Феномен биосферной рациональности в условиях социа

Эдуард Демиденко
Феномен биосферной рациональности в условиях                социально-техногенного развития жизни
Э. С. Демиденко               
Брянский государственный технический университет, Брянск, Россия                demidenkoes@mail.ru
   
     Анализ развития биосферы, современного и перспективного жизнеустройства людей, в том числе и в области биомедицины, задача  не из легких. Проблематикой жизни  впервые начали заниматься философы и ученые  3 тыс.  лет назад, тогда как кроманьонцы появились  200 тыс. лет. Философия и науки опираются  уже на коллективный теоретический разум,  изучают мир не ради любопытства, а ради благоприятного развития человека и живой природы. Познать человека, его телесность, дух, душу и здоровье невозможно без глубокого познания истории земного мира, особенно сейчас – в эпоху стремительного общественного прогресса и роста населения.

    Эти изменения  имеют особую природу, которую подметили в начале ХХ в.   ученые нашей страны - А.П.Павлов и В.И.Вернадский. Они сделали важный вывод: с появлением человека разумного он начинает при помощи разума создавать новые производительные силы, сравнимые с геологическими. Человечество берет на себя развитие общества и природы, тогда как ранее жизнеустройство мира определялось всеми живыми организмами. Человечество возвышается над миром, развивается как единое  целое, и поэтому «перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества…»               

.    Социология дает нам представление о смене земледельческих производительных сил на научно-технические. Еще в земледельческом обществе (1800 г.) при выполнении работ в мире на долю физических сил человека и одомашненных животных приходилось 98%, а  технической энергетики – 2%. В начале ХХI в. на долю техники  приходится 99% . Гигантские силы общества создали и невиданные ранее богатства –  в ХХ в. количество богатых и социально обеспеченных людей возросло с 1% населения мира чуть ли не до половины его.   Эти теоретические и практические данные дали автору возможность сформулировать новую методологию - социоприродного подхода, на основе которой можно судить, в каком направлении социум развивает мир, насколько развитие общества согласуется с природой. Социоприродное развитие означает: техногенный социум, опираясь на достижения теоретического разума, науки и техники, творит на Земле новый, техносферно-природный мир жизни.

      Вопросами гармоничного развития земного мира, человечества и природы  во второй половине ХХ в. занимались ООН, Римский клуб, многие национальные академии и творческие коллективы, но задача не только не была решена, но и усложнилась, особенно в области гибели биосферы и ухудшения здоровья населения. Если с развитием промышленности и улучшения условий труда и жизни людей произошли положительные изменения – повышения благосостояния, увеличения продолжительности жизни, акселерация, существенный рост образования и культуры, то в ХХ-ХХ1 вв. наметились отрицательные явления в жизни.

     За четверть века после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92) человечество не только не добилось устойчивого развития, а идет по гибельному пути, создавая ситуацию уничтожения биосферной жизни. Мои исследования и соратников по   научно-философской школе при Брянском государственном техническом университете  это подтверждают, прогнозируя пути развития человечества без биосферной природы .

     Заметные трансформации в биосферной жизни начались 10-12 тыс. лет назад в эпоху неолита с переходом к земледелию как первой фазе производящей экономики, когда человечество стало использовать активно одну из основ биосферы – почвенный покров. За это время разрушено 2 млрд га его: до 1700 г. – 1,3 млрд, а в 1700-2000 гг., в индустриальной фазе экономики – еще 0,7 млрд га .  Расчеты советского почвоведа В.А. Ковды показывают: ежегодные сбросы гумуса в распадки и реки, затем из суши в моря и океаны при использовании однолетних культур и ежегодной обработкой почв техникой составляли в 20-е гг. ХХ в. 3 млрд тонн, в 70-е – 24 млрд,  а сейчас - за 30 млрд. тонн.  В статье «Тихий кризис планеты» (Вестник РАН, 1997, № 4) Г.В. Добровольский называет причины исчерпания почв, не касаясь их сроков. Наш анализ показывает, что их осталось на полтора века с учетом использования минеральных удобрений и торфяников.  Почвенный покров - это основа всей биосферы Земли. С переходом полмиллиарда лет назад жизни на сушу литосферная биосфера начала развиваться значительно продуктивнее гидросферной. Океан занимает 71% поверхности Земли, но биомасса его живых организмов составляет 0,13%.-0,2%. Живое же вещество сосредоточено в сухопутных растениях.  То есть, с гибелью почв идет омертвение суши с потерями популяций живых организмов. За четыре десятилетия (1970–2010 гг.) индекс “живой планеты” снизился на 52%, а в пресных водах на 3/4, живое вещество сократилось на 30%, что отражается в Докладе Всемирного Фонда дикой природы (WWF) «Живая планета-2014». За 5 десятилетий в мире ушли из жизни две трети видов живых организмов, в основном малых по весу и на треть сократилось живое вещество планеты.

     Индустриально-техногенное развитие вызвало бурный рост горожан,в 1800-2018 гг. их увеличение произошло с 45 млн до 3,7 млрд., или с 5,1% до 51% от землян. В городскую техносферу перетекают вслед за человеком и окультуренные животные с сокращением их в биосферной природе, а также искусственными становятся и поля. Масса человечества и до-машних животных составляла в 1860 г. 5% биомассы наземных животных, в 1840 г. – 10%, в 1980 г. – 20%, а в начале ХХI в. – около 40%  . К концу века их станет порядка 80-85%, если человечество не сменит существующий социально-техногенный вектор своего развития. В ХХII в. осуществится оголение планеты с сохранением заповедных территорий, а люди пе-рейдут на биотехнологическое питание на основе остатков природных биологических ресурсов и вытяжки биогенов из земной тверди и воды. «Разумное человечество» и  постбиосфер-ная жизнь сконцентрируется в городской и и ной техносфере, если не сохраним биосферу.

