С бала на корабль

Наталия Сторм
ВЫНОСКА:
“Любая форма, фигура, нарисованная на плоскости или высеченная в камне, является окном в другой мир. Ключом, дверью, каналом, ведущим в определенное измерение, другой мир, туннель реальности”, Что такое янтра”, ttps://yantra-vidya.livejournal.com/743.html

Апрель начался с приглашения на популярную телевизионную программу местного ТВ. Беседа вызвала резонанс и какое-то время я даже ощущала себя звездой местного разлива. В конце месяца провела очередную выставку работ своих учеников - в тот год мы устроили маскарад, нарядив в роскошные наряды пустые винные бутылки. Идея родилась предыдущей осенью, когда увидела бутылку в форме женского тела с тонкой “талией. Добавила афоризм “Женщина как вино - с годами вкуснее”, и предложила обыграть идею участницам курса. Сразу после Рождества приступили к работе - сочиняли наряды, укрепляли ткани с помощью особого закрепителя, иногда прибегали и к столярному клею, и делились вкусовыми пристрастиями - стеклянные претендентки на престол приобреталась вместе с содержимым. У хорошего вина и бутылки особенные, выбирали только такие. Договорились сделать невинных красавиц “безголовыми”, решив, что в женщине важно сердце, а не голова.

Семестр прошел в трудах праведных - “портнихи” делились красивыми пуговицами, кусочками шикарных тканей, брошками и бусиками. Пришло время отчитываться о проделанной работе. Раз в год все участники предъявляли свои творческие находки. Курсы практической направленности - на выставке. Певцы, музыканты, танцоры и чтецы - на вечернем концерте. Праздник всегда получался ярким и фееричным. За семнадцать лет работы в институте мне выдалось создать не менее пятнадцати композиций для ежегодных выставок. Благодаря моему энтузиазму и стараниям - вложенному времени, личным средствам и сильнейшему желанию показать работы учеников в самом лучшем виде, участники тоже воодушевлялись и принимали активное участие - приносили скатерти, украшения, помогали расставлять экспонаты.

И вот выставка готова. “Променадом” для ожидающих коронации фрейлин стала зеркальная дорожка на столе, покрытом белым атласом. В центре каждого зеркального квадрата - подсвечник с мерцающей свечой - ну как же бал без свечей? В конце дорожки - трон из бордового велюра, купленного специально для выставки - я включилась в игру от всей души, и режиссировала бал как настоящий. Вечер перед открытием, когда все уже разошлись по домам, и я оставалась одна, любила больше всего. Ходила меж рядами, добавляла последние штрихи и любовалась делом рук человеческих - все вместе мы создавали дивные оазисы красоты. Это был результат совместного творчества и момент моего личного триумфа, как мастера и учителя.
Радовалась, что смогла вдохновить людей на созидание вместо того, чтобы сидеть по углам, ныть, и жаловаться на жизнь. Именно в этом видела свою задачу.

Все делала исключительно на общественных началах, в свободное время, и с огромной любовью к делу. Горела идеями и зажигала огоньки в других. Увлеченность и желание творить объединяло всех нас, таких разных и немного сумасшедших. Легкая сумасшедшинка необходима, чтобы не погас интерес и не пропало вдохновение. Новые тренды, веяния, материалы - надо держать нос по ветру. А еще изготовить модели. Каждый семестр новые. Нельзя научить другого, если не умеешь сам. За почти два десятка лет работы накопилось огромное количество моделей, большую часть из которых держала в гараже. Помню, как свекровь спросила однажды: “Что ты со всем этим будешь делать?” Не нашлась тогда, что ответить. Я творила, наслаждалась и вдохновляла других. А спустя много лет жизнь нашла свое применение хранящимся в подвале моделям, о чем расскажу в третьей части книги. 

Но отношение к плодам труда изменилось гораздо раньше, когда увидела фильм про то, как буддийские монахи освящают храмы. В течении долгого времени они настраиваются, поднимают вибрации через соблюдение аскезы, и начинают создавать священный узор из цветной рисовой муки. Сложнейший рисунок выкладывается с невероятной тщательностью под звук особой мантры, приглашающей бодхисаттву. Малейшая расфокусировка внимания приводит к ошибке и превращает сакральный символ в кучку разноцветной пыли. Если монахам удается достичь высокого состояния сознания, мантра становится янтрой, а янтра мантрой - транснсформируясь в объемную энергетическую структуру, куда может при желании снизойти божество. Храм, сотканный из звуков, существует не в трехмерной плоскости, а в невидимом объеме. Видимая, материальная часть, выглядит для непосвященного просто красивой картинкой на полу. “Янтра не является иконой, но понимается, как магическое устройство, которое порождает душу.”

