Ранный Юлек! Глава 8

Ольга Кайдалова
… не сомневаюсь, что ещё в младенчестве я выказывал некоторые коллекционерские склонности…

"Причуда"

С первобытной древней пыли
Люди собирать любили
И коньком назвали это
(Впрочем, и причудой где-то).
Начал конь скрываться вскоре
И в машине, и в моторе,
Но нигде (и даже в Сочи)
Быть конём никто не хочет.

- Невероятно! Ещё один термометр разбился! – заламывала руки пани Адела. – Что творится в этом доме?
Действительно – что? Ведь у Тувимов за последние недели действительно пропадал термометр за термометром. Правда, первый из них пани Адела разбила сама – это было тогда, когда развалился террариум Юлька, и по дому начали ползать ужи и бегать ящерицы. Мама Юлька ещё не привыкла к их виду, и когда особенно крупный образчик выполз из-за шкафа, она аж подпрыгнула от изумления. Коробка с пастилками от кашля, стеклянными банками и термометром, которую она держала в руках, выпала и упала на пол. Трах!
- Помогу маме. – Юлек прибежал с веником и совком и старательно смёл сначала осколки стекла, потом рассеявшиеся капельки ртути. Он долго наблюдал, как ртуть танцует на совке: крошечные капельки сближались и сливались в большую каплю, меняли форму, растягивались, чтобы вновь распасться на десятки блестящих капелек. А Юлек смотрел, онемелый и поражённый…
Так, первый термометр мама Юлька разбила сама, она хорошо помнила это. Но что стало с остальными?
Пани Адела знала сына, как никто другой на свете. С невозмутимым спокойствием она наблюдала за его следующей страстью: коллекционированием. Собирать марки и открытки Юлек скоро бросил, как заурядное и неинтересное занятие. Потом настала очередь перьевых ручек, ракушек, колечек от сигар, газет со всего мира (у него была даже одна японская!) и сотни других вещей. Чем более чуднЫми были коллекционируемые предметы, с тем большим увлечением Юлек их собирал. Пани Адела прекрасно знала об этом. Но даже ей не пришла в голову мысль, что Юлек собирает… ртуть! Если бы она узнала эту тайну, обязательно затосковала бы о решительно менее опасном увлечении гадами. Однако эти симпатичные зверьки к тому времени уже бегали по парку Понятовского…
«Чего не выдумают люди…»

«Один собирает грибы (все подряд),
Монеты – другой (со всех стран, говорят),
А третий – гребёнки (с щербинкою только),
Четвёртый - щебёнку (вон камешков сколько!).
На всё эти люди чуднЫе готовы…» -
Так сетует марка (с открытки почтовой).

На счастье Юлька, загадка о разбитых с высокой частотой термометрах осталась неразгаданной. Впрочем, увлечение ртутью скоро прошло в доме Тувимов, а на её место пришёл следующий бзик. Может, минералы? Или, скорее, благовонные масла, купленные в аптеке пана Торна на углу Андрея и Господской? Юлек потом смешивал их, готовил, добавлял то корку апельсина, то лавровый лист, добиваясь таким способом особого аромата. Домочадцы скоро забыли о загадке хрупких термометров.
Только аптекарь ещё много месяцев спустя, когда пани Адела заходила к нему со списком покупок* и кучей рецептов, вначале внимательно читал записки, а потом вежливо спрашивал:
- И ещё термометр?
-------------------
*Термометры
Покупала на метры.