    Происходящие трансформации сказываются на состоянии здоровья людей и характере изменения болезней. Еще в Х1Х в. Россия жила по биосферным законам. Перепись населе-ния 1897 г. показала, что 43% детей умирало до 5 лет. Из семерых детей, которые рожала в среднем российская женщина, четверо умирало до совершеннолетия, а остальным предстояла относительно долгая жизнь. Сейчас до 5 лет умирает до 0,8% детей в России, или в 10 раз меньше, чем в среднем в мире .  Но вместе с «прогрессом» в области смертности мы получили и потери биосферного генетического отбора здоровых детей, что потребовало новых подходов к сохранению здоровья людей в условиях социально-техногенного развития мира.

     Понятие биорациональности, скорее всего, порождено из-за незнания наукой перспектив социально-техногенного и биосферного развития мира. Речь идет не отвлеченно о биологическом веществе, а конкретном историческом явлении. С появлением человека и организацией его в общественные организмы появляются элементы новых форм жизни на Земле – социально-биосферные, с начала появления земледелия и техносферных объектов - социотехнобиосферные, а с переходом к промышленно-техногенному развитию происходит уже массовое становление социотехнобиосферной формы жизни. С гибелью биосферы утвердится на Земле социотехнобиологическая форма жизни – с тающим кислородом в атмосфере;  почвенный и зеленый покровы биосферы поддерживали кислородную атмосферу.

      Речь идет о том, что с гибелью биосферы и станет господствовать биорациональность, которая будет проявляться, прежде всего, в сохранении остатков биосферного биовещества и формировании искусственного. Сейчас человек имеет дело  с остатками биосферной жизни, на сохранение которой необходимо направить усилия мирового сообщества. С обеднением биосферной жизни и ростом техносферы обедняется здоровье людей, порождаются новые, техногенные болезни. Ярким тому примером может стать массовая индустриализация и автомобилизация в 1960-1980 годы на Западе. В результате этого в 28 наиболее развитых странах смертность у женщин от рака легких возросла примерно в 10 раз, а у курящих женщин - почти в 200 раз. Табак уже стал выращиваться на минеральных удобрениях, а сигарета -  с применением химии. У курящих женщин на треть больше выкидышей, в 6 раз преждевременных родов, в 9 раз – бездетности. В возрасте 40-49 лет курящие умирают в 3 раза чаще некурящих.  Но самое главное, на что мало обращают внимание – от нарастания техногенности трансформируется клетка, идет вырождение наследства, а с ним и рода. Более гибельные изменения происходят сейчас в генофонде населения мира.   По данным ВОЗ, нация считается вымирающей, если генные изменения наблюдаются     у 10% и более детей. Как показывают исследования, в высокоурбанизированных регионах мира они достигают 15-17%, а в Новочебоксарске, например, изменения на генетическом уровне произошли у 40% детей.

       Проблемы биосферной рациональности  значительно зависят от социального развития мира. Когда мы говорим о его социально-техногенном развитии,  то наряду с избыточной техногенностью, понижающей рациональность, социум может значительно ее улучшать. Так, например, в СССР (стране социализма) было немало сделано для укрепления здоровья населения: в 3 раза снизилась общая и в 11 раз – детская смертность, вдвое увеличилась средняя продолжительность жизни, ликвидированы многие опасные заболевания. С переходом к капитализму в СССР во всех бывших республиках не только ухудшилось благосостоя-ние народов, но и состояние здоровья людей. Капитализм, прежде всего, своей конкуренцией в противовес коллективизму, практически уничтожает биосферную жизнь на Земле.


     В самой развитой капиталистической стране – США, как показывает статанализ, уничтожено 95% биосферных лесов, 95% почв в аграрном секторе и в 3 раза в ХХ веке в почвах снизилось количество полезных веществ. Недостаток их в организме людей привел к тому, что тело американца «округляется» и снижается : около 80% с избыточным весом, в т.ч. 38,2% населения с ожирением, что ведет к трансформации организма человека, нарастанию болезней, остановке роста продолжительности жизни и даже антиакселерации. Автор статьи в 2011 г. понятие «антиакселерация» ввел в научный оборот на основе анализа ее в США, несколько позже австралийские ученые подтвердили это при исследовании детей в 28 развитых странах.

   Недостатки в качестве питании детей, отсутствие достаточного количества ценных веществ в организме, связанных с исчерпанием почвенного покрова, ведет и к омоложению болезней, к росту детской инвалидности.  Богатую природой Россию в начале 90-х годов ХХ в., где детская инвалидность опережала взрослую примерно в 1,5 раза, оОсобенно показательным по заболеваемости является небольшой четырехлетний отрезок времени в Калининграде (2003-2006), когда бизнесмены поставляли из европейских стран компьютеры, подержанные автомобили и продукты-пустышки из обедненных почв. Заболеваемость детей увеличилась тогда на 17%, болезни глаз  на 48%, онкология на 83%.

       Весьма ярко проявляются «техногенно-цивилизационные генетические болезни» в США, где не только разрушаются природные биоресурсы, но и создаются генетически модифицированные продукты питания (ГМО). Так, при  проведении скрининга новорожденных выявлено: генетически обусловленных заболеваний в более экологичной России – 4, тогда как в запредельно техногенных США – все 30. Массовым явлением в США стала и гибель пчел, которые весьма заметно стали гибнуть с 2006 г., и их осталась менее пятой части, что говорит о безответственном отношении к биологическим природным ресурсам, ведущим к весьма опасной смене эволюции жизни .
Эти и другие факты существенных потерь на Земле  биосферных ресурсов ставят перед человечеством неотложные задачи прекращения их уничтожения и рационализации охраны.