Шахерезада совсем не сказочная история

Валентин Баюканский
Иранский телесериал о высоте человеческого духа и человеческой низости

Как правило, я не смотрю телевизионные сериалы, потому что они мало чем отличаются друг от друга. Одни и те же актёры, похожие сюжетные линии скороспелых сценариев утомляют и вызывают отрицательное отношение к этому виду киноискусства. Начинаешь смотреть – и уже через десять-пятнадцать минут можно угадать, чем всё закончится.
Приятным исключением является иранский телесериал «Шахерезада», который демонстрируется в разных странах с 2015 года. В России он появился в 2019 году, но посмотреть его мне удалось только сейчас. Он прошёл для меня под знаком открытия не только истории современного Ирана, но и жизни его граждан. До этого в моём сознании, вероятно, как и в сознании большинства россиян, Иран в первую очередь ассоциировался с древней персидской культурой, славящейся своей неповторимой поэзией и живописью. Всем известны также иранские ковры и чай. Вот, пожалуй, и всё. Современная жизнь страны ускользала, представлялась какой-то тёмной территорией, на которой властвуют суровые религиозные законы. И вдруг…
В фильме я с удивлением увидел не обременённую религиозными догмами современную жизнь. Сериал отличается множеством сюжетных линий и наполнен живыми, а не ходульными персонажами. Для меня он, подобно сказкам «Тысячи и одной ночи», представляет собой красивое панно с замысловатыми восточными узорами, образующими каллиграфическую вязь увлекательного кинематографического повествования. Местами, однако, чувствуется влияние западного кинематографа либо – тоже открытие – классического советского кино, в основе же – иранское с его восточной спецификой. Причём присутствующая в фильме кинематографическая эклектика не разрушает, а усиливает характеры главных героев, заостряет внимание на происходящем, представляет показанную историю не местечковой, а с гораздо большей географией и значением. Недаром в рекламных роликах жанр сериала позиционируется не только как историческая драма, но и как мелодрама и криминал.
В основу картины положена вечная тема любви, когда двое мужчин – интеллигентный мечтатель Фархад и жёсткий, привыкший жить, руководствуясь своими прихотями, Кобад оспаривают право быть вместе с возлюбленной Шахерезадой. Такое соперничество, когда один не уступает другому, приводит к трагедии, усугубляемой тем, что женщина имеет ребенка от одного мужчины, а любит другого.
Главная героиня – молодой врач Шахерезада Саадат, женщина с сильным характером, почти феминистским взглядом на жизнь, – оказалась между двух огней. Она помолвлена с Фархадом, но вынуждена уступить родителям и всесильному господину Бозоргу, главе клана Дивансаларов, слово которого для них – закон. Чтобы спасти своего жениха от казни, она становится второй женой племянника Бозорга – Кобада. Его первая жена Ширин, дочь Дивансалара, бесплодна, а клану нужен наследник.
С каждой серией любовная история запутывается, обрастает новыми персонажами, потому что проходит не только на фоне непрерывных интриг, где присутствует человеческая подлость, но и во времена серьёзных политических событий, сотрясающих иранское общество. Действие разворачивается в начале 50-х годов прошлого века, когда правительство доктора Моссадека, возглавляющего Иран, свергают местные олигархи и зарубежные финансовые компании, обеспокоенные демократическими переменами в стране. Кипят нешуточные страсти. Высшие слои общества подвержены коррупции, откровенный подкуп и взятки решают множество вопросов – будь то помилование преступника или, наоборот, обвинение невиновного. Гражданские свободы жёстко ограничены военными властями. Придворные шаха Пехлеви, пришедшего после переворота к власти, полиция и местные криминальные кланы, торгующие кокаином, ведут между собой борьбу за тендеры на земельные и нефтяные участки и рынки сбыта, не гнушаясь заказными убийствами и подставой конкурентов. Как всё это похоже на сегодняшний день!
Необычен и быт Тегерана. Его улицы, кроме повозок с лошадьми и осликами, заполнены зарубежными автомобилями и солдатами, расцвечены иллюминацией. Иранцы курят, пьют спиртные напитки в ресторанах, играют в бильярдных, смотрят американские фильмы в кинотеатрах. Представители столичной интеллигенции не только читают стихи иранских поэтов и спорят о литературных стилях, но и рассуждают о роли закона, свободе личности и обязанностях государства перед гражданами. Супруги называют друг друга на вы, мужья жён – госпожами, а дети, слушая наставления родителей, отвечают им: «Слушаюсь». Девушки посещают спортивные женские клубы и кафе. Есть чему удивляться!
Господин Бозорг является, на мой взгляд, ключевой фигурой сериала. Тайно влюблённый в молодую красавицу Шахерезаду, он выдаёт её замуж за своего племянника Кобада, отводя ей роль матери будущего ребенка и руководствуясь мнением, что девушка должна быть образована ровно настолько, чтобы уметь разве что поставить подпись в своём брачном контракте.