ВЫНОСКА: Посредством определенных изображений йоги и мудрецы, оставаясь физически на месте, пересекали огромные расстояния, путешествовали в разных мирах и общались с разными существами. “Янтра видья”, ttps://yantra-vidya.livejournal.com/743.html

В те годы я не имела ни малейшего понятия о мандалах, янтрах и мантрах. Сакральные символы Вселенной открылись далеко не сразу. Меру и Алатырь, Вишну и Ананта Шеша, Шива и Шакти - все это ожидало впереди. Но уже тогда я старалась придать глубинный смысл всему, что мы делали руками.

И уже начинала понимать, что все начинается не с них, а гораздо раньше (дипломная работа называлась “Все начинается с руки”). Шестым чувством ощущала, что вдохновение это высшая благодать. Фильм про создание янтры показал совершенно иной взгляд на процесс творения и его уровни. Заканчивалась история неожиданно - монахи распахивают все двери храма, а залетевший ветер подхватывает и уносит старательно созданный рисунок. Жизнь материи коротка. Бесконечно лишь само творение.

Осознанное созидание - высший пилотаж творчества - средство для медитации, расширения сознания и общения с божественными силами. Оно позволяет не привязываться к результатам труда. Дух выдыхает идеи, мы вдыхаем. С благодарностью и благоговением принимаем. И отдаем. Отпускаем.

ВЫНОСКА: Высшей из всех янтр является Шри Янтра. В трехмерном варианте она называется Маха Меру. В ней вмещается все мироздание, все планетные системы и все божества - это модель вселенной в соответствии с тантрической космологией. Мантра - это звуковое воплощение, форма божества или энергии. Янтра - это графическое воплощение звука, мантры. Мантра - это звуковая форма янтры.
Янтра видья, ttps://yantra-vidya.livejournal.com/743.html

Творчество на вибрациях радости наполняло наши работы и изделия совершенно особой энергетикой. Помню как однажды обсуждали, чем отличаются наши работы от заводских. И одна участница, учительница шведского языка и литературы Гертруд Бейяр сказала: “Когда я вяжу свитер или носки, вместе с нитью вплетаю теплые чувства любви и заботы к тому, кто потом будет это носить.” Эти слова запали глубоко в душу всем присутствующим. Обычно после выставок участницы начинали иначе оценивать результаты своих трудов. Если по ходу занятий еще сравнивали себя друг с другом и стремились не ударить в грязь лицом, то к концу сезона потихоньку успокаивались, занимаясь каждый своим проектом. Как часто бывает, что человек не соглашается с тем, что умеет на данный момент. Ему хочется волшебным образом перескочить на тот уровень, который еще не наработан. Солдат спит и видит себя генералом, не понимая, почему армией командует не он.

Вместо того, чтобы учиться и наращивать умение, занимается самокритикой, сравнивает себя с другими не в свою пользу, завидует и всячески страдает. Со мной происходило похожее. Об одном таком случае рассказывала в группах. Как-то на занятиях известного в Финляндии акварелиста Кимо Пяликке задала вопрос: “Что не так с моей картиной? В чем ошибка?” Мастер улыбнулся и ответил: “С твоей первой картиной все так. Ошибок нет. Но когда нарисуешь пятьдесят таких же, увидишь что именно тебе не нравилось.” В этом и была загвоздка - мне не нравилось то, что умели мои руки на тот момент. И однажды я отпустила контроль, убрала все требования и стала просто рисовать. Каждый день. В любом деле человек сначала новичок, затем ученик и подмастерье. Мастерство приходит с опытом.

Видя искренний интерес посетителей, курсанты отвечали на вопросы, рассказывали о том, как делали то и другое, не устраивая секретов из ноухау - тогда впервые мы применили особую итальянскую пасту, позволяющую создавать 3Д модели в декупаже. Открытость вызывала ответный интерес. У наших стендов всегда толпились благодарные зрители, чье активное одобрение поднимало творцов в собственных глазах. В такие моменты они ощущали себя экспертами, хотя по привычке, принимая похвалу в свой адрес, скромно опускали глаза. Желающих учиться прибывало. Курсы открывались один за другим.

