,  стремясь занять территорию до июньской демаркационной линии,  организовал мощное наступление  и прорвался вглубь Литвы, нанося существенные потери литовской армии.  17-21 ноября 1920 г. именно здесь, под Гедрайчяй,  наступление поляков было остановлено, но Литовская армия при этом понесла большие потери. По требованию комиссии военного контроля Лиги Наций   боевые действия были прекращены, а позднее был подписан протокол о перемирии и установлена нейтральная 6 километровая зона между  войсками, а сама территория городка уже отошла Литве, потому и большинство жителей в этих местах уже составляют литовцы, в отличие от многонационального Вильнюсского района.  В память об этих событиях в центре городка   установлен памятник литовским пехотинцам, погибшим в этом сражении.

      Поскольку генерал Л.Желиговский  оставил значительный след в истории края, я не могла не углубиться в биографию этого человека. Кто же он, этот генерал Люциан Желиговский?  Совсем не чужой для этого края, местный. Родился в 1865 году  в Виленской губернии возле  Ошмян (теперешняя Беларусь, Гродненская обл.), окончил Рижское военное училище, с 1885 года служил в Российской армии, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне, после Февральской революции стал одним из организаторов польских национальных частей в составе Российской армии. Как видим, до революции верно служил Российской империи. Супруга – Татьяна Евгеньевна Петрова, очевидно, русская . После Октябрьской революции участвовал в гражданской войне на стороне белого движения против большевиков, затем вернулся в Польшу.  Захват Вильнюсского края в 1920 г.  произошёл с негласной санкции Ю.Пилсудского,  когда по приказу Л. Желиговского формально вышедшие из повиновения польскому командованию его войска заняли Вильну  и часть Юго-восточной Литвы, эти территории, названные Срединной Литвой,  потом были включены в состав Польши. После начала германской агрессии в 1939 г. генерал  хотел  вступить добровольцем на военную службу, но принят не был в силу преклонного возраста. Был вынужден выехать в Великобританию, являлся членом польского правительства в изгнании. В 1944 г. генерал объявил, что единственное спасение Польши — это союз славянских народов, , и  Литве он отводил роль её ядра, протому что Литва (Великое Княжество Литовское) была морально сердцем славянства. «Психическое устройство литовских народностей как бы было создано чтобы примирить всех. В нём никогда не было враждебности, ни национальной, ни религиозной, ни культурной,» - утверждал генерал в своих мемуарах.   И он был прав –  Виленский край много веков  был добрым домом для представителей разных народностей.

      Но вернёмся в городок – главная достопримечательность – безбашенный белый построенный в 1809 г.  стиле классицизма костёл  Св. Балтрамея.  Необычный для этих мест.  Рядом    совершенно другого стиля колокольня, сложенная из крупных необработанных камней с ажурной деревянной башней.  Территория огорожена каменной оградой с арочными воротами.   Костёл строился епископом Ю.А. Гедрайтисом, и по его завещанию после  смерти епископа сердце его было замуровано в стене костёла возле алтаря.  С задней площадки открывается  приятный вид на озеро и площадку для отдыха.

           Из Гедрайчяй  по грунтовой дороге, протянувшейся среди полей,  мы отправились  в Камараучизнский лес – место массового убийства евреев Гедрайчяй в начале августа 1941 г.   Это небольшой лесок среди поля. Памятный указатель, в 50 м. информационная таблица – в этом месте было расстреляно 30 мужчин-евреев, по всей вероятности всех, живших в городке.  В архивных документах зафиксированы имена  всех организаторов и исполнителей, а также жертв, хотя начальник полиции, организатор и главный палач запретил пособникам рассказывать об этом преступлении   даже близким.  Но скрыть преступление не удалось.

    Должна сказать, что посещение памятных мест  Холокоста для нас  всегда связано с тяжелыми эмоциями и с горестными раздумьями.  Но мы не можем обойти эти места.  Этого забывать нельзя.

     Поклонившись памяти невинных жертв, по полевой дороге мы снова выбрались на шоссе.   А впереди нас ждал приятный сюрприз.

НЕМНОГО ПОЗИТИВА.