Бозорг Дивансалар представлен в фильме одним из иранских крёстных отцов и чем-то напоминает дона Вито Корлеоне. Его дворец и поместье круглосуточно охраняются большим количеством людей и собаками. Преданные слуги, работающие у него не одно десятилетие, готовы выполнить любое указание хозяина, но так происходит лишь до поры до времени. Оказывается, даже такого умного и проницательного господина Бозорга можно ввести в заблуждение. Причём это удаётся тем, кому он всецело доверяет. Не зря говорится, что человеческая душа – потёмки. Казалось бы, преданные хозяину братья Хишмат и Насарат, отвечающие за его безопасность, ведут свою тайную игру. Отвратительные по своей сути планы осуществляет и горничная Акрам, приставленная Бозоргом к дочери как соглядатай. Чтобы извлечь собственную выгоду, она всемерно подогревает ненависть Ширин к Шахерезаде и Кобату, натравливает остальных членов семейства друг на друга, при этом не гнушается даже убийством. И всё это она делает, чтобы помочь своей бедствующей семье и отцу-наркоману.
Господин Бозорг непомерно жесток к одним, к другим же – щедр и благосклонен. Он, действуя в соответствии с собственным кодексом чести, считает, что выжить в жестоком мире можно лишь обладая железной волей и твёрдо зная, чего хочешь. Для него важна личная преданность подчиненных, за которую он может не только щедро наградить, но и простить провинившихся. В своё время он был крайне беден, не знал отцовской ласки, но сумел добиться высокого положения и уважения граждан. Обладателя огромной власти и богатства Бозорга гнетёт одиночество. Он потерял в автокатастрофе жену и сыновей. Его душа страдает от того, что взбалмошная и высокомерная Ширин унижается перед никчёмным, по его мнению, Кобадом, и он не может ей помочь, потому что дочь неистово того любит. Поэтому Бозорг часто вымещает своё раздражение на племяннике, беззастенчиво унижая того. Бозоргу хочется любви и тепла, которое исходит от Шахерезады, но он тщательно это скрывает.
В сериале, в отличие от знаменитой «Тысячи и одной ночи», сказочного крайне мало. Почти все персонажи глубоко несчастны. Многие замараны кровью, предательством, обманом, интригами, страдают малодушием и одержимы пагубной жаждой обогащения любой ценой. Привыкшие к подчинению всех и вся представители семейства Дивансаларов Бозорг, Ширин и Кобад не обращают внимания на судьбы других, не осознавая, что разрушают в себе всё хорошее что в них когда-то было. Кобад говорит Фархаду: «Ты как будто с луны свалился. Ты сам, твой отец, твой покорный слуга – любой, кого ты видишь рядом с господином Бозоргом, – всего лишь фигуры на его шахматной доске. И мы отнюдь не короли и ферзи, мы – пешки. Я сам никто, чтобы идти против него. Пойти против господина Бозорга – это как в одиночку сражаться с целой армией».
Родители Фархада и Шахерезады вынуждены выполнять волю семейства Дивансаларов, тем самым причиняя себе и своим близким боль и разочарование. Образы главных персонажей сложны и неоднозначны. Мягкий и романтичный Фархад, руководствуясь благими намерениями, ради равенства и свободы неоднократно подвергает себя и родных серьёзной опасности. Про таких говорят, что жизнь их ничему не учит. Лишившись отца и любимых девушек – Шахерезады и Рои, Фархад черствеет душой, становится желчным и злопамятным. Он пытается расправиться с Кобадом. Однажды его отец сказал Фархаду: «Сколько ещё будет смертей, пока ты опомнишься». Фархад запомнил слова Шахерезады о том, что они старались изменить мир, но мир меняет их самих, и не всегда бывает так, как хотят люди.
В противоположность ему прожигающий в гулянках жизнь Кобат ненавидит жену Ширин и своего дядю. Полюбив Шахерезаду, он становится заботливым отцом, готовым пожертвовать ради возлюбленной Шахерезады и сына жизнью. Он мечтает оставить богатство и жить в семье, где заботливая жена будет читать ему на ночь сказки из «Тысячи и одной ночи».
Сохранить душу в чистоте, преодолев подобные препятствия, удаётся не каждому. Исключением является Шахерезада. Она хоть и не совершенна (меняет свои пристрастия), однако своим великим терпением, искренним желанием примирения и прощения врагов показывает остальным, что всегда можно оставаться человеком, стремиться к добру и справедливости. И тогда, как и в «Тысячи и одной ночи», можно покорить и сердце всесильного шаха, и сердце любимого человека.
Несмотря на то, что некоторые места показаны по-восточному наивно и излишне затянуто, фильм получился интересным. Качественные съёмки, закрученный сюжет, расцвеченный иранскими песнями, музыкой, стихами и сопровождаемый красивыми актёрами, заслуживают уважения. «Шахерезада» – весьма познавательный сериал не только для иранских зрителей, но и для зрителей разных стран. После его просмотра по-новому смотришь на Иран – страну с её великими древними традициями.