Не одно поколение было воспитано в убеждении, что творчество на радость собственной душе - пустая трата времени, к тому же, не приносящая денег. Ради денег надо тяжело вкалывать. Своими курсами и выставками я старалась доказать обратное - творчество в удовольствие приносит воодушевление, дарит общение с единомышленниками, а создание и созерцание красоты поднимает жизненный тонус. Вещи, созданные своими руками, несут гораздо больше позитивной энергии, чем изделия серийного производства. 

В те годы курсы я вела каждый вечер, помимо работы в магазине. Знакомые спрашивали: “Откуда в тебе столько энергии? Как ты можешь, неужели не устаешь? Все с работы домой, а ты с работы на работу.” Но я настолько горела идеями, что думать об усталости было некогда. В дождь и в снег загружала огромные китайские сумки моделями, рабочими материалами, и отправлялась “по городам и весям”. Машина стала домом на колесах, в котором за год наматывала более двух тысяч километров по окрестным деревням. 

Композициям на ежегодных выставках старалась придавать единое звучание и объединять общей темой (тут опять спасибо дяде Ване, талантливому художнику и организатору успешных выставок). Основными идеями того года стали “Женщина и рециклинг”. Женщина: ее сила и красота, таланты и способности, умение из ничего слепить Нечто. Женский темперамент и хватка, слабость и заскоки - все это хотелось показать в наших изделиях - от фарфора и корзин, до бутылок и абажуров, от коробок для шляп до красивых безделушек. Рециклинг: предложила включить креатив и использовать то, что есть в каждом доме. Девиз “Новую жизнь старым вещам” подошел как нельзя кстати. Каждое занятие  дарило незабываемую радость и убеждало, что творческая фантазия не имеет границ - мы до слез хохотали, глядя друг на друга, облепленных перьями, стразами, засохшим клеем на лицах и одежде. В порыве вдохновения забывали обо всем. “Будьте как дети” - и мы были.

Кроме красивых бутылок взяли в работу снятые с электрических столбов фарфоровые изоляторы и расписали их “под матрешек” (фото внизу). Изоляторами одарила одна из участниц, муж которой принимал участие в демонтаже старых деревянных столбов, когда пришла эпоха подземного кабеля. Век новых технологий потихоньку вступал в свои права, и хотя наши взоры все еще были устремлены в материю, мы явно ощущали ее переизбыток. Да и не только мы. Совсем скоро вопрос куда девать отходы и миллионы тонн ненужных вещей поднимется в глобальном масштабе. Конкурс на лучший сервиз или создание миниатюрных рождественских базаров с освещенными ларьками, самодельные открытки или альбомы по скрапбукингу, книги из собственноручно изготовленной бумаги или зонтики, декорированные в технике декупаж - все должно вызывать интерес и быть актуальным. И мы всегда попадали в струю. Чем и привлекали внимание публики.

Идеи постоянно витают в воздухе. Чтобы уловить, на них нужно настроиться. Нюх на новое тоже приходит с опытом. Когда начинаешь творить, обязательно попадаешь в свою струю. И этот поток обязательно вынесет куда надо. Главное не ждать, а делать. И тогда не будет отбоя от идей. Наоборот, будет не хватать времени на осуществление.

ВЫНОСКА: “Бал – это место, где решаются судьбы”, Галина Долгова, Под маской долга

И вот, наступил час Икс. Претендентки на трон выстроились вдоль зеркальной дорожки. Королеву выбирали посетители выставки тайным голосованием, в котором участвовали несколько сот человек (в скобках замечу, что для небольшой деревни, как наша, это много). Наконец, королева коронована. Победила одна из немногих, кто имел голову на “плечах”. Мы смеялись, констатируя этот факт и согласились, что да, женщина без головы, как граната без кольца. Прозвучали фанфары и ректор института вручила главный приз - бесплатное участие в следующем семестре. Призами за второе и третье места стали изделия призового фонда, созданного из ученических дотаций.

Через неделю после выставки пришло время собирать чемоданы. Предстояло вкусить американской жизни. Три недели на другом континенте - такой подарок получила на юбилей от мужа. Мы исколесили восемь штатов: Вашингтон, Айдахо, Монтана, Вайоминг, Юта, Аризона, Невада, Калифорния. Подробности об этой поездке в главах 13 и 21. А в августе ждала поездка в Одессу - на свадьбу брата. Там я весь вечер протанцевала с наилучшим в мире кавалером - новорожденным племянником. О нем расскажу в следующем отрывке.