           Ещё весной мы узнали, что в Молетском районе  имеется Музей техники, и очень хотели в нем побывать.  Но все не получалось –  то ограничения на передвижение, то музеи вообще не работали, то по воскресеньям музей  не работал, судя по информации на его сайте.  Отправляясь в поездку по Молетскому краю, мы планировали его посетить, если получится. Правда  мы полагали, что  он находится рядом с Молетай и до него ещё надо добраться.  Каково же наше удивление, когда мы  увидели его посреди поля  возле  дороги из Гедрайчяй, и самое главное – он работал – рядом  было немало машин. Конечно же, мы завернули на стоянку и пошли в кассу.

          Музей принадлежит частным лицам.  Билет - 5 евро, детям, пенсионерам скидки. Отойдя от кассы, стянули маски – огромные ангары насквозь продуваются, а большая часть экспозиции размещена  на открытом воздухе. Мы отправились в увлекательное путешествие по нашему советскому прошлому. Вот они, старые добрые знакомые, друзья и помощники, окружавшие нас в быту в детстве! Кое-что сыну знакомо, так как сохранилось у нас дома,  но многое он видит впервые. Телевизоры, приемники (многие даже в рабочем состоянии и транслируют передачи), стиралки, утюги, кухонные комбайны,  пылесосы, весы, газовые плиты, магнитофоны и проигрыватели, телефонные аппараты…

             Чего тут только нет! Чего тут только нет?  Здесь есть, наверно, всё, чем мы пользовались в прошлом. И синий почтовый ящик с надписью «Почта СССР»    - подходи, опускай конверты! И даже ультразвуковой прибор для стирки, никогда его не видела, но родители рассказывали, что у нас такой был и ни черта не стирал. А бабушка его называла «крикун» и потешалась – возьми и кричи на пеленки, они от этого постираются?
 
                Проходим дальше, здесь уже начинается автомобильная экспозиция, часть  под крышей, а дальше под открытым небом. «Жигули» всех марок, сверкают – они здесь  в идеальном состоянии, «Москвичи» от пузатого 401-го до последних марок, «Запорожцы» «горбатые и ушастые». А вот и  инвалидка - двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода (СеАЗ), на таком раскатывал  наш сосед по даче, перекупивший ее у настоящего инвалида и переделавший под свой внушительный рост.  Советские джипы всех видов – «козлы», как их называли – УАЗы, ГАЗы. Знаменитые маршрутки – РАФы.  Велосипеды и детские автомобильчики, знаете такие, с педалями, мечта многих малышей того времени. Грузовики, автобусы, троллейбусы, сельхозтехника, в том числе громадные комбайны «Нива» и «Енисей» (последнего никогда не приходилось видеть), автовышки, трактора и погрузчики … Служебный транспорт – можно даже посидеть в  милицейской, пожарной или машине скорой помощи.   Увидев на пожарной машине надпись «Припять», мы опешили – неужели сюда притащили чернобыльский экземпляр? Но все оказалось проще – этот автомобиль просто использовался во время съемок американско-британского мини-телесериала «Чернобыль», который снимался на Украине и в Литве, а потом достался музею.  Даже спортивный самолет, в который можно залезть.  Просто глаза разбегаются.  И все это можно   потрогать, посидеть внутри, сфотографироваться.

           Восторженные ребятишки бегают между экспонатами, взрослые
фотографируют. Здесь же небольшой пруд, за оградой чье-то фермерское хозяйство – пасутся овцы и громко играет музыка. Наверно, овцам нравится.  А возле выхода – самый забавный экспонат – симпатичный ослик Гуччи  в вольере, информационная табличка остроумно сообщает его «технические характеристики» и то, что он любит свежий клеверок. Вот на таком интересном экспонате мы завершаем осмотр экспозиции, и, зарядившись  позитивным настроением, возвращаемся к машине.  Казалось бы, что тут такого – всего лишь техника прошлых времен. Но впечатления от экскурсии яркие, радостные. И я вижу, что это не только у нас, все посетители вокруг улыбаются. Может потому, что для детей здесь  все ново, необычно, а взрослые, заставшие эпоху этой техники,  в мыслях возвращаются в те счастливые, светлые времена своего детства, когда всё было спокойно и понятно.   Как кстати этот позитив в наше мрачное, полное безнадежности и лжи время!

       А мы отправляемся по намеченному маршруту дальше. Об этом в продолжении.

Продолжение 2 ч.

http://proza.ru/2021/09/18/1508