О крыльях и крылышках

Виктор Бабинцев
Крылья есть у насекомых, летающих рыбок, летучих мышей и у птиц, конечно. Были крылья и у вымерших летающих ящеров. Вопрос: «Как Природа смогла дать своим тварям идеальные крылья, если зачаточные крылья и крылышки могли всем им только мешать и никак не способствовать выживанию их обладателей?».

Этот вопрос "на засыпку" верующие частенько задают безбожникам или атеистам. Но посмотрите вместе со своей бабушкой на снимок вверху и спросите её: во что завёрнута летучая собачка – в крылья или в плащ-палатку?

Вот и на вопрос верующих у нас уже есть простой ответ: у всех настоящих крыльев, когда они были в недоразвитом или в зачаточном состоянии, было другое и очень полезное для их обладателей назначение: у летающих рыбок это были просто брюшные плавники, то есть рули глубины погружения, которые есть почти у всех других рыб; у насекомых зачаточные крылья были в виде хитиновых защитных щитков, прикрывающих спинку; у летучих мышей – это небольшие накидки и демисезонные плащ-пальто от дождя и холода.

Птицы произошли от ящериц, то есть пресмыкающихся, поэтому тут надо задаться вопросом: чем могли быть полезны недоразвитые крылья древним ящерам? Думается, они были им полезны тем же самым, чем были изначально полезны летучим мышам их маленькие накидки. Это раз.

Во-вторых, недоразвитые крылья уже могли быть полезны птеродактилю, например, как рули поперечной устойчивости при быстром беге на двух конечностях. И тут уместно сравнение ящериц, бегающих на двух лапках, с рыбами, способными при опасности подниматься на поверхность воды и "вставать на хвост". При таком очень быстром способе передвижения всё тело рыбы находится над водой, а погружённым в воду бывает только хвостовой плавник. Сопротивление воздуха движению тела с сотни раз меньше, чем воды, что и является причиной резкого увеличения скорости рыбы при той же максимальной интенсивности работы хвостового плавника. Но при этом становится актуальным сохранение телом рыбы осевой и поперечной устойчивости. У предков летающих рыбок это были значительно увеличенные в размерах брюшные плавники, а у предков птеродактилей - перепонки между сильно вытянутыми фалангами пальцев на передних конечностях. Так что, в естественной природе элероны и закрылки могли появиться раньше самих крыльев.

В-третьих, Природа не знает, что вес тела равен произведению ускорения свободного падения на массу тела; для неё вес тела - это то, что мешает быстро бегать, высоко прыгать и даже летать. Так вот, недоразвитые крылышки уже способствовали уменьшению веса и быстро бегущей ящерицы, и быстро бегущей по поверхности воды рыбки. Дальше - больше. Увеличивающиеся в размерах плавники, накидки и крылышки позволили наконец божьей твари оторваться от земли и совершить, как говорят лётчики-испытатели, первый подскок и планирование. Всё просто. Хотя на самом деле всё могло быть ещё проще: кто дальше прыгнул с гребня высокой волны или с обрыва - тот и уцелел, и дал прыгучее потомство.

Но вот вопрос посложнее: «Почему Природа всегда стремилась дать своим тварям максимально плоские крылья, если по мнению Эйнштейна и Жуковского, такие «беспрофили» вообще не могут создавать подъёмную силу?».  Как известно, Эйнштейн и Жуковский – это теоретики горбатого профиля и отцы-основоположники современной научной аэродинамики, которую, если честно, уже никто не понимает. Но именно они, а не Природа учат всех. Впрочем, они же были математиками, а математик всегда начинает считать, не успев подумать. И учат они кого?.. Правильно, таких же математиков. Самолёты Эйнштейна и Жуковского не полетели по банальной причине - большого паразитного лобового сопротивления очень горбатых крыльев, а они всё ещё учат. "Придумать свою формулу - это важнее, чем участвовать в политике: политики приходят и уходят, а формулы остаются..." (Эйнштейн).

Мы с этим вопросом разбирались в темах «Парадокс шмеля, или Трактат "О подъёмной силе»: http://proza.ru/2019/01/24/396

и  в "Аэродинамика для чайников и учёных": http://proza.ru/2015/08/03/1417

И смогли вычислить подъемную силу, не написав ни одной формулы. А что тут сложного и невозможного, если подъёмная сила крыла равна положительной разнице атмосферных давлений, действующих на плоское атакующее крыло снизу и сверху, и оно, нормальное атмосферное давление, равно 1 кг/см2?.. И у нас получилось: орёл весом в 4 кг, имея площадь несущих поверхностей 1 м2, почти неподвижно парит в вышине при положительной разнице атмосферных давлений на его крылья всего 0,04% от возможной разнице в 10 тонн на квадратный метр. Так что, на ничтожной асимметрии атмосферного давления всё и летает.